Получи документы

Программа по логопедии «Подготовка к школе»

Елена Блинова
Программа по логопедии «Подготовка к школе»

ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ

«Подготовка детей к школе».

Подготовила : Блинова Е. А.

г. Коломна

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ….2

Состояние проблемы преемственности дошкольного

и начального образования….…3

Организация перехода от дошкольного образования

к обучению в начальной школе….…4

План методической работы на год.

Перспективный план на год…. …7

Список литературы….11

Пояснительная записка.

Публикация «Программа по логопедии „Подготовка к школе“» размещена в разделах

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи.

Формирование полноценной учебной деятельности возможна лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков сводно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у большинства поступающих носят характер, общего недоразвития речи средней степени для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- дислексия;

- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Как и любая программа, «Программа по подготовке детей к школе», имеет под собой методические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребенка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учета реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи, подготовка к успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопадов.

Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования.

Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет.

Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

- от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

- от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

- от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Предлагаемая концепция Программы разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.

Организация перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе.

Концепция программы рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются :

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

- сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются :

- единство развития, обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность и вариантность;

- сознательность и творческая активность;

- наглядность;

- доступность и достаточность.

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Основными задачами подготовки к обучению являются :

- охрана и укрепление здоровья;

- развитие психических функций и качеств личности;

- обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.

В основе интеграции лежат следующие принципы:

- интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;

- взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;

- широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;

- частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.

Основные задачи программы :

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррецию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Наполняемость групп для логопедических занятий логопед формирует в соответствии с контингентом детей. На коррекционные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия отводится, как правило 30 минут. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта детей. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается.

После каждого занятия проводятся краткие индивидуальные консультации с родителями, где обсуждаются возникшие проблемы ребенка с какими-либо заданиями.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы — научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации детей. Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий с учетом особенностей психофизического развития детей. В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

План методической работы

№ Направления, виды работы Сроки выполнения

1 Отбор материала для обследования устной и письменной речи детей.

Первичное обследование устной речи детей. Начало года

2 Обследование письменной речи детей. Начало года

3 Выявление нарушений в звукопроизношении, грамматическом строе и объем словарного запаса. В течении года

4 Коррекция нарушений в развитии письменной речи детей. В течении года

5 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей. В течении года

6 Коррекция нарушений в развитии грамматического строя. В течении года

7 Консультирование родителей, имеющих нарушение речи. В течении года

8 Заключительное обследование речи детей. Подведение результатов коррекционной работы. Конец года

Перспективный план

№ Темы Цели коррекц. работы Развитие неречевых процессов

1 Слово, как часть предложения Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

2 Слова, обозначающие предметы Отработка понятий «правый» и «левый».Упр. «Разноцветные точки»

3 Слова, обозначающие действия

4 Дифференциация слов предметов и слов-действий Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т. д.). Упр. «Копирование точек»

5 Дифференциация слов предметов и слов-действий Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»

6 Слова, обозначающие признак предмета Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Составление фигуры из разрозненных деталей»

7 Закрепление Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Использование игр с постройками из кубиков»

8 Предложение Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Составление узоров из геометрических фигур»

9 Ед. и мн. числа существительных Упр. «У меня – у нас»

10 Ед. и мн. числа глаголов Упр. «Я, он, они»

11 Глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени Упр. «Что было, что будет, что сейчас?»

12 Подбор прилагательных к существительным Упр. «Какой, какая, какое?»

13 Притяжательные прилагательные Упр. «Чей, чья, чьё?»

14 Антонимы Умение логически выстраивать свои мысли

15 Глагольный словарь Упр. «Что делает? Что сделает?»

16 Множественное число существительных Упр. «У меня – у нас»

17 Р. п. существительных множественного числа Упр. «У кого?»

18 Согласование прилагательных с существительными Упр. «Какой, какая, какое?»

19 Согласование прилагательных с числительными

20 Изменение существительных по падежам Упр. «Кого? Чего?»

21 Уменьшительно-ласкательная форма существительных Упр. «У меня большая, а у тебя маленькая»

22 Распространение предложений

23 Предлоги

24 Речь. Звуки и буквы. Алфавит Формировать полное представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

25 Речь. Звуки и буквы. Алфавит Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Лабиринты». Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»

26 Гласные и согласные Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

27 Гласные и согласные Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

28 Гласные и согласные Усиление концентрации слухового внимания

29 Дифференциация гласных Упражнения направленные на тренировку переключения внимания. Упр. «Красно-черные пары»

30 Дифференциация гласных Упражнения направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

31 Слоговой состав слова Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо и косвенно»

32 Слоговой состав слова Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы и эмоции»

33 Слоговой состав слова Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы и эмоциональная окраска»

34 Ударение

35 Согласные: твердые, мягкие. Обозначение мягкости гласными Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Осознание визуального материала»

36 Обозначение мягкости буквой мягкий знак

37 Закрепление

38 Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных Б-П Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упр. «Двойная стимуляция памяти»

39 Дифференциация согласных Б-Д Упражнения для использования визуального кода. Упр. «Особый путь зубрежки»

40 Дифференциация согласных Д-Т Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован»

41 Дифференциация согласных Т-П

42 Дифференциация согласных Р-Л Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления

43 Дифференциация согласных С-З Упр. «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»

44 Дифференциация согласных Ш-Ж Формирование умения планировать свои действия

45 Звуко-буквенный анализ слов Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

46 Звуко-буквенный анализ слов Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Офицер-солдат»

47 Звуко-буквенный анализ слов Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Поиск клада»

Список литературы

1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М. : Ювента, 2005.

2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии. : Учеб. Пособие для студ. Педвузов/ Н. Ю. Борякова. – М. : АСТ; Астрель, 2008.

3. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. - М., 1992.

4. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения : Исправление нарушений письменной речи. 1-4 кл. – М. : ВАКО, 2007.

5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М. : ЗАО «Центрполиграф», 2003.

6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М. : “ Просвещение”, 1989.

7. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. : Учеб. Методическое пособие. / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. – М. : АСТ. : Астрель: Транзиткнига, 2006.

8. Коваленко О. М. Коррекция нарушений письменной речи у младших классов.

9. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Публикации по теме:

Подготовка детей к обучению в школе Доклад. Подготовка детей к обучению в школе. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка.

Консультация «Подготовка ребенка к школе» Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но, как известно, не все дети учатся.

НОД по теме «Подготовка детей к школе»НОД по теме «Подготовка детей к школе» Цель:Подготовка детей к школьному обучению Задачи Образовательные: Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей Закреплять.

Консультация «Подготовка детей к школе» Для формирования у ребенка «внутренней позиции школьника», учебных мотивов, воспитателю необходимо решить три основные задачи: 1. формирование.

Консультация «Подготовка к школе» Советы психолога для родителей, дети которых готовятся к школе 1. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести.

Подготовка к школе: ребёнок не хочет заниматься Вы правильно волнуйтесь и не хотите ребёнка заставлять. В 6 лет многие дети не готовы к обучению по типу школьного (то есть по учебникам.

Консультация «Подготовка ребенка к школе» Переход из старшего дошкольного возраста в младший школьный – важный момент в жизни ребенка. При поступлении в начальную школу происходят.

Психологическая подготовка ребёнка к школе В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Тематический уголок «Подготовка к школе»Тематический уголок «Подготовка к школе» В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют.

Видео «Подготовка к школе» Дошкольное детство – это первая ступень образования. В конце дошкольного возраста ребенок должен стать инициативным, самостоятельным, уверенным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по логопедии «Подготовка к школе»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 22:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД