Лучший педагог года

Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива

Екатерина Муратова
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива

Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осиповская средняя общеобразовательная школа имени Т. Ф. Осиповского»

Ковровского района

Программа по внеурочной деятельности

для учащихся 5 класса

Публикация «Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива» размещена в разделах

по профилактике конфликтных отношений

внутри классного коллектива.

Составитель:

Муратова Екатерина Алексеевна

педагог-психолог

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Программа профилактического курса построена на основе авторской психолого-педагогической программы «Психологическая азбука» (авт. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х) и рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях, а так же дополнена занятиями из авторской программы Уваровой О. А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы : практические занятия, тренинговые задания», ФГОС.

Пятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, т. к. с одной стороны, они переходят к новым условиям обучения, требующим от них самостоятельности, ответственности, самоорганизованности, и, с другой стороны, происходит смена ведущего вида деятельности (учеба постепенно замещается общением). Именно успешность социальных контактов в большинстве случаев определяет завершенность процессов адаптации к обучению в среднем звене школы.

Надо отметить, что в данном возрасте происходят существенные изменения в межличностных отношениях внутри класса : перераспределение дружеских компаний, появление некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Появляется демонстративность поведения, агрессивные тенденции, что является частью взросления, частью стремления занять определенную социальную нишу. Такие изменения очень важны для подростка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях легко восполнить, то возникшие психологические нарушения в данном возрасте могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Поэтому на данном этапе обучения необходима помощь ученику в познании самого себя, своих уникальных изменений, в поиске своих ресурсов для преодоления трудностей школьной жизни, в развитии навыков эффективного общения и взаимодействия с окружающими, будь – то учитель, сверстники, другие взрослые.

Программа дополнена дополнительным обучающим блоком по развитию у учащихся навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, расширению знаний о причинах конфликтов, методах взаимодействия в сложных ситуациях, путях поиска компромиссных решений.

Данная программа разработана для занятий с детьми 5 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия составляет 40 мин.

Целью программы является формирование социально-адаптивной личности ученика.

Задачи:

• формирование атмосферы дружелюбия в классном коллективе;

• формирование установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания;

• содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний;

• привлечь внимание учащихся к процессу взросления путем осознания ими собственных способностей, возможностей, вновь появившихся обязанностей как неотъемлемой части данного процесса;

• содействие развитию ответственности за свои поступки;

• мотивирование учащихся на развитие силы воли и самоконтроля;

• познакомить учащихся с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни;

• помочь выстроить конструктивные отношения с одноклассниками путем повышения социальной компетентности;

• формирование правовой культуры;

• формирование навыков конструктивного разрешения конфликта, спора;

• формирование толерантного отношения к социуму;

• способствовать повышению учебной и социальной активности

Формы и методы работы.

Реализация данной программы осуществляется в рамках лекционных, тренинговых, диагностических, игровых занятий, диспутов, предполагающих активный диалог между ведущим и учащимися с помощью методов игровой проекции, творческих и практических работ.

Для реализации программы понадобятся карточки настроения (комплект из трех карточек на одного ученика, пакет диагностических методик, рабочая тетрадь (альбом, цветные карандаши.

Требования к помещению.

Занятия можно проводить в классной комнате при условии подготовки рабочих мест для тренинговой формы работы (круговая организация) с учащимися.

Структура курса.

Блок занятий № 1: Я – пятиклассник!

Предполагаемые результаты:

Личностные УУД: формирование адекватного представления о себе, своих возможностях, интересах путем познания внутреннего мира, принятия его уникальности.

Кол-во часов: 8

Блок занятий № 2: Инструменты общения

Предполагаемые результаты:

Личностные и коммуникативные УУД: формирование умения адекватного реагирования на события школьной жизни, навыков саморегуляции, самоконтроля, эмпатии. Развитие навыков сотрудничества, самоуважения и принятия другого человека. Формирование понимания внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении. Формирование представлений о школьной службе примирения, процедуре медиации.

Кол-во часов: 20

Блок занятий № 3:Отработка практических навыков разрешения конфликта.

Предполагаемые результаты:

Личностные и коммуникативные УУД: формирование навыков конструктивного разрешения конфликта, медиативных навыков, формирование умения эмоционального абстрагирования от конфликта, ориентирование на определенную конструктивную цель, формирование практических умений установления сотрудничества или компромисса.

Кол-во часов: 6

Итого: 34 часа

Тематический план.

№ Тема Кол-во часов

Тема 1. Я - пятиклассник

1. Введение в работу. Тренинг общительности. 1

2. Мое лето перед школой. 1

3. Мой 5 класс : тренинг целевых установок. 1

4. Я и мой внутренний мир : диагностика эмоционального фона. 1

5. Мои социальные роли. Диагностика личностных особенностей. 1

6. Я и ты: умею ли я дружить? Диагностика личностных особенностей. 1

7. Стили реагирования в конфликте. 1

8. Диагностика стиля реагирования в конфликтной ситуации, спора. 1

Всего часов: 8

Тема 2. Инструменты общения

1. Что мы знаем об общении 1

2. Феномен первого впечатления. Тренинг отработки навыков. 2

3. Активное и пассивное слушание 1

4. Практикум активного слушания 1

5. Поговорим без слов 1

6. Практикум неречевого общения 1

7. Мои друзья – девочки и мальчики 1

8. Мой класс : я и мои одноклассники 1

9. Умею ли я дружить? 1

10. Лидерство в классе. Социометрическая диагностика. 1

11. Этикет и его роль в общении. Мужской и женский этикет. 1

12. Тренинг отработки навыков этикета. 1

13. Конфликты в классе. 1

14. В стране чувств (эмоции конфликта и постконфликтное состояние) 1

15. Что такое сотрудничество и компромисс. 1

16. Практикум «Коллективная работа»

Всего часов: 18

Тема 3. Школьная служба примирения.

1. Что такое «Медиация» и «Служба примирения» 1

2. Принципы и процедуры восстановительной медиации. 1

3. Качества медиатора, применение техник «Мозгового штурма» 1

4. Ролевое обыгрывание конфликтных ситуаций. 1

5. Виды конфликтов и выбор стратегии их разрешения. 1

6. Практикум конструктивного разрешения конфликта. 2

7. Итоговое. Рефлексия полученных з. у. н. 1

Всего часов: 8

Итого: 34 ч.

Список литературы.

1. Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Программа

развивающих занятий в 4-м классе. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2014.

2. Аджиева Е. М., Байкова Л. А. 50 сценариев классных часов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2005

3. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М. : Первое сентября, 2003

4. Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб. : Питер, 2007

5. Панкратов В. Н. Маленькие секреты большого успеха. Искусство доверительных отношений. – М. : Дрофа-Плюс, 2004.

6. Уварова О. А. ««Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы : практические занятия, тренинговые задания», ФГОС. -М. : Учитель, 2018.

7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6). 5-е изд., испр. и доп. – М. : Генезис, 2012.

8. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 4 класс. – М. : Генезис, 2012

Публикации по теме:

Конспект классного часа для 3 класса «День знаний» День Знаний во 3 классе. 2018-2019 учебный год Цель мероприятия: воспитание у учащихся положительного отношения к своей школе и получению.

Конспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 классаКонспект классного часа «Рождественские посиделки» для учащихся 3 класса Цели: формировать представления о традициях и обычаях празднования Рождества; рассказать, какие обычаи и традиции живы сегодня; воспитывать.

Конспект классного часа «Современный транспорт — зона повышенной опасности» для 3 классаКонспект классного часа «Современный транспорт — зона повышенной опасности» для 3 класса Цель и задачи: - знакомство с опасностями, которые грозят детям в современном транспорте; -раскрытие причин возникновения опасных ситуаций;.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса по профилактике конфликтных отношений внутри классного коллектива
Опубликовано: 14 октября 2020 в 10:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД