Папки-передвижки

Программа по развитию коммуникативных навыков и профилактики девиантного поведения с использованием сказкотерапии

юлия шаковец
Программа по развитию коммуникативных навыков и профилактики девиантного поведения с использованием сказкотерапии

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКОТЕРАПИИ

Введение.

Сказка – уникальный феномен человеческой культуры; пожалуй, самый древний жанр искусства. Восходя к истокам человеческой цивилизации, сказки донесли до нашего времени архетипические образы и сюжеты, представления о мире наших предков, ценностные основания жизни народа. В сказках можно найти всю гамму межличностных отношений, весь набор моделей поведения, все способы преодоления разнообразных трудностей, возникающих перед человеком. Именно в сказках в полной мере отражается душа народа, раскрываются особенности национального самосознания.

Публикация «Программа по развитию коммуникативных навыков и профилактики девиантного поведения с использованием сказкотерапии» размещена в разделах

Названных качеств сказки уже достаточно для того, чтобы понять, какую важную роль предназначено ей сыграть в жизни ребенка, для которого сказка раскрывает естественный и близкий ему мир чудес и волшебства. Через сказку дошкольник приобщается к духовным сокровищам своего народа; у ребенка начинают формироваться психологические черты представителя этноса, к которому он принадлежит.

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе.

Актуальность данной рабочей программы обусловлена тем, что одной из задач работы ДОУявляется повышение речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В нашем дошкольном учреждении есть дети, у которых речевое развитие не соответствует норме.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому взрослым следует заботиться о развитии связной монологической речи ребенка с учетом свойств его личности.

Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала лейтмотивом данной рабочей программы, игры и занятия которой основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

1.2. Цель программы.

Развитие личности дошкольника в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

1.3. Задачи программы.

2. Через основную тему каждой сказки передать общечеловеческие нравственные ценности, стили поведения, взаимодействия с окружающими.

3. Показать, что одно событие и в сказке, и в жизни плавно вытекает из другого.

4. Развивать способность к саморегуляции и активизации ресурсов личности каждого ребенка.

5. Формировать навыки эффективного общения.

6. Развивать творческое мышление.

7. Помочь детям осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в группе, и самим найти и сформулировать пути решения проблемы.

8. Создать условия для приобретения детьми сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

9. Развивать фонематический слух, формировать умение определять качество звука при произнесении слова, использовать модели – заместители звуков и слов.

10. Формировать конкретные умения и навыки, развивать определенные психические процессы.

1.4. Направления развития.

В рабочей программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных ичужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплекс.

1.5. Структура занятий.

Занятие включает в себя следующие компоненты:

- введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия и разминочные задания;

- основная тематическая часть занятия

- подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала).

1.6. Методики.

Классификация развивающих методик, используемых в программе :

1. традиционные обучающие приемы;

2. ритуалы знакомства, представления, прощания;

3. разогревающие и разминочные техники;

4. приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

5. техники релаксации;

6. психотехники самооценки и взаимооценки;

7. упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;

8. экспрессивные техники (приемы самовыражения);

9. развивающе-тренировочные упражнения;

10. сказкотерапевтические упражнения.

1.7. Состав группы.

Программа рассчитана на дошкольников с нормой развития.

Оптимальное количество участников – 6-12 человек.

Именно в этом диапазоне эффекты групповой работы могут проявляться особенно ярко. В группе не должно быть более одного гиперактивного,раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включать в состав группы ребенка, способного составить связное, цельное, и грамматически правильно оформленноесообщение, а также умеющего выразительно передавать характерсказочного героя в мимике и ритме. Он не только увлекает других детей, но и вместе со взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающимтрудности.

1.8. Условия пространства и времени.

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение.

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего.

Мягкий палас в центре комнаты. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание детей.

Сказкотерапия проводится 1 раз в неделю. В младшей и средней группе

рекомендуемая длительность 15-20 мин. В старшем дошкольном возрасте

продолжительность может достигать 25-30 минут.

1.9. Методологическая основа.

Методологической основой выступили идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, положение А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности, концепция детской игры Д. Б. Эльконина.

2. Содержание программы.

Программа состоит из трех циклов:

1. Цикл первый «Хочу дружить. Как?»

2. Цикл второй «Цикл второй «Сказки о буквах, выпавших из словаря».

3. Цикл третий «Путешествие в Город Звуков».

Общее количество занятий – 24.

2.1. Цикл первый «Хочу дружить. Как?»

Цели:

1. Формирование у детей посредством метафоры общечеловеческих ценностей: дружбы, любви, уважения к людям, заботы, взаимопомощи, щедрости.

2. Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного взаимодействия.

3. Формирование навыка рефлексии.

Задачи:

1. Через основную тему каждой сказки передать общечеловеческие нравственные ценности, стили поведения, взаимодействия с окружающими.

2. Показать, что одно событие и в сказке, и в жизни плавно вытекает из другого.

3. Развивать способность к саморегуляции и активизации ресурсов личности каждого ребенка.

4. Формировать навыки эффективного общения.

5. Развивать творческое мышление.

Занятие 1. Сбор диагностической информации.

Занятие 2. Как Девочка-Припевочка познакомилась с Крикушками.

Занятие 3. Путешествие в страну Хочук-Нехочук.

Занятие 4. Сказка о городе Драки.

Занятие 5. Жадина.

Занятие 6. Цветок Любви.

Занятие 7. Мягкое Сердечко.

Занятие 8. Итоговое. Волшебная шкатулка.

Занятие 1. Сбор диагностической информации.

Задачи:

1. познакомиться с детьми, узнать особенности каждого из них;

2. формировать саморегуляцию; умение договариваться;

3. воспитывать вежливость, стремление прийти на помощь.

Оборудование: цветные карандаши или краски, листы бумаги для рисования, «льдинки» из бумаги, шнур

Занятие 2. Как Девочка-Припевочка познакомилась с Крикушками.

Задачи:

1. продолжать формировать саморегуляцию; умение договариваться;

2. воспитывать вежливость, формировать стремление прийти на помощь;

3. продолжать формировать представление о правилах поведения.

Оборудование: цветные карандаши или краски, листы бумаги для рисования.

Занятие 3. Путешествие в страну Хочук-Нехочук.

Задачи:

1. формирование умения договариваться, уступать друг другу, сдерживать свои желания и уважать желания других;

2. развивать внимание.

Оборудование: цветные карандаши или краски, листы бумаги для рисования.

Занятие 4. Сказка о городе Драки.

Задача: продолжать формировать представления о правилах поведения (доброжелательно относиться к людям, быть вежливым, договариваться без кулаков).

Оборудование: цветные карандаши или краски, листы бумаги для рисования, картинки с изображениями агрессивных персонажей сказок.

Занятие 5. Жадина.

Задача: подвести детей к пониманию того, что жадность – путь к одиночеству.

Оборудование: фигурки для песочницы.

Занятие 6. Цветок Любви.

Задача: подвести детей к осознанию потребности дарить любовь окружающим и заботиться об окружающих

Оборудование: заготовки из цветного картона для создания цветка, цветные карандаши или краски, листы бумаги для рисования.

Занятие 7. Мягкое сердечко.

Задача: подвести детей к пониманию необходимости и потребности приходить на помощь слабым и тем, кто в этом нуждается; договариваться со взрослыми и детьми; любить родных; заботиться об окружающих.

Оборудование: заготовка из красной ткани в форме сердечка.

Занятие 8. Волшебная шкатулка.

Задача: закреплять представления, полученные на занятиях.

Оборудование: шкатулка, маленький мешочек с мукой; различные мелкие предметы, которые легко помещаются в шкатулку, в том числе, зеркало, волшебная палочка, ключи.

2.2. Цикл второй «Сказки о буквах, выпавших из словаря».

Цель: создание условий для саморазвития ребенка : с помощью сказочной метафоры помочь детям совершенствовать свои нравственные качества (честность, ответственность, дружелюбие, уважение к себе и окружающим) и осознавать важность каждого из них для эффективного общения.

Задача: помочь детям осознать причины, которые мешают созданию дружеской атмосферы в группе, и самим найти и сформулировать пути решения проблемы.

Занятие 1. Вводное. Сказка о старом словаре.

Занятие 2. Сказка о том, как Д попала в страну Драки.

Занятие 3. Сказка о том, как «Р»-рычащая превратилась в «Р»-радующуюся.

Занятие 4. Сказка про то, как «У» поймала рыбку по имени Удовольствие.

Занятие 5. Сказка о желаниях буквы «Ж».

Занятие 6. Сказка о беде буквы «Б».

Занятие 1. Вводное. Сказка о старом словаре.

Задача: формировать чувство коллектива.

Оборудование: клубок цветной пряжи, модули для сооружения гор, большой словарь, мелкие предметы – дерево, раковина, улитка.

Занятие 2. Сказка о том, как Д попала в страну Драки.

Задача: формировать у детей умение договариваться, решать конфликт мирным путем.

Оборудование: камень-кристалл.

Занятие 3. Сказка о том, как «Р»-рычащая превратилась в «Р»-радующуюся.

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание радоваться.

2. Формировать умение находить источник радости в повседневной жизни.

Оборудование: накидки для детей ярких цветов, аудиозапись с музыкальными отрывками, лист бумаги А2, цветные карандаши, листы бумаги для рисования.

Занятие 4. Сказка про то, как «У» поймала рыбку по имени Удовольствие.

Задача: воспитывать у детей потребность получать удовольствие от всего, чем они занимаются, от общения с людьми.

Оборудование: накидки для детей, пластилин.

Занятие 5. Сказка о желаниях буквы «Ж».

Задача: формировать умение выбирать себе компанию по интересам, распознавать «своего» человека.

Оборудование: волшебная палочка, карандаши или краски, листы бумаги для рисования.

Занятие 6. Сказка о беде буквы «Б».

Задача: формировать у детей адекватную самооценку.

Оборудование: накидки для детей, накидка и головной убор для ведущего.

2.3. Цикл третий. «Путешествие в Город Звуков».

Цели:

1. Развитие интеллекта дошкольника путем создания зоны «ближайшего развития»

2. Формирование звукобуквенного анализа.

3. Развитие познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, познавательной активности через ознакомление с окружающим миром.

4. Формирование восприятия пространства и величины; развитие тактильных ощущений.

Задачи:

1. Сенсорные игры. Создать условия для приобретения детьми сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

2. Языковые игры (игры со словом и звуком). Развивать фонематический слух, формировать умение определять качество звука при произнесении слова, использовать модели – заместители звуков и слов.

3. Дидактические игры. Формировать конкретные умения и навыки, развивать определенные психические процессы.

Занятие 1. Знакомство с Гномом из Города Звуков.

Занятие 2. Встреча с гласными звуковичками.

Занятие 3. Зажигаем фонарики.

Занятие 4. Как мы помогали Гному.

Занятие 5. Быть почтальоном – это здорово!

Занятие 6. Встреча с согласными звуковичками.

Занятие 7. О любимых комтюмчиках согласных звуковичков.

Занятие 8. В гостях у добрых и сердитых звуковичков.

Занятие 9. Загадки доброй волшебницы.

Занятие 10. Путешествие в чудесный лес.

Занятие 1. Знакомство с Гномом из Города Звуков.

Задачи:

1. знакомить с понятием «звук».

2. Развивать ориентировку в пространстве.

3. Знакомить с понятием величины (широкий, узкий).

Оборудование: схематичные изображения звуковичков; машины, изображающие различные виды транспорта; кожаные или картонные ленты разной ширины и разного цвета; кирпичики для строительства; картинки с изображением дома, шляпы, шара, моста, лодки, дерева.

Занятие 2. Встреча с гласными звуковичками.

Задачи:

1. Знакомить с гласными звуками.

2. Развивать ориентировку в пространстве, воображение.

Оборудование: схематичные изображения звуковичков; сундучок и набор картинок (аист, торт, утка, мак, индюк, ослик); игрушки; деревья; домики; шаблоны для игры «Обведи и дорисуй».

Занятие 3. Зажигаем фонарики.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с гласными звуками.

2. Знакомить с классификацией животных

3. Развивать ассоциативную память.

Оборудование: фишки красного цвета; набор картинок (мак, мишка, олень, рак, шишка, пень); фонарики для обозначения гласных звуков; домики; картинки с изображением животных (утка, корова, индюк, коза, овца, лошадь, собака); схема для построек и строительный материал.

Занятие 4. Как мы помогали Гному.

Задачи:

1. Формировать умение обозначать звук буквой.

2. Развивать тактильную память.

3. Формировать первичные логические умения.

Оборудование: фишки красного цвета; набор гласных букв (А, О, У, И, Э); набор геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал, удочка.

Занятие 5. Быть почтальоном – это здорово!

Задачи:

1. Формировать умение соотносить звук с буквой (гласные звуки)

2. Продолжение знакомства с понятием величины (высокий – низкий).

3. Формировать операцию классификации (насекомые).

Оборудование: фишки красного цвета; картинки, изображающие машины; разноцветные дома разной формы, цвета и высоты; набор гласных букв; картинки (астра, окунь, удочка, иголка, эскимо) и конверты; игрушки-деревья разной высоты; игрушки насекомые; цветные пуговицы.

Занятие 6. Встреча с согласными звуковичками.

Задачи:

1. Знакомить детей с согласными звуками.

2. Продолжать знакомить с понятием величины (глубокий – мелкий)

3. Развивать внимание, зрительное восприятие эталона.

Оборудование: машинки; фишки синего и зеленого цвета (звуковички, обозначающие согласные звуки); игрушки или картинки (муха, стрекоза, жук, бабочка, пчела, гусеница); игрушки жуки разного размера; лейка; игрушки деревья.

Занятие 7. О любимых комтюмчиках согласных звуковичков.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с согласными звуками, с понятием величины (толстый – тонкий)

2. Знакомить с приемами комбинаторики.

Оборудование: игрушки деревья разной толщины; записки с загадками; картинки-отгадки (кот, козел, петух); фишки синего и зеленого цвета (звуковички, обозначающие согласные звуки); кирпичики (красный, синий, зеленый) по три штуки каждого цвета на одного ребенка; пластмассовые геометрические фигуры трех видов (овалы, круги, треугольники).

Занятие 8. В гостях у добрых и сердитых звуковичков.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с твердыми и мягкими согласными звуками.

2. Развивать внимание и память.

Оборудование: буква «м», вырезанная из бумаги; синий домик из твердого материала, зеленый – из мягкого; картинки (мак, мяч, машина, мыло, мед, мел, мышка, мишка); разноцветные игрушки рыбки (желтые, красные, зеленые, синие) по четыре штуки на каждого ребенка; игрушки или картинки (корова, лодочка, вазочка, елка, машина, птичка).

Занятие 9. Загадки доброй волшебницы.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с твердыми и мягкими согласными звуками, с понятием величины (узкий – широкий).

2. Развивать ассоциативную память.

Оборудование: игрушки разные виды транспорта или картинки с их изображением; игрушка добрая волшебница; набор фруктов; набор фишек, соответствующих цвету фруктов; бумажные указатели, окрашенные в теплые и холодные цвета.

Занятие 10. Путешествие в чудесный лес.

Задачи:

1. Знакомить со звуковым анализом слова.

2. Формировать операцию классификации (водоплавающие птицы).

3. Развивать память и воображение.

Оборудование: фигурки птиц (утка, гусь, цапля, пеликан, лебедь) или картинки с их изображением; домики с нарисованными окошками по количеству звуков в словах «утка», «гусь», «лебедь»; набор фишек, обозначающих гласные и согласные звуки, в функции шторок для окон; любые мелкие игрушки для игры «Что закопал» (не меньше семи).

3. Учебно-тематический план

ОКТЯБРЬ

№ занятия Содержание занятия

Цикл 1.

Занятие 1. Приветствие

Упражнение «Встречи в пути»

Упражнение «Переправа»

Упражнение «Приятное место»

Прощание

Занятие 2. Приветствие

Игра «Что умеют наши ручки»

Сказка «Как Девочка-Припевочка познакомилась с Крикушками»

Обсуждение сказки, рисование

Прощание

Занятие 3. Приветствие

Игра «Потерялся ребенок»

Сказка «Встреча с Хочуками-Нехочуками»

Обсуждение сказки

Прощание

Занятие 4. Приветствие

Игра «Дрессировщики»

Сказка «Город Драки»

Обсуждение сказки

Прощание

НОЯБРЬ

4. Показатели эффективности

Публикации по теме:

«У матрёшки — новоселье». Интегрированная НОД по развитию коммуникативных навыков во второй младшей группе Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникативных технологий «Моя семья» .

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию коммуникативных навыков и профилактики девиантного поведения с использованием сказкотерапии
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 12:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД