Лучший педагог года

Программа по здоровьесбережению

мария николаенкова
Программа по здоровьесбережению

Пояснительная записка

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Современные исследования свидетельствуют о том, что дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Публикация «Программа по здоровьесбережению» размещена в разделах

Программа «Мы здоровыми растем» направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа «Мы здоровыми растем» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Срок реализации:

Программа рассчитана на 2017-2018гг.

1-й этап - аналитический, анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2016 -2017гг

2-й этап - разработка проекта программы

3-й этап - внедрение программы- 2017-2018гг

4-й этап – итогово - диагностический

Цель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

3. Профилактика простудных заболеваний.

4. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

5. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Направления деятельности:

Профилактическое:

• выполнение санитарно-гигиенического режима;

• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Организационное:

• Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

• Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;

• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

• Комплексная физкультурно-оздоровительная работа : все виды и типы занятий, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа.

• Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

• Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

Принципы реализации:

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2.. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3.. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

Используемые образовательные технологии

№ Название технологии/метода Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения.

1 Динамические паузы –во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2 Подвижные и спортивные игры –как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

3 Релаксация –в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

4 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

5 Гимнастика для глаз –ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

6 Динамическая гимнастика –ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

7 Гимнастика корригирующая –в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

8 Гимнастика ортопедическая –в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

9 Кинезиологические упражнения -в различных формах физкультурно-оздоровительной работы : как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате

Физкультурно-оздоровительная работа

Вид деятельности занятий Особенности организации

1. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в помещении группы.

Длительность в соответствии с возрастом.

2. Физкультминутка Ежедневно, на занятиях статического характера.

Длительность 3-5 мин.

3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно во время прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей

4. Оздоровительный бег. 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время прогулки. Длительность 3-7 мин.

5. Гимнастика после дневного сна Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.

6. Физическая культура Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин

7. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.

8. Неделя здоровья 2 раза в год

9. Спортивные развлечения 1раз в месяц на улице или в зале. Длительность как на занятии.

10. Физкультурно – спортивные праздники на воздухе. 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

11. Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

12. Совместные физкультурные занятия родителей и детей 1 раз в квартал

Ожидаемые результаты:

1. Снижение заболеваемости воспитанников.

2. Высокий уровень достижения планируемых результатов освоения детьми образовательной программы ДОУ без увеличения учебной нагрузки на детей соответствии с СанПиН.

3. Сформированная мотивация на здоровый образ жизни.

4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, медицинского персонала.

6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды группы.

Система организации программы :

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

Привитие стойких гигиенических навыков;

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

Формирование привычки ежедневных

Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

Предоставление дополнительных услуг для детей (кружковая работа оздоровительной направленности);

Проведение тематических занятий на группах;

Проведение физкультурных занятий;

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья : физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

Повышение педагогической культуры родителей.

Изучение и распространение положительного семейного воспитания.

Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т. д., проводятся и новые формы работы:

Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;

Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);

Родительские собрания на данную тематику;

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т. д.

Методическое обеспечение:

Направление

развития

Название программ

(методических разработок) Ключевые положения

программ

(методических разработок) Дидактическое

обеспечение

Физкультурно-оздоровительное Л. Н. Волошина «Играйте на здоровье»- программа;

Зайцев «Уроки Мойдодыра»;

Зайцев «Уроки Айболита» ;

О. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»;

Л. Г. Голубцова «Гимнастика и массаж»; М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в детском саду»;

Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду»;

В. А. Шишкина «Какая

физкультура нужна детям»;

В. А. Доскин «Растем

здоровыми».

Развитие двигательных умений и физических качеств; воспитание осознанного отношения к своему здоровью; формирование привычки к здоровому образу жизни; усвоение правил безопасного поведения. Спортивное оборудование в зале, на площадке; коррекционное оборудование планы индивидуальной коррекционно- оздоровительной работы; подбор

физических упражнений для

формирования

правильной осанки,

коррекции

плоскостопия;

комплексы

дыхательных

гимнастик;

комплексы

упражнений для часто

болеющих детей

диагностические

материалы

физического развития детей.

Просветительская и мотивационная работа.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей дошкольного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности Задачи Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни –Проведение дней здоровья, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; а также совместных мероприятий со школой.

Профилактическая деятельность 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к детскому саду.

4. Профилактика травматизма. – Система мер по улучшению питания детей: режим и качество питания; разнообразие меню; пропаганда культуры питания в семье.

Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки групповых помещений, кварцевание групп; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

Профилактика утомляемости: проведение подвижных игр в режиме дня; физкультминуток, оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в Учреждении: организация подвижных игр; спортивных соревнований; спартакиады, дни здоровья,

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШОР, родителей.

Примерный план работы с родителями.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Папка – передвижка «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Практикум «Подвижные игры».

Октябрь Консультация «Профилактика плоскостопия»

Папка – передвижка «Спортивный уголок дома»

Ноябрь Информация «Расти здоровым, малыш!» о пользе ежедневных прогулок на свежем воздухе»

Совместные досуги и развлечения, посвященные Дню матери.

Консультация – практикум «Подвижные и малоподвижные игры»

Декабрь Практикум «Упражнения для мышц туловища»

Папка – передвижка «Время кататься на лыжах и санках!»

Январь Выступление на родительском собрании «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»

Февраль Рекомендации «Как правильно просыпаться»

Совместный спортивный праздник «Мой папа самый, самый…»

Март Родительское собрание «растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными!»

Совместный спортивный праздник «Мамочку люблю!»

Апрель Памятка «Подвижные игры на прогулке. Поиграйте с детьми!»

Консультация «Как заниматься спортом дома»

Май Консультация «О летнем отдыхе детей»

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Комплексное планирование работы (средний возраст)

Дата Форма работы с детьми

Сентябрь Экскурсия на стадион школы.

Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».

Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».

Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»

Занятие 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.

Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Экскурсия в спортивный зал близлежащей школы. Цель: формировать у детей значимость занятий физкультурой в оздоровлении организма.

Беседа с фельдшером о гигиене. Цель: продолжать знакомить детей с правилами ухода за своим телом.

Октябрь Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».

Самомассаж «Божья коровка».

Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».

Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».

Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.

Занятие 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.

Проблемная ситуация «Умеем ли мы мыть руки?». Цель: формировать культурно – гигиенические навыки, алгоритм мытья рук. Изготовление плаката.

Беседа о вирусах. Рисование по представлению. Цель: познакомить детей с вирусами вызывающими заболевания.

Ноябрь Беседа «О расческе», «О носовом платке».

Дидактическая игра «Валеология. Кожа».

Самомассаж «Мытьё головы».

Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».

Занятие 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.

Экспериментальная деятельность. Приготовление напитка из лекарственных трав.

«Деревья лекари». Цель: познакомить детей с лечебными свойствами некоторых деревьев сибирского региона.

Декабрь Экскурсия в зимний парк.

Беседа «Как мы дышим».

Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара».

Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».

Занятие 1: «Прогулка - это интересно». Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.

Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.

Январь Беседа о лекарственных растениях.

Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».

Этюды на расслабление.

Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»

Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.

Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.

Февраль Беседа «Зимние виды спорта».

Гимнастика для глаз «Снежинка».

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».

Игровой массаж «Мячик – маляр».

Занятие 1: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.

Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.

Март Беседа «Части тела человека».

Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».

Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».

Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».

Занятие 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.

Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Апрель Экскурсия в медицинский кабинет.

Дидактическая игра «Первая помощь».

Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».

Самомассаж «Пальчики».

Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.

Занятие 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.

«Моя красивая осанка». Цель: знакомство с плакатом «Осанка», её важность для сохранения здоровья.

Режиссёрская игра «Дружба Зубика и Конфетки». Цель: профилактика кариеса, алгоритм чистки зубов.

Май Беседа «Тонкий лёд».

Дидактические игры по правилам безопасного поведения.

Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».

Занятие 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по здоровьесбережению «Наши зубки»Конспект занятия по здоровьесбережению «Наши зубки» Конспект организованной образовательной деятельности по здоровьесбережению в средней группе «Наши зубки» Разработала: Воспитатель 1-ой.

Инновационная технология по здоровьесбережению «Степ-аэробика»Инновационная технология по здоровьесбережению «Степ-аэробика» Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное.

Долгосрочный проект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши» ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ «Малыши – крепыши» (смешанная первая младшая – вторая младшая группа) Участники проекта: воспитанники.

Методика по здоровьесбережению .

Опыт эффективных практик по здоровьесбережению в ДОУ В МБДОУ детский сад № 4 с 01.09.2016 г. по 31.08.2017 г. была организована деятельность стажировочной площадки по теме «Инновационная работа.

Проект по здоровьесбережению «Чистюлька» МБДОУ детский сад «Светлячок» Проект по здоровьесбережению «ЧИСТЮЛЬКА» Разработала Воспитатель 1 кв. категории Саватеева.

Проект по здоровьесбережению в ясельной группе Проект по здоровьесбережению в ясельной группе Автор: Трофимова Татьяна Алексеевна Продолжительность проекта: с 19.09.2017-по 31.05.2018.

Рабочая программа по здоровьесбережению (2017–2018 г.). Вторая младшая группа Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей группы № Содержание работы Время проведения Ответственный Формы организации.

Рабочая программа по здоровьесбережению (2016–2017 г.). Подготовительная группа Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей группы № Содержание работы Время проведения Ответственный Формы организации.

Занятие по здоровьесбережению «Страна волшебная — «Здоровье» Тема: "Страна волшебная – «Здоровье». Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по здоровьесбережению
Опубликовано: 4 июня 2018 в 13:16
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД