Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса

Ольга Мошкоркина
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад п. Пустоши»»

Шатурского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора от___№___

Рабочая программа

внеурочной деятельности

для младших школьников

по духовно- нравственному направлению

«Родное слово»

1 класс

(составлена на основе авторской программыЛ. А. Ефросининой

Сборник программ по внеурочной деятельности:1-4 классы)

Составитель программы:

Мошкоркина О. А.

п. Пустоши 2018г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по духовно- нравственному направлению «Родное слово» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М.:Вентана-Граф,2011.

Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является одним из основных требований ФГОС и важным условием для успешного развития и обучения учащихся.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа внеурочной деятельности способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.

Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Родное слово» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Программа учитывает основные задачи развития образования:

- интеграция занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся.

-учить хорошей речи, устной и письменной Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

- организация активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками самостоятельных письменных и устных заданий.

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 1 год (всего 33 часа).

Уровень образования школьников: 1 - 4 классы

Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Родное слово» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Родное слово» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи:

1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

6. Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

• системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

• этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.

Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает системно-деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

- мотив;

- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить

и т. д.);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

- реализация (что и зачем услышу);

- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Методы и приемы

словесные (устное или печатное слово);

• наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

• репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);

• проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);

• создание ситуации успеха в обучении;

• использование игр и игровых форм организации деятельности;

• учебные дискуссии;

• творческие задания;

• постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

• устный контроль;

• письменный контроль;

Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

• проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;

• упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;

• задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;

• упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;

• вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;

• развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

• своевременное развитие активного восприятия художественного слова

Форма учебной работы: факультативная.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность. Просмотр и анализ спектаклей драматического театра открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык, совершенствуют навык выразительного чтения; вовлекают детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение. (социальные партнёры)

Содержание курса внеурочной деятельности

1. Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

2. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

3. В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

4. Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

5. Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

6. Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

7. Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

8. Игротека

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

9. Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

10. Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

11. Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

12. Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

13. Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

14. Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

15. Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

16. Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

17. Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

18. Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

19. Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

20. Игротека

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

21. Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

22. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

23. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

24. Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

25. О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

26. О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

27. Слова - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

28. Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

29. Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

30. Волшебное слово предлог.

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

31. Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

32. Учимся различать слова разных частей речи.

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

• осознавать роль языка и речи в жизни людей;

• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

• учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок, ключевые слова;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Ожидаемые результаты прохождения курса:

участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников; применение полученных знаний и умений в практической деятельности; участие в городских и региональных олимпиадах.

Тематическое планирование.

№ Название раздела,

тема занятия Кол-во часов Практическое занятие Урок-игра

1 Речь устная и письменная 1 1

2 Что такое слово? 1 1

3 В мире звуков 1 1

4 Игротека 1 1

5 Звуки и буквы – не одно и то же 1 1

6 Что такое метаграммы? 1 1

7 Жили - были гласные и согласные 1 1

8 Игротека 1 1

9 Волшебник Ударение. 1 1

10 Такие разные согласные 1 1

11 Такие разные, разные согласные 1 1

12 Игротека 1 1

13 Русские народные загадки 1 1

14 Зачем шипят шипящие? 1 1

15 Познакомьтесь: алфавит! 1 1

16 Игротека 1 1

17 Привет, пословица! 1 1

18 Поговорим о предложении 1 1

19 Еще немного о предложении 1 1

20 Игротека 1 1

21 Знакомимся с анаграммами 1 1

22 Что такое текст? 1 1

23 Что мы пишем с большой буквы? 1 1

24 Игротека 1 1

25 О безударных гласных 1 1

26 О парных звонких и глухих согласных 1 1

27 Слова - приятели 1 1

28 Игротека 1 1

29 Слова – неприятели 1 1

30 Волшебное слово предлог 1 1

31 Что за зверь такой фразеологизм? 1 1

32 Учимся различать слова разных частей речи 1 1

ИТОГО 32 25 7

Клендарно-тематическое планирование.

№ Название раздела,

тема занятия Кол-во часов Дата проведения

план факт.

1 Речь устная и письменная 1

2 Что такое слово? 1

3 В мире звуков 1

4 Игротека 1

5 Звуки и буквы – не одно и то же 1

6 Что такое метаграммы? 1

7 Жили - были гласные и согласные 1

8 Игротека 1

9 Волшебник Ударение. 1

10 Такие разные согласные 1

11 Такие разные, разные согласные. 1

12 Игротека 1

13 Русские народные загадки 1

14 Зачем шипят шипящие? 1

15 Познакомьтесь: алфавит! 1

16 Игротека 1

17 Привет, пословица! 1

18 Поговорим о предложении 1

19 Еще немного о предложении 1

20 Игротека 1

21 Знакомимся с анаграммами 1

22 Что такое текст? 1

23 Что мы пишем с большой буквы? 1

24 Игротека 1

25 О безударных гласных 1

26 О парных звонких и глухих согласных 1

27 Слова - приятели 1

28 Игротека 1

29 Слова – неприятели 1

30 Волшебное слово предлог 1

31 Что за зверь такой фразеологизм? 1

32 Учимся различать слова разных частей речи 1

Контрольно – измерительные материалы:

1 класс: Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

Методика проводится в конце учебного года в форме показа инсценировки знакомой сказки.

Промежуточные результаты освоения программы выявляются в ходе проведения следующих творческих работ:

1 класс

Инсценирование знакомых сказок

Подведение итогов освоения программы дополнительного образования детей проводится в следующих формах:

1 класс

Конкурс загадок и пословиц

Диагностика: степень участия учащихся в мероприятиях по данному направлению, наблюдение, социологический опрос, мониторинг, собеседования, отзывы родителей.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.

2. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.

3. Кубасова О. В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

4. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.

5. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

6. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.

7. Соловейчик М. С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

8. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. -М: Баллас, С-Инфо, 1996.

Публикации по теме:

«Занимательная грамматика». Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Программа по внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика» для учащихся 1 начальных классов с Тмнр 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика». Программа.

Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «Откроем.

Программа внеурочной деятельности по ПДД «Я — пешеход и пассажир» для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Домашние животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 22:40
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по лепке в старшей группе «Снежинка» (пластилинография)
Программные задачи О: формировать целостную картину мира, повторить приметы зимы, закрепить знания о том, что такое снег; продолжать учить детей...
Сценарий новогоднего утренника в младшей группе «Новогоднее приключение»
авторы: Манжула Т. Г, Гунькина В. В. Цель: создание праздничного настроения, поддержание традиций празднования Нового года. Действующие лица-взрослые:...
Благотворительная акция «Разноцветные носочки»
В Детском саду «№135» «Аленький цветочек» с первого октября 2018года, в рамках волонтерского года, стартовала благотворительная акция «Разноцветные носочки»....
Сценарий развлечения с участием родителей «Милая мамочка моя!» для второй младшей группы
Цели мероприятия:- формирование у детей таких качеств, как доброта, забота, любовь;- формирование уважительного отношения к семье, любви к матери;-...
Мастер-класс «Магнитик на холодильник»
У всех нас есть хотя бы один магнитик на холодильник. Это может быть подарок – сувенир, который привезли знакомые или сам приобрел на память о путешествии....