МААМ-картинки

Программа по технологии «Синквейн»

татьяна лунова
Программа по технологии «Синквейн»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № «» комбинированного вида города

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол №___

«___»___20___г. УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский

сад № города

___

Приказ №___

«___»___20___г.

Дополнительная программа

для детей 6-7 лет

«Веселый Синквейн»

Составитель: воспитатель

Лунова Т. А.

2018-2019 уч. год

Пояснительная записка

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

Античная поговорка

Публикация «Программа по технологии „Синквейн“» размещена в разделах

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников. Речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы (почему? зачем? как) взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- ребенок способен к принятию собственных решений.

Достижение целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнуто без освоения речевой культуры.

Развитие речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. У детей старшего дошкольного возраста часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, возникают трудности составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного общества.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Синквейн как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

Суть синквейна заключается в следующем:

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2-я строка – два слова (прилагательных, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;

3-я строка – три слова (глаголы, действия предмета, относящиеся к теме;

4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);

5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.

Для дошкольников строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Цель применения технологии синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Задачи, которые будут решаться при использовании технологии синквейн :

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

синквейн – помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

В результате обучения ожидается следующий результат:

полноценное включение в общение,

развитие творческих способностей детей,

проявление индивидуальности и инициативы детей.

Активизируется познавательная деятельность детей: они научаться анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, что актуально в связи с вводом ФГОС ДО.

Новизной программы является знакомство детей с нетрадиционной технологией в речевом развитии.

Структура программы

Программа «Интересный синквейн» по речевому развитию рассчитана на один учебный год (подготовительная группа).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна строится по следующим этапам:

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь).

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Цель первого этапа: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомим детей с понятием «слово», обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово», обозначающее действие предмета, готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Знакомим детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д.

Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения. Знакомим детей с символами слов, которые на втором этапе составят алгоритм дидактического синквейна.

II этап – основной (январь – март).

Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн символами (с помощью педагога).

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные);

слова-признаки (прилагательные);

слова-действия (глаголы);

слова-предметы (существительные).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», – писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

III этап – практический (апрель-май).

Цель этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы : о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.

Чтобы правильно составлять синквейн, важно:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть: анализом, обобщением; понятиями (слово-предмет, слово-действие, слово-признак);

- уметь подбирать синонимы;

- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

- согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Практическая часть (Предлагается каждому педагогу выбрать тему для синквейна и сочинить его самостоятельно, отводится 3-5 минут).

Организация занятий

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная программа модифицирована. В основе лежат программы : речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Программа рассчитана для детей 6-7 лет. Срок реализации — один учебный год, в количестве 36 часов с сентября по май. Занятия проводятся один раз в неделю согласно циклограмме. Использование технологии - синквейн проводится будет один раз в неделю, по пятницам, как часть коррекционного часа. Продолжительность коррекционного часа 30 минут. Продолжительность части коррекционного часа 7-10 минут.

Содержание

1. Детский сад.

Цель: познакомить с технологией синквейн.

2. Осень.

Цель:Учить работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности.

3. Овощи.

Цель:развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме.

4. Фрукты.

Цель:Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.

5. Грибы.

Цель:учить составлять рассказы с применением синквейнов;

упражнять в построении грамматически правильных предложений;

6. Одежда.

Цель: Учить работать со схемой «синквейна».

7. Птицы.

Цель: формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок

8. Домашние животные.

Цель: развивать творческое воображение, логическое мышление, память.

9. Дикие животные.

Цель: упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности

10. Человек.

Цель:упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.

11. Дом.

Цель:формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок

12. Мебель.

Цель: Продолжать обучать составлению синквейна с опорой на модель;

13. Животные жарких стран.

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;

14. Город.

Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна.

15. Зима.

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

16. Родина-Россия.

Цель:упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности

17. Комнатные растения.

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

18. Новый год.

Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна.

19. Сказки.

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;

20. Зимующие птицы.

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

21. Зимние забавы.

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

22. Животные Севера.

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;

23. Транспорт.

Цель:развитие связной речи по теме с использованием синквейна.

24. Профессии.

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки;

25. Защитники Отечества.

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

26. Семья.

Цель:учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

27. 8 марта.

Цель:Продолжать обучать составлению синквейна с опорой на модель;

28. Бытовые приборы.

Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна.

29. Подводный мир.

Цель:формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна;

30. Весна.

Цель:Продолжать обучать составлению синквейна с опорой на модель;

31. Деревья.

Цель:учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

32. Космос.

Цель:учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

33. Посуда.

Цель:закреплять самостоятельную работу по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

34. Насекомые.

Цель:закреплять самостоятельную работу по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

35. Цветы, первоцветы.

Цель:закреплять умение выделять главную мысль текста, а так же выражать свои мысли.

36. Школьные принадлежности.

Цель:Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна

Список литературы

Акименко, В. М. Новые педагогические технологии : Учеб. - метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка, Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 - 2005.

Коноваленко, В. В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. – ГНОМиД – Москва, 2009.

Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 - 2006.

Ушакова, О. С., Струнина,Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.

Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. – Т. Ц. Сфера, 2005.

Ушакова, О. С. Придумай слово. – Т. Ц. Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Презентация «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу с вами поделиться наработками по своей методической теме "Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе.

Применение метода «синквейн» в изучении башкирского языка Мастер – класс «Применение метода синквейн в изучении башкирского языка детьми старшего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального.

Индивидуальная программа самообразования «Инновационные технологии как средство формирования ключевых компетенций личности» Индивидуальная программа самообразования педагога 2017-2018 Романовой Оксаны Владимировны ТМБ ДОУ Центр развития ребёнка – детский сад.

Конспект НОД «Муравей» с использованием технологии «Синквейн» Конспект НОД «Муравей» с использованием технологии «Синквейн» Цель: формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок. Образовательные.

Конспект НОД с использованием технологии синквейн по автоматизации звука [Р] в слогах и словах «Путешествие с роботом» Задачи: Закрепление правильного произношения звука Р в слогах, словах. Коррекционно-образовательные: уточнение и расширение словарного запаса,.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» частники: музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, логопеды, воспитатели ДОУ. ]Оборудование: ноутбук,.

Метод синквейн в речевом развитии дошкольников Проблема развития речи дошкольников в современном обществе становится всё более актуальной. Психологи и педагоги отмечают, что у старших.

НОД «Транспорт: воздушный, наземный, водный» с использованием технологии «Дидактический синквейн» Цели: Коррекционно-образовательные цели: - уточнить, активизировать, актуализировать и систематизировать знания детей о транспорте;.

Рабочая программа по технологии для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Синквейн как средство развития речи «Синквейн как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста» «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой.

Автор публикации:
Программа по технологии «Синквейн»
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 13:14
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД