Татьяна Семилеткова
Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Самообразование я планирую осуществлять посредством посещения различных вебинаров, семинаров, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег по данной теме, а также в процессе самостоятельной работы по изучению различных учебных и методических пособий.
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год.
Основания для разработки планирования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
5. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детский сад №172 «Радуга»
6. Рабочая программа воспитателя Семилетковой Татьяны Валерьевны.
Актуальность темы по самообразованию
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др. (Из раздела II, пункта 2.6.).
Реализация данной задачи имеет важное значение для математического развития детей. Благодаря элементарным математическим представлениям формируются мыслительные процессы, обогащается сенсорный опыт, развиваются интеллектуальные способности дошкольника.
Наблюдения и анализ мониторинга по ФЭМП позволили мне выявить проблемы. Так, в процессе образовательной деятельности мои воспитанники затруднялись в определении некоторых математических зависимостей и отношений. Например, не все могли назвать числа по порядку, решить простые арифметические задачи на сложение или на вычитание. Некоторые дети не умели измерить или сравнить длину, ширину предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на формирование у детей таких логических действий, как анализ, сравнение, обобщение, классификация, а также других математических зависимостей и отношений.
Определив актуальную тему, я решила, что наиболее эффективно сформировать математические представления у воспитанников можно посредством многофункционального учебного пособия «Палочки Кюизенера».
Отличительной особенностью данного пособия является возможность обучать детей посредством активной и интересной для них игровой деятельности.
Основные функции пособия «Палочки Кюизенера» :
1. Обучающая - возможность использовать или применять полученные знания в процессе игры. Играя с логико-математическим материалом, ребенок реализует свои стремления получить результат (соединить, собрать, измерить, оперировать образцами (видоизменять, трансформировать).
2. Развивающая - развитие восприятия, воображения, памяти, внимания, математических способностей, развитие речи
3. Воспитательная - содействие развитию активности ребенка, умение себя реализовать; развитие коммуникативных качеств (умение договариваться, совместно решать поставленные задачи, умение планировать свои действия и достигать результата.
Таким образом, использование этого пособия позволяет формировать в детях элементарные математические представления, развивать творческое мышление, умение рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, фантазировать и конструировать.
Учитывая актуальность данной темы, я определила цель и задачи своего профессионального развития.
Цель и задачи
Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по математическому развитию детей дошкольного возраста.
2. Создать условия для ФЭМП, которые предусматривают методическое и психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, а также организацию развивающей предметно-пространственной среды.
3. Организовать психологически комфортное образовательное пространство для детей посредством поддержки их эмоционального благополучия и индивидуального сопровождения.
4. Разработать учебно-методический комплект из различных дидактических игр и заданий на основе пособия «Палочки Кюизенера».
5. Сформировать элементарные представления детей о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах.
6. Сформировать сенсорные способы познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировку.
7. Разработать математические мини-проекты на основе учебного пособия «Палочки Кюизенера».
8. Провести мониторинг по математическому развитию воспитанников группы (раздел «ФЭМП»).
9. Организовать сотрудничество с родителями по вопросам ФЭМП у детей на основе пособия «Палочки Кюизенера».
10. Обобщить и представить накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1. Ребенок умеет играть в различные математические игры на основе пособия «Палочки Кюизенера».
2. Сформированы навыки и умения в счете, вычислениях и измерении.
3. Закреплены представления о множестве, числе, величине, форме и пространстве.
4. Сформированы приё мы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
5. Развита способность применять полученные знания в практической деятельности.
6. Закреплено умение следовать заданному алгоритму, точно выполнять словесную инструкцию.
7. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх и мини-проектах.
8. Эмоционально вовлечен в действия с учебным пособием «Палочки Кюизенера».
Для воспитателя:
1. Сформированы профессиональные компетенции, необходимые для математического развития дошкольников на основе пособия «Палочки Кюизенера».
2. Разработан методический комплект: картотеки игр, конспекты НОД, иллюстративный и информационный материал, мастер-класс, консультации для родителей и воспитателей, презентации, мини-проекты.
3. Создано психологически безопасное и комфортное образовательное пространство для каждого ребенка с учетом его возможностей и особенностей.
4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организовано продуктивное взаимодействие с родителями по данному направлению.
Для родителей:
1. Сформированы педагогические знания и практические умения по формированию элементарных математических представлений у своего ребенка.
2. Сформированы знания об учебном пособии «Палочки Кюизенера» и его правильном применении.
3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
4. Установлено единство с воспитателем в вопросах математического развития дошкольника.
Направления деятельности по самообразованию и формы отчета
Направления
1. Изучение научной и методической литературы по теме.
2. Разработка учебно-методического комплекта для образовательной деятельности.
3. Разработка мини-проектов на основе учебного пособия «Палочки Кюизенера».
4. Проведение вводной и итоговой диагностики.
5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.
7. Взаимодействие с коллегами и социальными партнерами.
8. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.
Формы отчета
1. Открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы для родителей.
2. Публикации.
3. Презентации.
4. Выступления на педсоветах, МО, семинарах, конференциях.