Программа по профориентации для 1–9 классов

серёгина оксана
Программа по профориентации для 1–9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профориентации «Твой выбор»

Составитель: педагог – психолог

О. В. Серёгина

Людиново 2018г.

Паспорт программы

Нормативная база программы

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04. 2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 –2020 годы»;

Постановление Правительства Калужской области от 20.12.2013 № 711 «Об утверждении государственной программы Калужской области "Развитие рынка труда в Калужской области" (с изменениями от 09.10.2014).

Концепция организации профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях Калужской области (приказ Министерства образования и науки Калужской области № 2054 от 08.12.16 г.).

Составители программы Педагог- психолог СОШ №6 Серёгина О. В.

Участники реализации программы Социальный педагог, педагог – психолог, учитель технологии, классные руководители, администрация.

Сроки реализации программы Программа рассчитана на 2020-2021годы.

Этап разработки программы: апрель 2018г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.

Этап рефлексии: 2020 -2021год.

Целевая аудитория программы 1-9 классы.

Цель и задачи программы Цель : создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Задачи:

1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

4. Разработать механизмы содействия трудоустройству обучающихся и выпускников ОУ.

5. Сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.

6. Определить формы работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Ожидаемые результаты программы Выпускник научится: понимать значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда Выпускник получит возможность научится: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования

Пояснительная записка.

В концепции организации профессиональной работы с обучающимися в образовательных организациях находящихся на территории Калужской области, говорится, что профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций является одним из наиболее важных направлений современной государственной социальной и образовательной политики. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и неприрывного формирования общих и профессиональных компетенций человека на основе его личных возможностей и потребностей Составной частью социализации является профессиональное самоопределение. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном, самоопределении призвана профессиональная ориентация. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно- воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Для эффективности профориентационной работы мероприятия по выбору профессии и определению будущего школа должна проводить систематические занятия начиная с уровня начального общего образования. Для обучающихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки ведется элективный курс «Твой выбор».

I. Актуальность программы.

Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта. Этому, безусловно, способствует организация социально-значимой деятельности в школе, проведение разъяснительной работы с родителями.

В 5-9 классах школьник впитывает в себя не только учебную, но и другую, часто более значимую для профориентации культурную информацию. В это время необходимо вести с детьми разговоры о сути человеческого труда и о его социальной востребованности, о мире прфессий. Именно тогда девятый класс будет не столько предпрофильным, сколько самоценным как выпускной класс основной школы. Понимая это, педагоги школы проводят профориентационную работу даже в пришкольном лагере (посещение мастер-классов, игровая программа «Ярмарка профессий», большое внимание уделяется трудоустройству подростков в течение учебного года и в летний период. Система работы по формированию профессионального самоопределения обучающихся призвана решить разные задачи. В 5-6 классах необходимо информировать детей о мире профессий, развивать коммуникативные умения, формировать познавательный интерес, уже в 7-8 – надо определять интересы и склонности, знакомить с правилами выбора профессии, в 9-х – важно познакомить со структурой профессионального образования, организовать тестирование по выявлению профессиональной мотивации, совершенствовать работу по созданию портфолио обучающихся.

II. Обоснование программы

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полное невилирование значимости рабочих специальностей.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор стратегии жизни, карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Твой выбор».

Этап Возрастные особенности Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

1. Информировать о мире профессий

2. Развивать коммуникативные умения

3. Формировать познавательный интерес Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе (экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

1. Знакомить с правилами выбора профессии

2. Развивать коммуникативные умения

3. Определить интересы и склонности Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН Встречи с интересными людьми (профессионалами)

Экскурсии

Ролевые игры

Конкурсы

Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

Темы классных часов

Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)

Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8. классы

1. Знакомить со структурой профессионального самоопределения Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка - элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

1. Готовить к выбору профессии и жизненной стратегии Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор» и т. д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

VI. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь обучающимся в осознанном выборе будущей

профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – 2018 -2019 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации обучающихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации

программы.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2018-2019, 2019-2020 учебные годы.

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание профпросвещения.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по профориентации.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.

6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов

образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

III этап: аналитический –2020-2021 год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3. Спланировать работу на следующий период.

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Твой выбор»

пп Содержание Срок проведения Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

1. Разработка и утверждение программы по профориентации обучающихся. Август 2018г. Заместитель директора по УВР

2. Создание банка данных об учебных заведениях Калужской области. Сентябрь 2018г. Социальный педагог

3. Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с обучающимися и планирование деятельности. Сентябрь 2018г. Заместитель директора по УВР

4. Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации обучающихся. В течение года Заместитель директора по УВР, социальный педагог.

5. Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися начальных классов» Ноябрь 2018г Руководитель МО

6. Организация тематических выставок по профориентации обучающихся в школьной библиотеке «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап»,

«Профессии героев России»

2018 – 2021г. Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

Профпросвещение

Реализация городского проекта по профориентации «Стратегия жизни»:

1. Экскурсии на предприятия города Ежегодно Классные руководители

2. Экскурсии в учебные заведения г. Людиново Ежегодно по плану УО Классные руководители 9-11 классов

3. Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор» Ежегодно в сентябре, апреле Классные руководители 10-11 классов

4. Городская акция по благоустройству «Чистый город». Ежегодно в сентябре, апреле Организатор, Школьный парламент

5. Участие в школьных конкурсах «Мой выбор», «Юные дизайнеры одежды», «Сделай сам» и др. Ежегодно Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог

Участие школьной выставке «Солнце. Дети. Счастье» Ежегодно Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог

Реализация школьной программы:

1. Профориентация обучающихся на уроках. Ежегодно Учителя предметники

2. Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России» Ежегодно Заместитель директора по УВР, классные руководители

4. Конкурс творческих и социальных проектов В течение 2018-2020 г. Заместитель директора по УВР, классные руководители

5. Проведение тематических классных часов:

Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).

Профессии моего города (2 классы).

Трудовая родословная моей семьи (3 классы).

Известные люди нашего города (4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

В течение года

Классные руководители

6. Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности Ежегодно Заместитель директора по УВР

7. Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

Рубрика «Твое профессиональное будущее»

«Куда пойти учиться»

«Структура трудовой деятельности»

Потребности труда города и др. Ежегодно

Заместитель директора по УВР, социальный педагог

8. Родительские собрания

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

Изучение склонностей и способностей ребенка.

Организация летнего отдыха и трудоустройство обучающихся.

О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

Собеседование для будущих 10- классников.

Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с рынком труда г. Людиново. Ежегодно

Администрация,классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог.

9. Профессиональная адаптация обучающихся.

Организация внеурочной деятельности обучающихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты.

Субботники по уборке школьного двора. Ежегодно

Классные руководители

10. Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов. В течение всего периода Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог.

2. Диагностика и консультирование.

1. Консультирование и Тестирование обучающихся8-9 классов:

«Карта интересов».

«Склонности и профессиональная направленность».

Опросник «Какая у меня воля?»

Опросник Айзенка 2019-2020г. Педагог-психолог, социальный педагог.

2. Консультирование родителей:

по вопросам профориентации и профессионального самоопределения В течение всего периода Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог

3. Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов В течение всего периода Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

4. Индивидуальные консультации для родителей В течение всего периода Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

3. Профадаптация

1. Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. Ежегодно в

августе Классные руководители, заместитель директора по УВР

2. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска». Ежегодно в мае, июне Социальный педагог

3. Организация социально-значимой деятельности, в т. ч. в трудовых бригадах Май, июнь Классные руководители, зам. директора по АХЧ, социальный педагог

4. Вечер встречи выпускников Ежегодно

Февраль Классные руководители

5. Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 кл. Сентябрь,

Октябрь

2020г.

Заместитель директора по УВР

Мониторинг качества профориентационной работы

1. Творческие отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся, по реализации социальных проектов Ежегодно Руководитель МО, заместитель директора по УВР

2. Анализ соответствия профессиональных намерений обучающихся, в том числе детей «группы риска», и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. В течение всего периода Заместитель директора по УВР, социальный педагог

3. Разработка методических рекомендаций по профориентации для обучающихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников В течение всего периода Социальный педагог, педагог -психолог

Публикации по теме:

Конспект урока по профориентации для обучающихся 8–9 классов «Дороги, которые мы выбираем» «Дороги которые мы выбираем» автор Кротова Марина Александровна педагог-психолог Отрадненской общеобразовательной школы Брянского района.

Игровая программа для учащихся начальных классов «У зимы свои порядки» Конкурсная игровая программа «У зимы свои порядки». Цель: Дать представление об играх, в которые можно играть на улице зимой, с участием.

Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Конкурсная программа для учащихся начальных классов «Наступили Святки — начались колядки» Сценарий конкурсной программы «Наступили святки-начались колядки» Цели и Задачи: - расширить знания обучающихся о православных праздниках,.

Познавательная интеллектуальная программа «Детская юридическая консультация» для учащихся 5–7 классов Автор-составитель педагог-организатор УДО Горловский ЦВР Леонова В. А. Познавательная интеллектуальная программа «Детская юридическая.

План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей»План-конспект проведения внеклассного мероприятия по профориентации для учащихся начальных классов «Причёска глазами детей» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Гулькевичский район Центр развития творчества.

Проект по профориентации для учащихся 9-х, 11-х классов. 1 часть Выполнила: Алёна Алексеевна Ганкевич Проект по профориентационной работе Содержание: • Обоснование проекта • Сроки выполнения проекта.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Программа по профориентации для 1–9 классов
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 11:55
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие...
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки могут долгое...
Отчет по адаптаций в 1 группе раннего возраста на начало года 2018–2019 учебныйгод
Подготовили: Григоренко С. В. и Казакова В. З. В нашей группе набор детей начался 01. 08. 2018 г. С первого дня родителям были предложены анкета «Готов ли...
Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и...
Для детей с ОВЗ Лексические темы, игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная гимнастика «Утро с...
Фотоотчет о квест-игре на улице по правилам дорожного движения для детей старшей...
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одним из направлений работы в детском саду. Дети изучают дорожные знаки, правила безопасного...
Фотоотчет «Выставка поделок из овощей»
Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить вашему вниманию фотоотчет поделок из овощей, которые изготовили дети совместно с родителями. Ежегодно в...