Программа по рисованию для старшей группы

Елена Крюкова
Программа по рисованию для старшей группы

Пояснительная записка.

Программа направлена на развитие творческих способностей детей средствами художественного творчества. Анализ типовых программ показывает, что они не в полной мере учитывают потенциальные возможности детей дошкольного в сфере художественного творчества.

Новизна предлагаемой программы в том, что она нацелена на развитие личности детей средствами изобразительного творчества на основе учета их индивидуальных особенностей, способностей, наклонностей. Данная программа направлена на развитие личности ребёнка через знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Актуальность и значимость данного вида деятельности.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходи-мость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательной системой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В изобразительной деятельности есть максимальные возможности развития творчества.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Для осуществления данной цели я решаю следующие задачи:

Задачи программы:

1. Осуществлять эстетическое развитие детей различными средствами изобразительного искусства.

2. Выявлять и развивать художественные способности, таланты детей.

3. Развивать интерес и любовь детей к изобразительному искусству, приобщать их к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры.

4. Выявлять художественно одаренных детей, обеспечивать соответст-вующие условия для их дальнейшего образования и творческого развития.

Программа построена с учетом психологических и физических особенностей детей.

Дети 5 – 6лет приобрели уже значительный опыт в восприятии и по-знании различных качеств воспринимаемых предметов. Этот опыт следует продолжать, обогащать через систематически последовательно проводимые наблюдения беседы с детьми. Перед детьми этого возраста ставятся задачи: передавать особенности (не обобщенные свойства группы предметов – например, яблоки, лиса, а конкретного предмета: именно этого яблока, этого комнатного растения.) Именно с этой целью вводится рисование с натуры. С детьми продолжается работа по развитию свободы изобразительных движений руки, плавности, ритмичности движений, а так же расширяется круг инструментов и материалов (пастель, сангина, угольный карандаш, даются новые техники (рисование по сырому слою, мятой бумагой и т. д.). Ребенок легко усваивает новые умения, этот опыт приходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Таким образом, ребенок настраивается на успешную деятельность.

Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте с детьми необходимо заниматься изобразительным творчеством. Если не удовлетворить естественных потребностей детей этого возраста заниматься художественным творчеством, они могут навсегда потерять к нему интерес.

В изобразительной деятельности построение образа предмета предполагает накопление информации о предмете. Непременным условием накопления информации является изначальное, эмоциональное заинтересованное отношение ребенка.

Программа реализуется на занятиях изостудии. Она нацелена на развитие творческих способностей детей, потребности в творчестве. В изобразительной деятельности есть максимальные возможности развития творчества. Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир.

Необходимость воплотить образ ставит перед ребенком задачу, с которой он может тем успешнее справиться, чем яснее представляет возможности материала, техник, средств художественной выразительности.

Сроки реализации данной программы:

Программа предусматривает проведение занятий с детьми 5 – 6 лет (3 группы);

Численность детей в группе – 27 – 32 человека

Количество ООД в неделю –2 часа (подгрупповая работа)

Программа расчитана на 1 год.

Этапы реализации программы:

1. Начальная диагностика;

2. Основная художественная деятельность;

3. Заключительная диагностика.

Формы занятий

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, подгрупповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного творчества обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Материально-техническое обеспечение:

• Проектор

• Ноутбук

• Мольберты

• DVD – диски с презентациями занятий

• Таблицы по цветоведению

• Таблицы по декоративному искусству

• Портреты художников

• Репродукции картин русских художников

• Таблицы с поэтапным выполнением натюрморта, пейзажа

• Подборка викторин по темам

• Подборка творческих заданий для детей

• Кроссворды по темам

• Интерактивная доска

• Документ-камера

• Столы для рисования песком

• Игры

• Мольберты

• Планшеты

Принципы построения программы:

• непрерывность и преемственность на различных уровнях художественного образования;

• мультикультурный подход, предполагающий включение в программу по искусству максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций;

• опора на национальные и культурные традиции России;

• комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных предметов искусства и других дисциплин (чтение художественной литературы, музыка, ознакомление с окружающим, изобразительное творчество);

• внедрение личностно-ориентированных методик в художественно образовательной деятельности и индивидуализированных подходов к особо одаренным и другим категориям детей.

На занятиях изостудии используется музыка, эмоционально воздействуя, музыка обеспечивает углубление, формирование образа предмета у ребенка, способности на чувственной основе размышлять, переживать его.

Уникальное воздействие литературы, устного народного творчества на развитие образов – представления, воображения, фантазии.

Таким образом, успехи детей в изобразительной деятельности определяются мерой задейственности его чувств. Ребенок воспринимает образы каждый раз с разных сторон, что способствует открытию новых каналов связи с ними и, в свою очередь является предтечей собственной творческой деятельности ученика и его развития в целости.

Программа учитывает необходимость развития у ребенка способности погружаться в собственный мир с целью определения своих намерений, прогнозирование будущего отбора способов и средств для осуществления намеченных целей.

Окружающий мир, природа – вот сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей. Чувства, пережитые в момент наблюдения, являются источником рождения образов.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Вид образовательной деятельности изобразительная деятельность и декоративно-прикладное творчество.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить созерцать красоту окружающего мира.

2. Закреплять знания основных форм предметов.

3. Учить передавать положение предметов в пространстве листа бумаги.

4. Учить овладевать способами и приёмами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры.

Развивающие:

1. Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в окру-жающую жизнь, явления и объекты природы, замечать их изменения.

2. Развивать эстетические чувства.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

2. Воспитывать аккуратность.

Ожидаемые результаты:

Закрепить навыки владения акварелью, гуашью, рисование восковыми карандашами;

Познакомить с понятиями: основные и дополнительные цвета, контраст, пейзаж, натюрморт.

Сформировать навыки: передавать образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; передавать положение предметов в пространстве листа бумаги, пропорций предмета, работать различными изобразительными материалами.

Содержание программы.

Сюжетное рисование.

Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.

Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. Например: иллюстрирование сказок.

Рисование по памяти.

«Рисование по памяти» понимается как процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл такого рисования в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем его воспроизведению.

Для рисования по памяти мы выбираем несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, мало детальные (игрушка: кукла, Петрушка, мягкие игрушки - животные, транспорт и т. п.). Возможно изображение простых пейзажей: дерево и кустик посредине поляны, двуствольная береза, гриб у пенька и т. п. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, запоминался (формой, цветом, величиной). Например: «Что интересного я видел летом».

Декоративное рисование

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с видами декоративных росписей и их особенностей, со свойствами и возможностями их использования. В их числе: городецкая, хохломская и дымковская росписи. Так же программа включает в себя знакомство со стандартными и нестандартными инструментами, используемые для выполнения росписей (кисти разной формы и толщины, тампоны, валики и т. п.).

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; предметы декоративно-прикладного искусства; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией творчества и итогов работы педагога. Кроме того, детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Например: «Украсим тарелочку весенним узором».

Коллаж.

Дети выполняют коллаж, сочетая различные материалы, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею произведения ребенка. Например: «Кто спрятался в пуговке?», «Портрет Зимы» и т. д.

Использование техники «Коллаж» способствует развитию мелкой моторики, позволяет готовить руку к письму, что очень важно для предшкольной подготовки.

Цветоведение.

В творческой, игровой форме дети знакомятся с художественным понятием «цвет», а также узнают, что цвета бывают теплые и холодные, легкие и тяжелые, веселые и грустные, звонкие и глухие. Дети учатся правильно смешивать цвета для получения нужного оттенка. Ребята учатся передавать настроение, характер героя или музыки с помощью цвета. Например: «Рисуем музыку», «Рисуем звуки леса», «Добрые сказочные герои» и т. д.

Творческие и развивающие задания.

На протяжении всего учебного года детям даются творческие и развивающие задания. Например: «Придумай сказочное дерево», «Придумай и нарисуй сказку или измени уже существующую сказку и нарисуй», «Сложи какой-то образ из геометрических фигур» или «Рисунок в несколько рук» (Один ребенок начинает рисовать животное, второй продолжает, не видя начала рисунка, третий заканчивает рисовать животное, не видя начала. Получаются необычные, сказочные звери или птицы). Такие задания развивают творческое мышление детей, позволяет им раскрепоститься и использовать цвет по своему усмотрению. Также к творческим и развивающим заданиям относятся такие как «Рисование кляксами», «Монотипия» и др. Дети находят знакомые образы в получившейся картинке. Например: «Сказочное животное», «Волшебные цветы» и т. д.

Предметное рисование (рисование с натуры).

Дети 5 – 6-ти лет приобрели уже значительный опыт в восприятии и познании различных качеств воспринимаемых предметов. Перед детьми этого возраста ставятся задачи: передавать особенности (необобщенные свойства группы предметов – например, яблоки, лиса и др., а конкретного предмета из группы: именно это яблоко, это комнатное растение). С этой целью вводится рисование с натуры. Этот вид рисования, хотя он и не занимает большого места в системе занятий, очень важен для формирования у детей умения анализировать предмет, сравнивать его с другими, выделять его особенности, отличающие этот предмет от других подобных, для развития наблюдательности, умения сопоставлять этот предмет с другими предметами этой группы. Вместе с тем следует продолжать развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритмичность движений. Например: «Натюрморт», «Ваза с осенними веточками» и т. д.

Механизмы реализации программы.

При реализации программы применяются различные методы и приемы:

1. Игры и викторины, разгадывание кроссвордов;

2. Деловые игры (художники и зрители, экскурсоводы и т. д.);

3. Выставки и обсуждения детских работ;

4. Коллективное творчество;

5. Комплексное использование поэтического слова, музыкальных запи-сей, зрительного ряда.

6. Сравнение (игры «что на что похоже») и наблюдение и сопоставление выразительных возможностей разных материалов разных видов деятельности, различных художественных средств.

7. Работа в различных техниках (акварель по сырому слою, восковые мелки, мятой бумагой, сухой щетинной кистью, граттаж, тампонирование).

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

1. Игровые технологии.

2. Выставки и обсуждения детских работ.

3. Коллективное творчество (изготовление панно работ из бумаги, фито, ниток и т. д.).

4. Использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда (выразительных работ учеников, предметов искусства, картин художников).

5. Сравнение (игры «что на что похоже», наблюдение и сопоставление выразительных возможностей разных материалов, разных видов деятельности, различных художественных средств.

6. Работа в различных техниках (акварель по сырому фону, акварель – воск, поролон - гуашь); использование нетрадиционных приемов рисования: бумагой, ватным тампоном, сухой щетиной кистью, «граттаж» и т. д.

Формы организации учебно-познавательной деятельности.

1. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование, работа с тканью и другими материалами).

2. Иллюстрирование книжек – малышек изготовленных детьми.

3. Выход на этюды, пленер.

4. Интегрированные занятия с музыкой, литературой.

5. Оформление альбомов.

6. Дискуссии об изобразительном искусстве.

7. Выставки работ учащихся.

Перечень учебно-методического материала

• А. М. Страунинг. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

• А. С. Галанов. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.

• Г. П. Есафьева. Учимся рисовать.

• И. А. Лыкова Цветные ладошки.

• И. А. Лыкова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

• Комплексно-тематическое планирование организованной изобрази-тельной деятельности в старшей группе (для реализации прграммы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

У воспитанников, в процессе усвоения программы формируются такие качества личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и

самостоятельность. Важное значение для умственного и эстетического вос-питания имеет формирование активного восприятия детей, умения активизировать жизненный опыт. Качества самостоятельности, активности лежат в основе детского изобразительного творчества. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по изобразительной деятельности складываются благоприятные условия для развития речи детей, осуществления свободного, естественного речевого общения.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей старшей группы по рисованию в нетрадиционной технике «Путешествие в волшебную страну красок»Конспект занятия для детей старшей группы по рисованию в нетрадиционной технике «Путешествие в волшебную страну красок» униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «ИСКОРКА» ___ 141875.

«Тайна подводного царства». НОД для детей старшей группы по рисованию Программные задачи: продолжать развивать представления на основе предварительного наблюдения, воспроизведения образа и его словесного обозначения,.

Фотоотчет о мастер-классе по рисованию в технике граттаж для детей старшей возрастной группы «Бабочки»Фотоотчет о мастер-классе по рисованию в технике граттаж для детей старшей возрастной группы «Бабочки» Вчера был проведен мастер - класс по использованию нетрадиционных техник на занятиях рисованием. В этот раз мы познавали новую технику под.

Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы «Игрушечная птичка» Игрушечная птичка (гуашь) конспект непрерывной организованной деятельности для детей старшей группы Программные задачи: учить детей видеть.

Конкурсная программа для детей старшей группы «День птиц» Воспитатель. Уже почти век орнитологи всего мира отмечают 1апреля Международный день птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе.

Конспект НОД по рисованию для старшей группы «Спасская башня Московского Кремля»Конспект НОД по рисованию для старшей группы «Спасская башня Московского Кремля» Цель. Обобщить и закрепить знания о символах Москвы. 1. Образовательные : - формировать представления детей о символах столицы нашей Родины.

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «граттаж» «Наш веселый поезд» для старшей группы детского садаКонспект НОД по рисованию с использованием техники «граттаж» «Наш веселый поезд» для старшей группы детского сада [b]Конспект занятия по рисованию с использованием техники «граттаж» «Наш веселый поезд» для старшей логопедической группы Подготовила и.

Конспект открытого занятия по рисованию для старшей группы «Городецкая роспись»Конспект открытого занятия по рисованию для старшей группы «Городецкая роспись» Конспект открытого занятия для старшей группы по рисованию. Тема: «Городецкая роспись» Цель: Продолжать знакомить детей с элементами рисования.

Перспективный план НОД по рисованию для детей старшей группы Сентябрь 1-2 недели – обследование детей. 3 неделя – Лексическая тема «Осень». Тема: «Деревья на нашем участке». Цель: Учить рисовать.

Развлекательная программа для детей старшей группы, посвященная Дню Защитника Отечества «Там на неведомых дорожках» Составила: В. А. Иконникова Цели и задачи: Формировать чувство патриотизма, доброжелательно, относиться друг к другу, способствовать развитию.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Программа по рисованию для старшей группы
Опубликовано: 28 сентября 2017 в 23:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лексическая тема «Наша армия»
Тема армии - и близкая, и далёкая для детей. Из опыта могу сказать, что детки неравномерно усваивают материал по этой теме. Да, им близки понятия "солдат",...
Фотоотчёт зимний участок «В гостях у сказки»
Зима - чудесное время года для активных игр на свежем воздухе. Особенно, когда попадаешь в сказку, тогда. . Наша вторая младшая группа подошла активно к...
Видео «Поздравление учителей с профессиональным праздником»
! Уважаемые педагоги! Время пролетело мгновенно. Еще не так давно мы были маленькими и неуверенными в себе первоклассниками. Сейчас повзрослевшим...
Праздник «День Защитника Отечества» в средней группе
Сценарий досуга «Мой папа самый лучший! », посвященный дню Защитника Отечества в средней группе Атрибуты: Спортивное оборудование, игрушки –самолёт и...