Программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познаю-Говорю-Развиваюсь»

Чулпан Шарафутдинова
Программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познаю-Говорю-Развиваюсь»

Речь – ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком. Речь форма существования мысли,поэтому речь и мышление тесно связаны: не случайно один из высших видов мышления называется словесно-логическим, а речевое развитие рассматривается как один из определяющих критериев умственного и общекультурного развития ребенка. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, низкий уровень речевого общения взрослых губительно влияет на речевое развитие подрастающего поколения, приводит к бедности и скудности словарного запаса детей, препятствует возникновению такого процесса, как пытливость ума, желание познать больше.

Современные дети, живут и развиваются в эпоху компьютеризации. Ежедневно сталкиваются с тем, что родители мало общаются со своими детьми, предпочитая социальные сети Интернета.

В связи с этим, на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», которая построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, развитие способностей, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, мной разработана программа «Познаю-Говорю-Развиваюсь».

Программа предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возрастов (2-7 лет) и направлена на развитие познавательно-речевой активности, стремления к самостоятельному размышлению, развитию речи и когнитивных способностей ребенка, что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Цель программы - формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.Для реализации цели были определены следующие задачи:

1.Формирование словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывать интонационную выразительность речи.

3.Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.

4. Развитие связной речи: развивать диалогическую и монологическую формы речи.

Осуществление программы предусматривает создание развивающей образовательной среды,психолого-педагогических условий:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора общения, партнера, средств; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых

знаний;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской

успешности, т. е. сравнение достижений ребенка «сегодня», с его собственными

достижениями «вчера», стимулирование самооценки ребенка;

- формирование игры, как важнейшего фактора развития речи ребенка;

- создание развивающей образовательной речевой среды;

- вовлечение семьи, как необходимое условие для полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Содержание программыстроится по четырем взаимосвязанным направлениям:

1. Первое направление «Развивай-ка.

Создание развивающей образовательной среды, способствующей познавательно-речевому, социально-личностному развитию ребенка, соответствующей принципам вариативности, функциональности.

Развивающаяобразовательная среда включает в себя:

1. Социальную среду в группе способствующую развитию речевой активности, любознательности.

2. Методы оценки развития речи ребенка и планирование индивидуальной работы.

3. Развивающуюпредметно-пространственную среду - создание центров активности:

а) центр «Хочу все знать!» (оборудование: дидактические игры на уточнение качеств предметов и явлений; антонимы; на формирование обобщающих понятий; на сравнение; картинки, изображающие эмоции; игры на уточнение понятий-действий «Кто что делает?». Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

б) центр «Мир картинок» (оборудование: серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социально-бытовые ситуации, литературные сюжеты). Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). Разрезные контурные картинки (4-6 частей).

в) центр «Книжный мир» (оборудование: книги, энциклопедии, иллюстрации, альбомы).

2. Второе направление «Пальчики и ручки» (оборудование: дидактические игрушки, различные конструкторы, игры-вкладыши, матрешки, волчок, пластилин, соленое тесто, бусы из бросового материала, центр воды и песка, мозаики, игры-пазлы, пирамидки, картотека пальчиковых игр, уголок «КляксографиЯ»- изоуголок).

3. Третье направление «Мир открытий» включает взаимодействие с семьями воспитанников, а именно - педагогическое просвещение родителей, организацию и реализацию совместной проектной деятельности, осуществление консультационной деятельности по теме, совместные прогулки, групповые родительские собрания.

4. Четвертое направление «Театр – это целая жизнь» (оборудование: костюмы персонажей, шапки, маски, уголок «Ряжения», куклы; пальчиковый, кукольный, настольный, теневой, дисковый театры и т. д).

В содержание программы включила следующие материалы.

Дидактические игры по развитию речи

2-3 года. «Найди пару», «Когда это бывает?», «Посуда», «Мебель», «Цветы» «Больше - меньше», «Кто, что делает?», «Кто как кричит?». и т. д.,

3-4 года. «Кому что нужно», «Антонимы», «Чем играют и что надевают», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается», «Кто тут прячется», «Подбери пару», «Угадай, кто мой друг», «Живое - не живое» и т. д.

4-5 лет. «Профессии», «Дай определение словам», «Дай действия словам», «Наоборот», «Разговор по телефону», «Отгадай предмет по названиям его частей», «Кто у кого?» и т. д.

5-6 лет. «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Переезжаем на новую квартиру», «Вершки-корешки», «Размытое письмо», «Дополни предложение», «Кто больше заметит небылиц?», «Исправь ошибку», «Поймай звук».

6-7 лет. «Повтори», «Поиграем в сказку», «Где начало рассказа?», «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С», «Поиск пропавших деталей», «Исправь ошибку», «Каждому звуку свою комнату», «А я бы…», «Из слогов - предложение», «Составь два рассказа», «Живые слова», «Доскажи словечко», «Инструменты»,.

Пальчиковые игры.

2-3 года. «Этот пальчик», «Ладушки», «Сорока-белобока», «Моя семья», «Аты-баты», «Шарик», «Мои игрушки», «Это я», «Компот», «Солим капусту», «Репка», «Белочка», «Листопад», «Солнышко-ведрышко» и т. д.

3-4 года. «Есть у каждого свой дом», «Что делать после дождика?», «Семья», «Чики-брики», «Большие ноги», «Позвала нас в гости кошка», «Слива», «Полосатая пчела», «Майский жук», «Новые кроссовки», «Снегири», «Петушок», «Кошечка» и т. д.

4-5 лет. «Кролик Банки», «Зима», «Снежинки», «Кошки-мышки», «Лужок», Черепашка», «Лодочка», «Рыбки», «Пальчики грустят», «Скачет зайчик», «Теремок», «Замок», «Коза и козлята», «Цветок», «Дом и ворота», «Птички», «Считаем пальчики» и т. д.

5-6 лет. «Моя семья», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенняя одежда», «Обувь», «Дикие животные», «Домашние животные», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Новый год», «Транспорт», «Весна», «Инструменты», «Профессии», «Насекомые», «Домик», «Повар» и т. д.

6-7 лет. «Осень», «Апельсин», «Птички», «Грибы», «Есть у каждого свой дом», «Ботинки», «Наша квартира», «Машина каша», «Подарки», «Акула», «Дрозд-дроздок», «Школа», «Где обедал воробей», «Повар» и т. д.

«Мир открытий»

Консультация для родителей: «Особенности развития речи детей», «Звуковая культура речи – что это такое, «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Когда стоит обращаться к логопеду», «Пальчики-помощники», «Как развивать речь ребенка в домашних условиях», «Фонематический слух – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика с ребенком», «Как хорошо уметь читать»,папки-передвижки: «Какие сказки читать детям третьего (4,5,6,7) года жизни», «Учите вместе с нами», «Игры по развитию фонематического слуха», «Игры по развитию звуковой культуры речи», «Что умеют наши пальцы».

«Театр – это целый мир»

2-3 года. Обыгрывание потешек, стихотворений. «Пошел котик на торжок», «Шла лисичка по мосточку», «Чики-чики-чикалочки», «Из-за леса, из-за гор…», «Жили у бабуси», «Наши уточки с утра», «Лошадка», «Кораблик», «Перчатки».

Игра-ситуация. «На нашем дворе», «Солнышко встает», «Цветочная поляна», «Напечем пирожков», «Выходили утята на лужок», «Веселый автобус», «Стоит в поле теремок», «На лесной тропинке».

Показ настольного и кукольного театров. «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» в обр. К. Ушинского, «Три медведя».

3-4 года. Обыгрывание потешек, стихотворений.

Игровая ситуация.

Работа над речевым дыханием. Скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, стихотворения.

Этюды для передачи различных эмоций (радость, восторг, удивление, испуг и. т. д.)

Драматизация сказок. «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка»,

4-5 лет. Работа над речевым дыханием. Скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, стихотворения

Этюды для передачи различных эмоций (радость, восторг, удивление, испуг и. т. д.)

Драматизация сказок. «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка».

Работа с родителями. «Консультация»

5-6 лет. Знакомство с театром. Беседа с детьми «Что такое театр?» Экскурсия в МУК КДЦ «Овация», смотр театрализованной постановки, изучение видов театра с использованием ИКТ, просмотра иллюстраций.

Этюды. «Летящие листья», «Айболит в пути», «Кто как ходит», «Снежинки», «В мире животных», «Тихий танец», «Поспи и попляши», «Обидели», «Пляска бабочек».

Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, костюмов для театрализованной деятельности, с привлечением родителей.

Инсценировка потешек. «Тень, тень потетень».

Драматизация сказок. «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди».

Пантомима. «Расскажи сказку без слов», «Курочка ряба», «Репка».

Сюжетное рисование по сказкам (старший дошкольный возраст).

Постановка сказки. «Сочиняем сказку сами», «Принцесса на горошине».

Разыгрывание стихотворных сценок, сказок. «На лесной дорожке», «Какой же я?», «Кто кого обидел», «Тренди-бренди», «Кража».

Консультация для родителей. «Сказка как средство развития речи ребенка-дошкольника», «Мир эмоций», «Сочиняем сказку с ребенком».

Включение родителей в единый воспитательный процесс посредством участия в детских театрализованных праздниках.

Ожидаемые результаты

Дети с удовольствием делают артикуляционную гимнастику, играют в пальчиковые игры, различные дидактические, речевые игры, игры с картинками, слушают литературные произведения.

Дети осваивают значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Улучшится развитие общей и мелкой моторики.

Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе развития речи детей, выбора книг и темы для общения, станут активными участниками различных мероприятий.

Увеличится активный словарный запас детей.

Речь станет более эмоциональной и выразительной.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении.

Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам,

интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонны наблюдать, размышлять.

В повседневном общении дети будут использовать литературную речь.

Публикации по теме:

Интерактивная игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у звуков» Интерактивная игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у звуков" Автор. Лисецкая Татьяна Николаевна, воспитатель,.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодняя ёлка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Новогодняя ёлка». Развитие речи. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень» для детей старшего дошкольного возраста Пр. содержание: Закреплять знания детей о признаках осени, о том, как звери и птицы готовятся к зиме. Обучение детей творческому рассказыванию.

Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Масленица!» Конспект ООД по развитию речи для детей старшего возраста. Концеренко Оксана Анатольевна, воспитатель старшей группы комбинированного вида,.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Безопасность»,«Физическая культура», «Познание». Цель занятия: Развивать все компоненты.

Лэпбук по развитию речи «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста и старшего дошкольного возрастаЛэпбук по развитию речи «В гости к сказкам» для детей раннего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста Целью данного лэпбука является активизация знаний детей о русских народных сказках. Развитие познавательных способностей детей.

Образовательная программа по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Пояснительная записка Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных.

Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» «Музыкальная шкатулка» Программа.

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы»Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы» Цели: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную.

Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Поможем березке» Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Поможем березке» Речевое развитие дошкольника имеет.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Потешки и стишки
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Познаю-Говорю-Развиваюсь»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 09:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...