Получи документы

Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста «Учимся, играя» на 2016–2017 уч. год

Оксана Колмогорова
Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста «Учимся, играя» на 2016–2017 уч. год

Паспорт программы.

Продолжительность программы : сентябрь – май.

Тип программы : познавательно – игровой.

Участники: дети ясельной группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Публикация «Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста „Учимся, играя“ на 2016–2017 уч, год» размещена в разделах

Актуальность программы :

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, об их положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель программы :

обеспечение накопления представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи программы :

• Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

• познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

воспитывать познавательный интерес, любознательность;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

• способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук;

• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

• привлекать родителей изготавливать дидактические игры для развития сенсорных способностей детей.

Продукт программы :

• Игры и пособия для развития сенсорных навыков.

Сенсорная зона с новым оборудованием, играми.

Материалы для родителей: консультации, описание мастер-класса, презентации.

• Выставка «Учимся, играя».

Этапы реализации программы.

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Содержание программы.

Подготовительный этап:

• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДОУ.

• Проведение мониторинга.

• Анализ полученных результатов, выводы.

• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Организованная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3. Дидактические игры с малышами:

3.1. Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике», «Найди такой же…», «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.)

3.2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика речи, слух: «Постучим – погремим», «Кто как кричит?» и т. д.)

3.3. Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии, книжки-малышки.

4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

5. Мозаика: настольная и напольная.

6. Настольно-печатные дидактические игры.

7. Самостоятельные игры малышей.

8. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

1. Консультация «Сенсорное восприятие как основная форма познания окружающего мира».

2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.

3. Наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта.

Перспективно - тематический план организованной образовательной работы с детьми

Тема Задачи Сроки

Д. и. «Соберем петушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.

сентябрь

Д. и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д. и. «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д. и. «Соберем пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д. и. «Огурчики и помидорчики».

Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.

октябрь

Д. и. «Цветные колпачки»

Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.

Д. и. «Найди такую же фигуру»

. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д. и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

ноябрь

Д. и. «Соберем

пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

Д. и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.

Д. и. «Грибы на поляне».

Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине

декабрь

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

январь

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.

февраль

Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.

Д. и. «Башенки для гномиков».

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.

Д. и. «Забавные бутылочки».

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.

Д. и. «Где Мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

март

Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Д. и. «Цирковые собачки».

Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.

Д. и. «Поручения».

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

апрель

Разрезные картинки.

Развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое.

Д. и. «Что потеряли котятки».

«Чудесный мешочек». Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.

Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.

Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.

Д. и. «Ловись,

рыбка».

Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.

май

Д. и. «Забавные лодочки».

Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Перспективный план работы с родителями

Сентябрь 1. Родительское собрание «Первая встреча». Обсуждение важности развития сенсорного восприятия у детей раннего возраста.

2. «Мячики, подушки». Пополнение развивающей среды.

Октябрь 1. Мастер-класс для родителей : «Развиваем вместе». Изготовление совместной книжки-малышки «Развивалка»

Ноябрь 1. Консультации:

«Сенсорное восприятие, как основная форма познания окружающего мира»

2. Изготовление книжек – малышек «Развивалки». Пополнение развивающей среды.

Декабрь 1. Консультации:

«Фольклор в воспитании детей раннего возраста»

2. Изготовление погремушек из подручного материала. Пополнение развивающей среды.

Январь 1. Выстака работ «Сказка входит в каждый дом»

Февраль 1. Беседы о роли развивающих игр для малышей.

Март 1. Папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».)

Апрель 1. Настольные игры своими руками. Пополнение развивающей среды.

Май 1. Презентация для родителей: «Мы повзрослели!»

Используемая литература:

1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»

3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995.

4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997.

5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни» Подготовила: Вишленкова Н. Л. Цель: познакомить педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной.

Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры Пояснительная записка: Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Перспективно-тематическое планирование в группе раннего возраста на 2016–2017 гг. № п/п Тема Литература Октябрь. Тема: «Ранняя осень». 1. Лепка «Пластилиновая мозаика». Е. А. Янушко с. 16 2. Развитие речи. «Осенний праздник».

Перспективное планирование с родителями во второй группе раннего возраста на 2016–2017 год Апрель июнь 1. Родительское собрание. Тема: «Адаптация ребенка в условиях детского сада». 2. Консультации:.

План работы методического объединения воспитателей раннего и младшего дошкольного возраста на 2016–2017 учебный год Руководитель методического объединения: Шарова Валентина Николаевна Квалификационная категория: высшая Состав методического объединения.

План работы по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Влияние НОД на игру детей раннего возраста» План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 179» г. Воронеж Воспитатель Панкова Лилиана.

План работы с родителями на 2016–2017 учебный год в группе раннего возраста. План работы с родителями на 2016 – 2017 учебный год в группе раннего возраста. Сентябрь Формы работы Темы Памятки для родителей. «Уголок.

Программа дополнительного образования «Учимся играя» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИМСЯ ИГРАЯ» Разработала воспитатель: Кротова О. В. Пояснительная записка В соответствии с ФГОС.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016-2017 уч. года для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата») Руководитель кружка Рыбакова Ирина.

Рабочая программа «Радуга» для детей от 5 до 6 лет на 2016–2017 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Радуга» (от 5 – до 6 лет) НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Воспитатель: Масленникова Анастасия Николаевна (срок реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста «Учимся, играя» на 2016–2017 уч. год
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 21:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД