Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков»

Екатерина Опарышева
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков»

«Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.

Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.

Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.

Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.

Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.

И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.

Цель: Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, которое позволит раскрытию актуальных форм и методов в применении тестопластики в работе с детьми, педагогами и родителями, для овладения полного объёма определённых знаний художественно-эстетического развития и воспитания детей, овладения практическими навыками и умениями.

Задачи:

1. Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;

2. Проанализировать родительский спрос по данной проблеме, при помощи анкетирования, и удовлетворить его;

3. Создать (обогатить) РППС по данному направлению;

4. Овладеть новыми инновационными технологиями;

5. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;

6. Сформировать креативное мышление и получить продукт собственного интеллектуального труда (разработать занятия, проекты работы с детьми, программу дополнительного образования, дидактические игры, наглядно-просветительские материалы, методические пособия);

7. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;

8. Повысить качество образования:

9. Обобщение и внедрение собственного опыта в работу с дошкольниками, педагогами и родителями, через организацию проектной деятельности, реализацию программы дополнительного образования, выступление на педагогическом совете, РМО, публикации в СМИ и сети интернет.

Основные направления реализации программы:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)

4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат:

Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:

1. Повышению интереса к работе;

2. Росту компетентности;

3. Росту уровня профессиональных навыков и умений;

4. Повышению уровня саморегуляции, самоорганизации;

5. Повышение компетентности в вопросах развития творчества у дошкольников посредством тестопластики.

6. Развитие потребности у детей к творческой деятельности, стремления к творческой реализации;

7. Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.

8. Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ и округа.

План индивидуальной работы по самообразованию:

1. Изучение нормативных документов.

2. Изучение учебной, справочной и научно-методической литературе;

3. Повышение квалификации;

4. Изучение запросов родителей;

5. Создание образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

6. Овладение новой информационной технологией «Лепбук», «SMART Notebook»;

7. Оформление собственных методических наработок в форме информационно-педагогических модулей;

8. Практическое применение передовых педагогических технологий и собственных разработок по данному направлению;

9. Подготовка доклада и презентации из опыта работы по теме профессионального саморазвития.

Модель «Моего - я»:

-Достигнуть успеха в том, что мне нравится.

-Внести конструктивный вклад в общее дело.

-Строить свои отношения на доверии.

-Развивать творческие способности.

-Культивировать смелость.

-Заботиться о здоровье.

-Не терять веру в себя.

-Мыслить позитивно.

-Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Реализация программы:

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2017-2020 учебный год, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Срок Мероприятия программы Формы представления результатов

1 этап – информационно-аналитический.

Цель: изучение проблемы, определение формы представления результатов

Сентябрь 2017 г.

Октябрь 2017 г. Изучение изменений и дополнений нормативной базы Список нормативно-правовых документов, необходимых для работы педагога ДОУ.

Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы Картотека, с аннотациями по изученной литературе

Сентябрь 2017 г. – ноябрь 2017 г.

Разработка перспективного плана по реализации программы саморазвития.

Разработка рабочей программы образовательной деятельности воспитанников 5 - 6 лет

общеразвивающей направленности

Разработка программы социального партнёрства с семьями воспитанников группы

Разработка программы дополнительного образования «Мукосолька»

Составление плана по обогащению РППС по данной теме План работы. (Программа профессионально-личностного саморазвития)

Рабочая программа образовательной деятельности

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников.

Программа дополнительного образования «Мукосолька»

План развития РППС

Декабрь 2017 г. – Февраль 2020г.

Март – Апрель 2020 г.

Разработка конспектов занятий по тестопластике.

Разработка проектов

-«Сказочное тесто»

-«Азбука лепки»

-«Мир соленого теста в творчестве детей». Картотека конспектов

Проекты.

Ноябрь

2017 Разработка анкет по выявлению отношения родителей к работе с соленым тестом. Анкетирование родителей

Декабрь

2017 Подбор и разработка материалов педагогической диагностики по данной теме Мониторинг

Систематически

Разработка картотеки с разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки, их применением. Картотека техник лепки.

Сентябрь – ноябрь 2017г Разработка и оформление материалов по работе с родителями и педагогами Консультации, Памятки, Буклеты, Сообщения, Сценарии

Систематически Разработка дидактических игр на воображение, творчество воспитанников, эстетическое восприятие, художественно - образное мышление. Картотека игр

Систематически

Ноябрь 2017-

Март 2020г.

Разработка плана по организации и обогащению РППС

Оформить:

Центр изобразительного творчества

создание папок передвижек

подбор дидактических игр и упражнений по цветовосприятию, композиции;

наглядные материалы

Оформление альбома с иллюстрациями изделий из соленого теста, изготовленных

разными способами. План развития «Центра изобразительного творчества»

Сентябрь 2018г Создание мини-сайта воспитателя. Мини-сайт

Март 2018г.

Изготовление «лэпбука» по художественно-эстетическому развитию Лепбук «В гости к народным мастерам»

2 этап – практическая деятельность

Цель: внедрение в работу разработанного материала

Систематически

Поддержание регулярно обновляемого мини-сайта воспитателя.

Пополнение электронного портфолио воспитателя. Фотоотчет

Систематически Реализация рабочей программы образовательной деятельности воспитанников 5-6 лет

общеразвивающей направленности

Реализация программы социального партнёрства с семьями воспитанников группы

Реализация программы дополнительного образования «Мукосолька»

Реализация плана по обогащению развивающей предметно – пространственной среды Мониторинг

Консультации; буклеты; памятки, акты обследования

Мониториг; фотоотчет.

Фотоотчёт

Работа с детьми

Ежегодно сентябрь Проведение первичной педагогической диагностики Мониторинг

Ежегодно Реализация проектов

-«Сказочное тесто»

-«Азбука лепки»

-«Мир соленого теста в творчестве детей». Проекты

-«Сказочное тесто»

-«Азбука лепки»

-«Мир соленого теста в творчестве детей».

Ежегодно Открытое мероприятие - итоговое

Фотоотчет;

Конспект НОД

Ноябрь 2017-

Март 2020г.

Изготовление из соленого теста подарков для родителей;

Изготовление картины из соленого теста для выставки;

Организация сменной выставки поделок из соленого теста в группе.

Фотоотчёт,поделки

Январь - февраль 2019 г. Осуществление работы по «лэпбуку» и ее презентация Лепбук «В гости к народным мастерам»

Систематически Реализация в работе с детьми дидактических игр на воображение, творчество воспитанников, эстетическое восприятие, художественно - образное мышление. Фотоотчет

Май 2020 Проведение итоговой педагогической диагностики Мониторинг

Работа с родителями

Ноябрь 2017 г. Выявление отношения родителейк работе с соленым тестом. Анкетирование родителей

Систематически Анкетирование

• Родительское собрание «Творим волшебство из соленого теста».

• Консультация «Рецепты замешивания соленого теста».

• Памятки для родителей по правилам техники безопасности, особенностям работы с тестом.

• Мастер - класс «Тесто это просто».

• Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.

• Привлечение родителей к семейному творчеству с детьми, способствующему тесному плодотворному сотрудничеству и налаживанию семейных отношений.

• Привлечение родителей к созданию познавательно - развивающей среды в группе.

• Привлечение родительской общественности к участию в выставках, конкурсах.

• Выставка работ родителей с детьми из соленого теста.

• Оформление фотоальбома «Чудо - тесто».

• Оформление стенда «Мы старались». Конспекты бесед, папки-передвижки, памятки, анкеты.

Апрель 2019г. Итоговое анкетирование родителей Анкеты.

Работа с педагогами

Октябрь 2017г. – Март

2020 г. Мастер – классы с педагогами по изготовлению композиций из солёного теста. Фотоотчет, презентации.

Апрель

2019 Выступление на педагогическом совете, РМО по данной теме Презентация.

Работа с социумом

Систематически Участие в окружных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и выставках творчества. Фотоотчёт, грамоты, дипломы.

3 этап – заключительный

Цель: подведение итогов и представление опыта проделанной работы

Март 2020г. Оформление результатов проектной деятельности Проект + Презентация

Апрель2020г. Оформление результатов деятельности по дополнительному образованию Программа «Мукосолька»+ Аналитический отчет

Май 2020 г. Обобщение опыта работы по данной теме; презентация. Презентация

Систематически Публикации в СМИ Статьи, конспекты

Май 2020 Аналитический отчет по теме саморазвития. Отчёт

Апрель 2020г. Пополнение аттестационного портфолио. Аттестационный лист

Формы отчета по самообразованию:

1. Проекты:

-«Сказочное тесто»

-«Азбука лепки»

-"Мир соленого теста в творчестве детей".

2. Подборка конспектов.

3. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мукосолька».

4. Лепбук «В гости к народным мастерам».

5. Аттестационное портфолио.

6. Аналитический отчёт.

Используемая литература:

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.«ФГОС ДО» (ПриказМинобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

3. Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе примерной общеобразовательной программы «Детство».

Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы.

Интернет ресурсы:

http://www.maaam.ru

http://www.nsportal.ru

http://www.google.com

Публикации по теме:

Тестопластика как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста Тестопластика - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста. Тестопластика - одна из самых популярных техник среди мастеров.

«Труд как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности» по программе «Детский сад — Дом радости» Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6 комбинированного вида" города Пикалево Индивидуальный план.

Обобщение опыта «Тестопластика, как средство развития сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта. Выступление на выездных курсах повышения квалификации Слайд 1. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется.

Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Актуальность: «Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической.

Программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя на 2016–2017 учебный год Программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя Барановой Т. А. Тема: Организация и проведение мастер-класса с родителями.

Речь как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности ребенка Выступление на педсовете: "РЕЧЬ как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности ребенка"Программа развития речи.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей.

Тестопластика как средство развития моторики рук у детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Транспорт
Автор публикации:
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков»
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 08:37
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

«Экологический квест». Игровая ситуация в образовательной области «Познание» для...
Воспитатель: Сегодня нам пришло письмо от животных, которые попали в «Красную книгу Краснодарского края». Вот послушайте, что они вам пишут: «Дорогие наши...
Фотоотчёт о проведении развлечения, посвящённого Дню космонавтики, «Мы играем в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении развлечения,...
Сценарий музыкально-драматической сказки «Зайкина шапка» по одноимённой пьесе Н....
Зайкина шапка. Заяц Зайка Сорока Галька Старый Пень Лиса Хомяк Хомка Метель Ёжик Жора Снежные хлопья Медведица Маня Осенние листья Играет музыка «Зимняя...