Папки-передвижки

Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка»

Федотова Татьяна
Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка»

Филиал №3 «Звёздочка» районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка»

Принято

На заседании

педагогического совета

Протокол №

«» ___2017 Утверждаю;

заведующий РМБДОУ

Знаменский детский сад

«Ромашка»

___

Программа предшкольной подготовки

по обучению грамоте

«Грамотейка»

Возраст детей :5-7 лет.

Срок реализации: 1год

Публикация «Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте „Грамотейка“» размещена в разделах

Автор: учитель-логопед I кв. категории Т. Я. Федотова

р. п. Знаменка 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап-тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “ Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

Основу дополнительной образовательной программы “ Обучение чтению” составляют :

1. Концепция дошкольного образования детей

2. Федеральный закон “Об образовании”

3. Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

5. Концепция Д. Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A.Венгер, С. В. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т. к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость вообра-жения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н. А. Зайцев, М. Мон-тессори, Л. Н. Толстой, П. В. Тюленев, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко -слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Актуальность: сегодня будущим школьникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программы, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Продолжается дифференциация, структурная перестройка сети образовательных учреждений. Поэтому подготовить ребёнка к школе, школьному обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи- задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.

Общая цель данной программы.

Данная программа направлена на предупреждение нарушений устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 года, для детей 5-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий- 1 раз в неделю. Продолжительность -25-30 минут. Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления, памяти.

Пособие развивает интерес и способности к чтению.

Основные направления программы.

-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

-Формирование буквенного гнозиса;

-Развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

-Формирование интереса к чтению;

-Развитие психических процессов.

Задачи рабочей программы :

-формирование интереса к процессу обучения;

-развитие звуковой культуры речи;

-умение проводить звуковой анализ и синтез слов по звуковому составу;

-развитие умений говорить и слушать других людей;

-развитие интереса и внимания к лову, к собственной речи, к речи окружающих;

-обогащение словарного запаса детей;

-усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

В программе учтены общедидактические принципы:

-научность;

-систематичность;

-постепенность усложнения;

-перспективность;

-доступность;

-связь с жизнью.

В системе данного курса по подготовке детей к обучению грамоте достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, звонкий согласный, глухой согласный, мягкий согласный, твёрдый согласный.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определё нной последовательности:

-звуки окружающего мира;

-звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

-гласные звуки;

-согласные звуки (без классификации);

-согласные твёрдые и мягкие;-согласные звонкие и глухие.

Параллельно даются понятия:

-слово;

-слог;

-предложение;

-ударение.

Ожидаемые результаты.

К концу курса дети могут:

-различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-выделять слова в предложении, определять их место;

-составлять предложения с заданным словом;

-делить слова на слоги, считать слоги в слове;

-составлять слова из готовых слов;

-знать, что в слове один слог-главный, ударный;

-иметь представление о классификации звуков (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);

-проводить звуковой анализ слов из 3-4х звуков;

-понимать и различать понятия «звук» и «буква»;

-читать простые по звукобуквенному составу слова.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Сентябрь-мониторинг. Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания.

№ Тема занятия Навыки овладения звуковым анализом и синтезом

1 Звуки [а,у]. Понятие о звуковом ряде. Лето и осень. Выделение гласной [а] из потока звуков. Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица). Выделение звуков среди других звуков.

2 Звук [и], звуки [у,и]. Фрукты и овощи. Сбор урожая. Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, игра). Звуковой анализ слогов (ау-уа-ауи).

3 Звук [э]. Птицы. Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, эхо).

4 Звук [о]. Дом. Птицы. Выделение гласного звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, осень).

5 Звуки [м, мь]. Домашние животные. Выделение согласных звуков [м,мь] в начале слова.

6 Звуки [п,пь]. Деревенский двор. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов (ап-па). Определение места звука в слове.

7 Звуки [п,пь]. Дикие животные. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Определение наличия или отсутствия звуков [п,пь] в словах.

8 Звуки [б,бь]. Подготовка животных к зиме. Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слогов (аб-би).

9 Звуки [б, п]. Продукты питания. Полный анализ односложного слова «Бим».

10 Звуки [в,вь]. Зима. Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова «ива». Различение твёрдых и мягких звуков [в,вь].

11 Звуки [д,дь]. Гласные и согласные звуки. Одежда. Выделение звука среди других звуков. Различение твёрдых и мягких вуков [д,дь]. Звуковой анализ слова «дом». Выделение гласных звуков в середине слов (дом, мак, лук)

12 Звуки [т, ть]. Новый год. Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова «том». Различение твёрдых и мягких звуков [т, ть].

13 Звуки [д,т]. Мебель. Дифференциация звуков [д-т].

14 Звуки [ф, фь]. Посуда. Выделение в речи звука [ф]. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов. Различение твёрдых и мягких звуков [ф, фь].

15 Звуки [в,ф]. Дифференциация звуков [в-ф].

16 Звуки [к, кь]. Человек. Семья. Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова «кит».

17 Звуки [г,гь]. Профессии. Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]. Различение твёрдых и мягких звуков [г,гь]. Звуковой анализ и синтез.

18 Звуки [к, г]. Цвет, Форма. Величина. Дифференциация звуков [к-г]. Звуковой анализ слова «кони».

19 Звуки [х, хь]. День защитника Отечества. Выделение согласных звуков среди других звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова). Различение твёрдых и мягких звуков [, хь]. Звуко-слоговой анализ слова «мухи»

20 Звуки [с, сь]. Мамин день 8 Марта. Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Различение твёрдых и мягких звуков [с, сь]. Звуко-слоговой анализ слова «гуси».

21 Звуки [з, зь]. Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина). Различение твёрдых и мягких звуков [з, зь]. Звуко-слоговой анализ слова «замок».

22 Звуки [с. З]. Дифференциация звуков [с, з].

23 Звук [ц]. Звуки [с,ц]. Транспорт. Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец). Дифференциация звуков [с-ц].

24 Звук [ш]. Весна. Выделение звука [ш]. Определение его позиции в слове (начало, середина,конец).

25 Звуки [с, ш]. Различение и дифференциация звуков [с, ш].

26 Звук [ж]. Перелётные птицы. Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина). Подбор слова к схемам звукового анализа.

27 Звуки [з,ж]. Дифференциация звуков [з,ж].

28 Звуки [ш, ж]. Цветы. Дифференциация звуков [ш,ж].

29 Звук [ч]. Звуки [ч, ц].Деревья. Выделение звука [ч]в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец). Звуко-слоговой анализ слова «жучки». Дифференциация звуков [ч, ц].

30 Звук [щ]. Звуки [ч,щ]. Лес. Определение наличия или отсутствия звука [щ] в словах, позиция звука в слове (начало, середина, конец). Синтез звуков в словах. Дифференциация Звуков [ч, щ].

31 Закрепление пройденного материала. Лето. Научить буквенному гнозису и правильному соотношению звука и буквы. Закрепить навыки пройденного звуко-слогового анализа слов.

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

№ Тема занятия Количество часов

1 Звуки [а, у]. Понятие о звуковом ряде. Лето и осень 1 уч. час

2 Звук [и]. Звуки [а, у, и]. Фрукты и овощи. Сбор урожая. 1 уч. час

3 Звук [э]. Птицы. 1 уч. час

4 Звук [о]. Домашние птицы. 1 уч. час

5 Звуки [м, мь]. Домашние животные. 1 уч. час

6 Звуки [п, пь]. Деревенский двор. 1 уч. час

7 Звуки [п, пь]. Дикие животные. 1 уч. час

8 Звуки [б, бь]. Подготовка животных к зиме. 1 уч. час

9 Звуки [б, п]. Продукты питания. 1 уч. час

10 Звуки [в, вь]. Зима. 1 уч. час

11 Звуки [д, дь]. Гласные и согласные звуки. Одежда. 1 уч. час

12 Звуки [т, ть]. Новый год. 1 уч. час

13 Звуки [д, т]. Мебель. 1 уч. час

14 Звуки [ф, фь]. Посуда. 1 уч. час

15 Звуки [в, ф]. 1 уч час

16 Звуки [к, кь]. Человек. Семья. 1 уч. час

17 Звуки [г, г]. Профессии. 1 уч. час

18 Звуки [к, г]. Цвет. Форма. Величина 1 уч. час

19 Звуки [х, хь]. День защитника Отечества. 1 уч. час

20 Звуки [с, сь]. Мамин день 8 Марта. 1 уч. час

21 Звуки [з, зь]. 1 уч. час

22 Звуки [с, з]. 1 уч. час

23 Звук [ц]. Транспорт. 1 уч. час

24 Звук [ш]. Весна. 1 уч. час

25 Звук [ж]. Перелётные птицы. 1 уч. час

26 Звуки [с, ш]. 1 уч. час

27 Звуки [ш, ж]. Цветы. 1 уч. час

28 Звуки [з, ж]. 1 уч. час

29 Звук [ч]. Звуки [ч, ц]. Деревья 1 уч. час

30 Звук [щ]. Звуки [ч,щ]. Лес. 1 уч. час

31 Закрепление пройденного материала. 1 ч. час

Материально-техническое оснащение

Для реализации программы необходимо обеспечить каждого ребё нка рабочим материалом: карандаши графитные простые и цветные, раздаточный и демонстрационный материал, фломастеры, рабочие тетради.

Для более успешной реализации данной программы возможно использование технических средств обучения : аудиомагнитофона, аудиозаписей.

Учебно – наглядные пособия.

Приёмы обучения :

практические упражнения;

игровые приёмы.

На занятиях обязательно используются элементы здоровосберегающих технологий (физкультминутки, упражнения на расслабление, гимнастика для глаз, пальчиковые игры).

Требования к учебному кабинету.

Организованная образовательная деятельности проходят в отдельном кабинете. Поверхность стен покрашена краской, что позволяет производить сухую и влажную уборку. Пол покрыт паркетом.

Высота помещения 3,5 метра.

В кабинете имеется укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Ежедневно проводится влажная уборка помещения.

Требования к естественному и искусственному освещению.

Кабинет достаточно освещён. Светильники располагаются в виде сплошной линии. Светопроёмы помещения оборудованы тканевыми шторами, которые сочетаются с цветом стен. Система общего освещения распределяется равномерно.

Требования к воздушно-тепловому режиму.

Температура воздуха в помещении составляет 20-22°С при относительной влажности в тёплое время года – 60-30%; в холодный период – 45-30%. Требования к оборудованию для организации основного вида

деятельности.

Кабинет оборудован ученическими столами и стульями, соответствующих ростовым показателям детей.

На занятиях используется материал, соответствующий требованиям государственных стандартов и безопасный для здоровья.

Методическое обеспечение программы

Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н. В. Дуровой. - М. : «Школьная Пресса», 2004 г.

Дидактические материалы:

Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Поиграем в слова. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. От слова к звуку. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. От звука к букве. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Н. В. Дурова. Читаем сами. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Публикации по теме:

Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению Выступление социального педагога на общесадиковском собрании, посвященном подготовке детей к школьному обучению. Тема доклада «Условия.

Анкета для родителей «Подготовки ребенка к обучению в школе» Уважаемые родители! Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его.

Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму Использование счетных палочек для развития мелкой моторики рук и подготовки детей к обучению грамоте и письму. Учитель - логопед МАОУ д/с.

Кинезиология — как эффективный метод подготовки к школьному обучению Опыт работы по подготовке детей к школе методом кинезиологии. Система взаимодействия участников образовательного процесса по сохранению.

Конспект ООД по самопознанию в старшей группе предшкольной подготовки «Счастье быть в семье» Двуреченская Н. А. Методист ЧУ «Детский ясли –сад и начальная гимназия «Аружан», ЮКО, г. Шымкент Конспект организованной учебной деятельности.

Презентация «Кружковая работа как одна из форм предшкольной подготовки» Дает возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого. Позволяет максимально приблизить.

Лэпбук «Грамотейка» для занятий по обучению грамоте детей подготовительной к школе группыЛэпбук «Грамотейка» для занятий по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы Лэпбук изготовлен для детей подготовительной группы, для занятий по обучению грамоте. Цели: -Закрепление навыка определения места звука.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится» Цель занятия: помочь детям в игровой форме освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться.

Образовательная программа «Грамотейка» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной образовательной программы. Программа реализуется в рамках речевого развития дошкольника.

Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий Здоровье – это резервы сил: иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 13:41
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД