Софья Зонина
Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников группы
▼ Скачать + Заказать документы
«ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ»
Авторы: воспитатели I категории Зонина С. А., Киселева Т. Ю.
Программа «Путь к здоровью» определяет основные направления оздоровления детей в детском саду, задачи, а также пути их реализации.
Актуальность программы
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
Публикация «Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием хронической патологии.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о самом себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья.
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Цели программы
• Сохранение и укрепление здоровья детей.
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни
• Создание условий для гармоничного физического и психического развития
• Повышение умственной и физической работоспособности детей
Программа нацелена на воспитание ребенка-дошкольника здорового физически, инициативного и раскрепощенного, социально и нравственно развитого.
Основные принципы программы
• Принцип сознательности - осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
Принцип доступности – учитывается возрастные особенности детей.
Принцип систематичности - предполагает непрерывность процесса, а не от случая к случаю.
Принцип цикличности - предполагает повторяющуюся последовательность.
Принцип комлексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Связи теории с практикой – приучает применять знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.
Основные направления
1. Оздоровительное
• Организация здоровье сберегающей среды в группе
• Изучение передового опыта по оздоровлению детей
• Сохранение уровня позитивного здоровья за счет профилактических мероприятий
• пропаганда здорового образа жизни
2. Валеологическое
• Воспитание валеологической культуры детей
3. Физическое
• Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка
• Создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей
4. Психоэмоциональное
• Создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей
• Осуществление психологической адаптации и интеграции детей, отстающих в развитии
5. Коррекционное
• Психоэмоциональная коррекция поведения
• Формирование правильной осанки
• Профилактика плоскостопия
Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012;
• Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором 2.4.1. 3049-13 от 15.05.13 №26;
• Письмо Минобрнауки от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
• Устав МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №64 г. Иваново»
• Программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №64 г. Иваново»;
• Должностная инструкция воспитателя, инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников.
Организационные методические мероприятия
1. Знакомство и внедрение в практику новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
3. Диагностика состояния здоровья детей.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Обучение детей здоровому образу жизни, привитие чувства ответственности за свое здоровье.
Реализация направлений программы
I. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в группе.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
Обновление материально-технической базы:
• пополнение физкультурного уголка мячами разных размеров, обручами, скакалками, массажными мячами, гантелями, ковровыми дорожками, массажными ковриками.
Преобразование предметной среды:
• произвести благоустройство прогулочного участка;
• восстановить зоны уединения (для снятия эмоционального напряжения) в группе.
II. Воспитание у детей культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни
Пути реализации:
• режимные моменты
• тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных)
• физкультурные занятия
• закаливающие процедуры, массаж и самомассаж
• организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал)
III. Организация рациональной двигательной активности детей
• Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
• Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
• Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
• Контроль за физическим воспитанием.
• Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медотводов.
• Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
• физические занятия в зале и на спортивной площадке
• утренняя гимнастика
• бодрящая гимнастика после сна
• физкультминутки
• оздоровительный бег в конце каждой прогулки
• физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”
• индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД
IV. Психоэмоциональное развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, речи.
Пути реализации:
• фронтальные занятия с детьми по базисным программам;
• создание полноценной предметно-развивающей среды в группе;
• организация игровой деятельности детей;
• индивидуальная работа с детьми.
Профилактика эмоционального благополучия детей в нашей группе осуществляется в двух основных направлениях:
• обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей;
• создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
• анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• ведение адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;
• использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
• создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на преду-преждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
• диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
• индивидуальные консультации с родителями;
• индивидуальные беседы с воспитанниками;
• обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
• подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
• обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
• организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группе;
• создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
• формирование культуры общения детей;
• проведение досугов, развлечений, праздников
• рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).
• обучение детей приемам релаксации.
V. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми.
Организация работы по программе Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду»
Контроль дыхания при повышенной двигательной нагрузке.
Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания.
Гимнастика после дневного сна, физкультминутка, контроль за сохранением правильной осанки в бытовых и рабочих позах, физкультурные занятия.
Индивидуальная работа, прогулки, походы.
Профилактика нарушений зрения, переутомления.
хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.).
Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Оздоравливающие и здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми группы «Смешарики»
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 10-15 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, используем лишь элементы спортивных игр
Креативная гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Создать благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.
Игровой стретчинг
Выполняется как часть физкультурного и музыкального занятий, на прогулке, в групповой комнате по ходу сюжетно-ролевой игры. Состоит из взаимосвязанных игровых ситуаций. Опасаться непропорциональной нагрузки мышцы.
Танцевально-ритмическая гимнастика Как часть физкультурного и музыкального занятий, на прогулке, в групповой комнате.
Упражнения подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, проинструктировать детей об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Упражнения на кроватках, обширное умывание; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и др.
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Технологии обучения здоровому образу жизни
НОД по физическому развитию 2-3 раза в неделю. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Игротреннинги и игротерапия В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных задач. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Валеологические занятия 1 раз в месяц со ст. возраста Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Коррекционные технологии
Арттерапия 1 раз в неделю (20– 30 минут со средней группы). Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия 2занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является группа детей
Цветотерапия Как специальные занятия 1 раз в месяц. Правильно подобранные цвета снимают напряжение, повышают эмоциональный настрой.
Организация питания
Комфортность условий приема пищи в нашей группе обеспечивается возможностью для детей во время еды отдохнуть, немного расслабиться и пообщаться со сверстниками. Это достигается тем, что воспитатель обедает вместе с детьми. Он своим примером показывает, как пользоваться столовыми приборами, как общаться во время приема пищи.
Основные принципы организации питания:
• выполнение режима питания;
• гигиена приема пищи;
• соблюдение норм потребления продуктов;
• эстетика организации питания;
• индивидуальный подход к детям во время приема пищи;
• правильность сервировки стола
Взаимодействие с семьей
Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику:
• единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям;
• систематичность и последовательность работы в течение всего года;
• индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей;
• взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду;
• обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
• повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни;
• обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей;
• увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей;
• валеологическое просвещение родителей;
• установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка.
Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:
1. Просветительское
2. Культурно - досуговое
3. Психофизическое
Просветительское направление
• Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)
• Анкетирование, тесты, опросы
• Беседы
• Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)
• Индивидуальные консультации по возникшим вопросам
• Круглый стол
• Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)
Культурно - досуговое направление
• Дни открытых дверей.
• Совместные праздники и развлечения.
• Организация вечеров вопросов и ответов.
Психофизическое направление.
• Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей
• Спортивные соревнования.
• Открытые мероприятия по физкультурно-оздоровительной работе.
• Тренинги, семинары – практикумы.
Мониторинг реализации программы «Путь к здоровью»
Параметры мониторинга Критерии Средства, формы диагностики Сроки мониторинговых исследований
1. Состояние здоровья воспитанников Посещаемость, заболеваемость детей Карта анализа посещаемости и заболеваемости Ежемесячно
Группы здоровья детей Профилактический осмотр детей Сентябрь, май
Физическое развитие детей Антропометрия Сентябрь, май
Коэффициент выносливости Таблица распределения детей по группам здоровья
2. Физическая подготовленность Уровень развития двигательных качеств Экспресс – анализ по Сафоновой Сентябрь, май
3. Сформированность у дошкольников графической деятельности и мелкой моторики Качество выполнения графических заданий (ручная умелость) Методики определения Т. И. Гризик Октябрь, апрель
4. Эмоциональное благополучие детей в детском саду Отношение детей к детскому саду Проективная методика «Мой детский сад» (старшая – подготовительная группа) Март
Мониторинг эффективности реализации программы
Цель: Выявить и определить эффективность реализации программы «Путь к здоровью» на определенном этапе.
Эффективность работы
Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 4 группы:
I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление);
II группа – ребенок перенес на два и более заболевания меньше, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);
III – группа уровень заболеваемости ребенка одинаков (без перемен);
IV – группа число острых заболеваний стало больше (ухудшение).
Кроме того, эффективность оздоровления часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья оценивается по следующим показателям:
• положительная и соответствующая возрасту динамика основных показателей физического развития (вес, рост);
• при уменьшении длительности каждого последующего эпизода острого заболевания;
• при снижении числа дней посещения ДОУ, пропущенных одним ребенком за год;
• отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
• при нормализации показателей функционального состояния организма (хороший сон, аппетит, улучшение эмоционального состояния, самочувствия).
Методическое обеспечение
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М. : ТЦ Сфера, 2003. - 88 с. http://www.studmed.ru/docs/document13359?view=1
2. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2006. – 271 с. : ил.
3. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5 – 6 лет / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2005. – 256 с. : ил.
4. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4 – 5 лет / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2006. – 271 с. : ил.
5. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. – 2-е издание. – М. : Просвещение, 2006. – 271 с. : ил.
6. Железнова Е. Р. Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 80 с.
7. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3 – 4 лет (с учетом уровня двигательной активности): метод. Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с. : ил. – (Дошкольный мир).
8. Галанов А. С. Развивающие игры для малышей. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда).
9. Беннет Стив, Беннет Рут Литтерль 365 игр для детей и взрослых. – Пер. с англ. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 480 с., ил.
10. Студенкин М. Я. Книга о здоровье детей. – 5-е изд., - М. : Медицина, 1988. 256 с., ил. – (Науч. -попул. Мед. Литература. Для матерей).
11. Е. Н. Ефимова Дошкольники на прогулке. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
12. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 176 с. (Программа развития).
13. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. (Программа развития).
14. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт. -сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
15. К. Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
16. Автор – составитель: Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. – 192 с. («Копилка советов»)
17. Автор – составитель Соколова А. А. Образовательная программа дополнительного образования
"Арт-терапия в работе с детьми" (Возраст обучающихся: 3 - 7 лет)
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/05/01/programma-art-terapiya-v-rabote-s-detmi