МААМ-картинки

Программа по экологическому воспитанию (7 фото)

Ступина Елена
Программа по экологическому воспитанию

Надо понять, чтобы полюбить;

полюбить, чтобы понять".

Сухомлинский В. А.

В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку не только на территории ДОУ, но и внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.

Публикация «Программа по экологическому воспитанию» размещена в разделах

Экологическая тропинка, созданная в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Что такое экологическая тропинка?

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,

А мы знаем, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой.

Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть : различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Как мы создавали экологическую тропу!

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Разработали маршрут экологической тропы-это уголок леса, огород, уголок нетронутой природы, грядка с лекарственными растениями, уголок сада, муравейник, цветочные клумбы, искусственный водоем, отдельно растущие различные виды пород деревьев.

Экологическая тропа проходит по территории детского сада.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Экологическая тропа на территории ДОУ включает в себя:

Программа по экологическому воспитанию

1. Цветник- дети знакомятся с цветами, учатся ухаживать за ними.

Фото №1 Надо понять чтобы полюбить полюбить чтобы понять

2. Огород- знакомятся с овощами учатся выращивать овощи

Фото №2 В нашей местности зима длится не один месяц а почти полгода

3. Сад- знакомятся с фруктами и ягодами

Фото №3 В холода дети много времени проводят в помещениях

4. Луг- знакомятся с разнообразием трав учатся различать различные растения, отличать полезные от вредных.

Фото №4 Мы создали экологическую тропинку не только на территории ДОУ но и внутри здания детского сада

5. Участок леса- знакомятся разнообразием деревьев, учатся находить отличие и сходство.

6. Птичья столовая- кормят и наблюдают за птицами.

Фото №5 Она помогает включать детей в наблюдения позволяет проводить простые опыты и эксперименты узнавать новое в обычном окружении

7. Метеостанция- наблюдают за изменениями погоды и природными явлениями.

Фото №6 Публикация Программа по экологическому воспитанию размещена в разделах Воспитание детей

На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (лиственница, береза, сосна, ель). В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.

В летний период на экологической тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1. Природоведческий труд

- Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

- Уход за цветами на экологической тропе.

- Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

- Уборка урожая на огороде.

- Заготовка лекарственных трав.

- Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2. Хозяйственно-бытовой труд

- Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т. д.)

3. Природоохранный труд

- Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

- Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.

- Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

- Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4. Ручной труд

- Изготовление поделок из природного материала.

- Аппликация из природных материалов.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропике детского сада:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Организация экологической тропинки в здании детского сада.

Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать)  наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке, угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т. д.

После похода по тропе  можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

экологически занятия;

экологические экскурсии;

экологические акции;

лаборатория юного эколога;

коллекционирование;

экологические выставки;

экологические игры и др.

Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

Объектами нашей экологической тропы являются :

Флористические композиции

Планетарий

Центр воды и песка

Центр науки (лаборатория)

Коллекция птиц

Коллекция насекомых

Коллекция "Грибы"

Коллекция "Цветы Земли"

Коллекция "Волшебный мир камней"

Коллекция "Чудо-дерево"

Мини-огороды на окнах

Галерея с репродукциями картин известных художников

Выставочный зал

Фонотека, видеотека

Зимний сад

Коллекция "Мир бабочек

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Во время путешествия по экологической тропе : дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Краткое описание точек – объектов экологической тропы в ДОУ.

Флористические композиции, сухие букеты.

Созданы оригинальные композиции и картины из растений, сухоцветов. Дети знакомятся с растениями, способами их обработки, окраски, сроками заготовки, местом произрастания и с тем, как их использует человек.

Планетарий.

Детей знакомят с солнечной системой, рассматривают отдельные планеты.

Центр воды и песка.

Демонстрируются отдельные свойства песка и воды, проводятся элементарные опыты, игры. Рассматривается карта нашего края, района с целью формирования представлений, где находится вода (реки, озёра) и песчаные почвы.

Центр науки - лаборатория.

Дети рассматривают массовый материал для экспериментирования, проводят краткие простые опыты, наблюдают за прорастанием растений, таянием снега и т. д., делают маленькие открытия.

Коллекция птиц.

Показываем разнообразие "птичьего" мира, знакомим с условиями их жизни, повадками.

Коллекция насекомых

Дети знакомятся с миром насекомых, с его многообразием. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных.

Коллекция "Цветы Земли".

Знакомит детей с цветами Земли – луговыми, садовыми, полевыми, комнатными, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, легенды и мифы о цветах.

Зимний сад.

Показывает разнообразие комнатных растений, животных. Дети наблюдают за их поведением, узнают, что необходимо для ухода за обитателями и какие условия необходимы. Во время похода по тропинке здесь можно отдохнуть, поиграть.

Коллекция минералов, полезных ископаемых.

Показывают разнообразие полезных ископаемых, минералов. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.

Коллекция "Чудо-дерево".

Рассматривают на одном "дереве" листья, плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.

Коллекция "Волшебный мир камней".

Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др.

О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют.

Фонотека, видеотека.

Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.

Мини-огороды на окнах.

Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям

Галерея с картинами, иллюстрациями о природе.

Рассматривают картины, обращая внимание детей на то, что природа прекрасна в любое время года, как её видели разные авторы, как отобразили.

Список литературы

1. Баттерфилд М. Бабочка. – М. : Фламинго, 1998.

2. Баттерфилд М. Цветок. – М. : Фламинго, 1998.

3. Баттерфилд М. Птица. – М. : Фламинго, 1998.

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М. : Академа, 2015.

5. Николаева С. Н. Юный эколог. "Мозаика-синтез", 2015.

6. Смирнова В. В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.

7. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.

8. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? – М. : Гном и Д, 2001.

9. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.

10. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001.

11. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу? – М. : Гном и Д, 2001.

Публикации по теме:

Фотоотчет по экологическому воспитанию «Мы зеленые»Фотоотчет по экологическому воспитанию «Мы зеленые» Хотелось бы рассказать о своей работе за год по экологическому воспитанию детей. В начале года в группе был создан отряд "Зеленых". Целью.

Диагностика по экологическому воспитанию дошкольников Блоки экологических знаний: Критерии оценки знаний об объектах живой природы у детей старшего дошкольного возраста. Задание №1 (проводится.

Дидактические игры по экологическому воспитанию Роль дВ экологическом воспитании детей особое место занимают дидактические игры, организуемые педагогами. Игры с экологическим содержанием.

Изготовление макета по экологическому воспитаниюИзготовление макета по экологическому воспитанию Предлагаю вам изготовить макеты по экологическому воспитанию. 1. Берёте 2 коробки (можно крышки от коробок в которых продаётся бумага.

Конспект НОД по экологическому воспитаниюКонспект НОД по экологическому воспитанию Конспект НОД по экологическому воспитанию на прогулке в первой младшей группе «Весенняя прогулка» Составила и провела Сергеева И. В. Воспитатель.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Вымирающие животные» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Вымирающие животные» Программное содержание: 1. Дать детям представление.

Опыт работы по экологическому воспитанию Человечество, учитывая печальные ошибки прошлого, твердо осознало, что потеря каждого биологического вида дикой природы наносит ущерб экологическим.

Отчёт о работе по экологическому воспитанию Отчёт по экологическому воспитанию в подготовительной группе № 3 МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» за май 2017 год. Познавательное развитие.

Стенгазета по экологическому воспитаниюСтенгазета по экологическому воспитанию "Сохраним природу вместе" Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу,.

Видеоматериал мультфильма по экологическому воспитанию «Вот оно какое, наше лето!» Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето». Задачи: 1. Расширять умение детей образно в рисунке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по экологическому воспитанию
Опубликовано: 9 октября 2017 в 10:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД