Папки-передвижки

Программа подгрупповых занятий для детей с ОВЗ «Безопасный интернет»

Ольга Аксёнова
Программа подгрупповых занятий для детей с ОВЗ «Безопасный интернет»

Программа подгрупповых занятий для детей с ограниченными возможностями 9-17 лет «Безопасный Интернет»

Пояснительная записка

Актуальность программы. Формирование у школьников с нарушениями развития навыков эффективного поведения в сети Интернет - новая и крайне актуальная педагогическая задача. На современном этапе развития общества ведущая роль закрепилась за информационной сферой. Средства массовой информации (СМИ) и коммуникации (СМК) приобрели значение сильных воспитательных сил. Они закладывают ценности и жизненные ориентации, формируют мировоззрение современных детей и подростков, порой преобладая над воспитательным институтом - семья.

Публикация «Программа подгрупповых занятий для детей с ОВЗ „Безопасный интернет“» размещена в разделах

Интернет стал неотъемлемой частью жизни человека и количество детей- пользователей неуклонно растет. Современные дети используют кардинально другие инструменты и способы получения информации, принципиально другие системы коммуникации, окружающая их смешанная реальность не могут не влиять на когнитивное и личностное развитие ребенка. Вместе с тем все более актуальными становятся вопросы интернет - безопасности, так как стремительное овладение Интернетом детьми и подростками сопряжено с их недостаточной осведомленностью как о рисках и угрозах цифрового мира, так и о возможностях поведения с ними.

Обеспечение психологической и информационной безопасности ребенка и подростка с ограниченными возможностями здоровья в интернете является важнейшей задачей современного общества, во многом это задача семейного воспитания. В Национальной стратегии действий в интересах детей, определяющем основные направления государственной политики в сфере защиты детства, зафиксировано, что акцент должен быть на создании и внедрении программ обучения детей и подростков с особенностями развития правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, а также профилактике интернет-зависимости.

В условиях образовательной среды, основной задачей которой является не только обучение и воспитание школьников, но также их личностное развитие, социализация, на первый план выходит необходимость рассмотрения психологического аспекта информационной безопасности. Она связана с воздействием недоброкачественной информации на психологическое состояние личности, что несёт угрозу интеллектуальному и духовно-нравственному состоянию человека, а также угрозу его физическому здоровью. Кроме того, проблема формирования компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности наиболее актуальна именно для подросткового и старшего школьного возраста, так как в это время ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Однако в реальной жизни удовлетворение этой потребности не всегда возможно и по мере взросления школьники всё чаще для общения с друзьями используют инфокоммуникационные технологии. Это обуславливает крайнюю важность сформированности у подростков представлений о рисках интернет-пространства и последствиях некорректного в нём поведения.

Цель программы

Формирование компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности воспитанников реабилитационного центра.

Задачи программы :

- способствовать повышению уровня информированности подростков с ограниченными возможностями об опасностях и угрозах в информационно- телекоммуникационных сетях;

- расширить репертуар стратегий поведения у воспитанников реабилитационного центра в трудных ситуациях, связанных с коммуникационными технологиями;

- содействовать профилактике совершения несовершеннолетними правонарушений в информационно-коммуникационной сфере.

Методологическими основами данной программы :

- психологическая модель цифровой компетентности (Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю., Рассказова Е. И.). Важными для данной программы являются работы по информационно-психологической безопасности личности (Г. В. Грачев, В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин);

- психологии манипуляций (Э. Аронсон, Е. Л. Доценко, Ю. А. Ермаков, С. Г. Кара-Мурза, Э. Пратканис, Е. В. Сидоренко, кибер и интернет-аддикции (И. В. Бурмистров, С. А. Варашкевич, В. Гриффит, Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев).

Специфика содержания программы :

соответствует возрастным и психологическим особенностям воспитанников реабилитационного центра, их задачам развития, учитывают имеющиеся интересы и жизненный опыт.

Включенность в занятия практико-ориентированных форм работы позволяет формировать не только знания, но и деятельностный компонент обучения у воспитанников. Подведение итогов занятия, получение обратной связи в системе «педагог – ребенок» позволяет развивать у участников занятий способности делать самостоятельные выводы, аналитически осмыслять и оценивать результаты и корректировать собственную деятельность.

Программа «Безопасность в сети Интернет» рассчитана на 6 подгрупповых занятий. Регулярность занятий – 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут.

Содержание и структура занятий соответствуют возрастным и психическим особенностям детей с ограниченными возможностями, их задачам развития, учитывают имеющиеся интересы и жизненный опыт.

Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру:

Формы, методы и приемы работы

Основная форма – занятие с элементами арт-методов, творческие задания сказко-терапии, малых игр (учебных, развивающих, коррекционных) и т. д. Кроме того, при реализации программы используются следующие методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ беседа, объяснение, видеометод, наглядный (демонстрация, практический; частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса.

Обязательной итоговой составляющей каждого занятия программы является прием обратной связи – это высказывание участниками занятия своих мыслей, ощущений, пожеланий. Обратная связь является не только важным источником информации для специалиста, реализующего программу, но и эффективным инструментом для формирования и развития у воспитанников реабилитационного центра умения слушать и слышать других людей.

Разнообразие форм и методик, применяемых на занятии, включение психологических приёмов, видеоматериалов способствует развитию и поддержанию интереса к проблеме информационно-психологической безопасности, активизации стремления к применению полученных компетенций в реальной жизни.

Состав исполнителей

Воспитатели отделений стационарного и дневного пребываний, педагоги, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Целевая группа

Программа рассчитана на детей и подростков (от 9 до 17 лет) с ограниченными возможностями здоровья.

Материальное обеспечение курса, технические средства

обучения и контроля

Материалы: бумага формата А-4, маркеры, цветные карандаши, бумага, дидактический материал. Технические средства: компьютер или ноутбук. Необходимая мебель и оборудование.

Ожидаемые результаты программы

В ходе проведения программы дети и подростки с ограниченными возможностями должны овладеть компетенциями, способствующими обеспечению их информационно-психологической безопасности, а именно:

- владеть знаниями об интернет-рисках и угрозах в информационном пространстве;

- обладать выраженной мотивационной направленностью на поддержание ответственной позиции при пользовании информационно-коммуникационными технологиями;

- уметь анализировать и критически относиться к информации в информационно-коммуникационных сетях;

- определять наличие негативного, недостоверного, небезопасного содержания в интернете;

- владеть и применять эффективные способы и приёмы защиты от нежелательной информации и контактов в интернете;

- определять манипулятивные проявления и намерения в потребительском сегменте интернет-пространства.

Критериями эффективности реализации программы групповых занятий могут являться результаты наблюдения воспитателя (педагога, содержание обратной связи от воспитанников реабилитационного центра и их родителей (опекунов).

Тематическое планирование на курс реабилитации

ЗАНЯТИЕ 1. «Компьютеры и Интернет в нашей жизни»

Содействие осознанию влияния компьютерных технологий и Интернета на образ жизни современного человека, пониманию позитивных и негативных сторон их использования

ЗАНЯТИЕ 2. «Опасности в Сети»

Формирование представлений об интернет-рисках, последствиях от встречи с ним

ЗАНЯТИЕ 3. «Мои персональные данные»

Расширение представлений у воспитанников о персональных данных, содействие осознанию важности их нераспространения

ЗАНЯТИЕ 4. «Общение в Интернете»

Расширение представлений воспитанников о средствах общения в интернете, положительных и негативных явлениях, сопровождающих виртуальное общение

ЗАНЯТИЕ 5. «Безопасная коммуникация в Сети»

Развитие умения распознавать коммуникационные риски в процессе общения в Интернете, отработка правил общения в интернете

ЗАНЯТИЕ 6. «Дружба реальная и виртуальная»

Знакомство воспитанников с представлениями о дружбе, формирование представлений о преимуществах и слабых сторонах дружбы в реальной жизни и виртуальном пространстве

Публикации по теме:

Конспект беседы по правилам техники безопасности «Безопасный Новый год» для детей младшего школьного возрастаКонспект беседы по правилам техники безопасности «Безопасный Новый год» для детей младшего школьного возраста Ребята, приближаются зимние каникулы, а вместе с ними замечательные и любимые всеми праздники — Новый год и Рождество. Запах ели, сверкающие.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Безопасный интернет»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Безопасный интернет» Дидактическая игра «Безопасный интернет» Цель: обратить внимание детей старшего дошкольного возраста на безопасность использования сети.

Консультация для родителей детей подготовительной группы по теме «Интернет: риски и угрозы». Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена.

Памятка по безопасности детей в сети Интернет ПАМЯТКА по безопасности детей в сети Интернет Классификация интернет-угроз Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных.

План работы интернет-лектория по воспитанию и обучению гиперактивных детейПлан работы интернет-лектория по воспитанию и обучению гиперактивных детей Цель: Организация психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Октябрь Тема: Информация о реализации проекта «Шустрик».

Родительское собрание на тему «Безопасный интернет в семье» Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения. Задачи: • способствовать повышению.

Родительское собрание с использованием ИКТ технологии «Информационная безопасность детей в сети Интернет»Родительское собрание с использованием ИКТ технологии «Информационная безопасность детей в сети Интернет» Родительское собрание «Информационная безопасность детей в сети Интернет» (форма проведения — презентация) Цель: Информировать родителей.

Стихотворения для детей 7–9 лет «Этот самый интернет, он всегда нам нужен, нет» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. С наступлением на нас цифровых технология мы многое приобретаем, но многое.

Стихотворения на тему «Помогают или нет, нам компьютер, интернет» для детей от 4 до 11 лет Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Эта публикация имеет целью проанализировать пользу и вред, которые несёт.

Акватерапия на подгрупповых занятиях с педагогом-психологом. ФотоотчётАкватерапия на подгрупповых занятиях с педагогом-психологом. Фотоотчёт Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа подгрупповых занятий для детей с ОВЗ «Безопасный интернет»
Опубликовано: 5 марта 2023 в 23:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД