Данилкова Ирина
Программа по саморазвитию в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по саморазвитию в первой младшей группе
Работа начата: 01.09.2017г.
Предполагается закончить: 30.05.2018г.
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Публикация «Программа по саморазвитию в первой младшей группе» размещена в разделах
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
Задачи:
1. Содействовать в развитии подбора и изучения методической литературы по характеристике особенностей детей раннего дошкольного возраста;
2. Повысить свою компетентность путем изучения художественной литературы по данной проблеме, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
3. Способствовать формированию оформления предметно-развивающей среды группы раннего возраста;
4. Способствовать развитию составлять план работы и подбирать методики работы с детьми;
5. Повысить свою компетентность путем посещения ГМО, по плану работы ДО, администрации в течение года.
Предполагаемый результат
1. Овладение современными методами и приемами формирования тонких движений пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста;
2. Разработка и проведение интегрированной образовательной деятельности по развитию основных движений и мелкой моторики рук;
3. Создание картотеки пальчиковых игр.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому, решила продолжать вести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук, так как на всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. А самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребёнок либо вообще не разговаривает, либо плохо, либо разговаривает, но с определёнными ошибками (фонетического и лексико-грамматического строя речи). Это отрицательно влияет на формирование его компонентов речевой функциональной системы и в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Основные направления работы с детьми на занятиях
- Пальчиковая гимнастика;
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок);
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;
- Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий);
- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Самореализация :
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
* Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
*Оформить картотеку пальчиковых игр.
*Написать конспект ООД в 1 младшей группе на тему : «Конфеты для Мишутки».
Этапы работы:
1 ЭТАП - Подготовительный
2 ЭТАП — Практический
3 ЭТАП — Аналитический
1. Подготовительный этап
Изучение методической литературы по данной проблеме:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Гаврина С. Е., Кутяева Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать. Ярославль, «Академия развития», 2007 .
3. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Сфера. М., 2017
4. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. Сфера. М., 2017
5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О. А. Зажигина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
6. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». Сфера. М., 2017
7. Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание».
Электронные ресурсы
1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/581288
5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
2. Практический этап.
План работы на 2017-2018 учебный год
Работа с детьми:
Месяц Содержание Задачи
Сентябрь Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Самомассаж рук Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.
Конструирование «Поезд» Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.
Д/и «Оденем куклу на прогулку» Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.
Октябрь Д/и «Чудесный мешочек» Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.
Пальчиковая гимнастика «Капуста» Упражнять в выполнении различных имитационных движений.
Перекладывание из одной емкости в другую Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Д/и «Сухой бассейн»» Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».
Д/и «Прищепки» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.
Ноябрь
«Пальчиковая гимнастика «Семья» Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
Подвижная игра «Зарядка» Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.
Упражнение «Пуговицы»» Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.
Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.
Игра» Художник» Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.
Декабрь Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.
Конструирование «Башенка» Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.
Д/и «Рисуем на крупе» Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.
Настольная игра «Мозаика» Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
Подвижная игра «Лохматый пес» Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.
Январь Игра «Веселые упражнения с карандашом» Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
Игра «Лепим снежки» Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.
Графическое упражнение «Проведи дорожку» Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.
Февраль Д/и «Массажный мячик» Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.
Самомассаж «Добываем огонь» Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.
Конструирование из палочек «Лесенка» Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
Д/и «Уложим куклу спать» Упражнять в закреплении навыков раздевания.
Март Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Развивать умения детей рисовать пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик.» Формировать умения поочередно разгибать пальчики.
Конструирование «Машина» Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.
Самомассаж «Стряпаем» Развивать умения имитировать скатывание колобков.
Застегивание и расстегивание пуговиц Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
Апрель
Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» Развивать умения правильно держать карандаш.
Конструирование «Дорожка» Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.
Игра «Спрячь в ладошке» Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Упражнение «Обведи шаблон» Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.
Упражнение «Фонарики» Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.
Май Игра «Собери бусы» Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Игра «Дарики - комарики» Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.
Игра «Где же, где же наши ручки?» Развивать умения подражать движениям взрослого.
Складывание в бутылочку Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.
2. Практический этап. Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей».
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки».
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки».
Январь-май - Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.
3. Аналитический этап.
Для совершенствования ручной умелости в группе я использовала : мозаики, пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Пароход», «Зайчик», «Дом»). Самомассаж,пальчиковый бассейн, пробки от пластиковых бутылок: всех цветов – для игр на запоминание названий цветов; прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»; моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;«волшебный мешочек» с предметами; пуговицы - для развития умений застегивания и расстегивания, составления рисунка по схеме; счетные палочки – для развития конструктивных навыков, умений работать по схеме; мелкая мозаики; пазлы; шнуровки; мелкий конструктор ;природный материал (желуди, шишки, крупы) ; бросовый материал (пуговицы, камешки, палочки, спички и д. р, разрезные картинки; набор парных лоскутков.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».
В разновозрастной группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ладошками, ватными палочками, печатями, нитками, манной крупой., свечкой, зубной щеткой.
В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. С детьми среднего возраста использую природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине. На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Я познакомила детей со следующими техниками: аппликация из ватных дисков, ниток, ткани, аппликация из цветной соли, аппликация из манной крупы, из цветной манной крупы, техника кляксографии, рельефная лепка, плоскостная лепка.
Организовывала работу:
-как часть интегрированной непосредственной образовательной деятельности,
-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,
-в свободной самостоятельной деятельности.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
В начале и в конце учебного года 2017-2018 проводила диагностику развития мелкой моторики. В начале года во средней младшей группе результаты были выше, но не так значительно: Низкий-60%, средний -40%, а на конец года низкий -48%, средний-52%. Кисти и пальцы некоторых детей приобрели подвижность, гибкость. В первой младшей группе на начало года Низкий -52%. средний-48%, а на конец года Низкий- 45%, средний 55%. Так как результаты не такие высокие в следующем году было решено провести родительское собрание с целью ознакомления родителей со значение мелкой моторики и различных техник лепки. Формировать у родителей мотивации к работе с детьми - индивидуальные беседы с целью налаживания контактов, выявить степень понимания ребёнка взрослым, сообщение о диагностических данных. Было решено подготовить папки-передвижки, консультации для родителей.
Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд.
Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей разновозрастной группы дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Каких результатов удалось достичь.
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в дошкольной группе и семье способствовала:
-совершенствованию мелкой моторики рук
-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
-совершенствованию активной речи, словарного запаса;
-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-совершенствованию навыков учебной деятельности.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в разновозрастной группе;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- пополнять копилку пальчиковых игр со словами;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять работу с родителями.
Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : ООО «ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. -М. :ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Приложение.
Пальчиковые игры.
«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
«Я катаю мой орех» Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
«Замок». Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
«Капуста». Говорить ритмично:
- Мы капусту рубим, рубим. Руками показывать, как мы рубим капусту
- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем морковку
- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим
- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту