Получи документы

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Наталья Романова
Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МБОУ «Георгиевская СОШ»

Группы дошкольного образования

Программа профессионального развития

Тема самообразования : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Музыкальный руководитель: Романова Н. И.

Георгиевка - 2017 г.

Программа профессионального развития

Публикация «Программа профессионального развития, Тема самообразования „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Тема самообразования : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Актуальность:

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Весь музыкальный фольклорный материал, изученный во время реализации образовательной области «Музыка», находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Их значение в воспитании дошкольников, несомненно, очень велико. К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Цель:

Повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры. Воспитание у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения народного творчества, развитие умений и навыков исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства.

Задачи:

• Повысить профессиональную компетентность в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;

• Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов, расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Приобретать опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с педагогами, детьми и родителями.

Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.

• Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

• Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

• Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

• Содействовать возрождению народных традиций и праздников на селе.

Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

Принципы самообразования :

• Принцип систематичности и последовательности;

• Принцип сочетания научности и доступности;

• Принцип интеграции;

• Основной принцип – принцип взаимодействия с ребенком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФГОС ДО;

Источники самообразования :

Методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, интернет, мероприятия по обмену опытом, конкурсы.

Сроки реализации : 1 год.

Краткое описание

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал.

Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

В результате реализации данной темы у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Программа самообразования будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми различного типа, через презентацию для родителей, консультации для педагогов, через участие детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях.

Ожидаемые результаты:

1. Дети познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Взаимодействие педагогов и родителей

1. Музыкальный руководитель – воспитатели группы;

2. Воспитатели группы – родители воспитанников;

3. Родители детей группы - дети

Взаимодействие с семьей

1. Консультация для родителей на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».

2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей : «Лоскутное одеяльце для Матрешки».

4. Изготовление родителями костюмов и атрибутов к народным праздникам.

План по самообразованию 2017-2018 учебный год

Содержание работы Результат (итоговое мероприятие) Сроки проведения

Составление перспективного плана Сентябрь

Выступление на методсовете на тему:

«Приобщение детей дошкольного

возраста к истокам народной культуры».

Организация народных подвижных игр.

Использование подвижных народных игр на прогулке и музыкальных занятиях Октябрь

Разработка и проведение осенних праздников в форме народной ярмарки «Осенняя ярмарка» утренники для старшей и подготовительной групп Октябрь

Подобрать для чтения детям русские народные сказки. Подготовить беседу и презентацию о быте русского народа. Занятия об устройстве русской избы, домашней утвари. Ноябрь

Расширить знания о русском народном костюме Консультация для родителей «История русского костюма». Выставка детского рисунка. Декабрь

Подобрать материал для проведения новогодних утренников по мотивам русских сказок (младшие группы- «Заюшкина избушка», старшие группы «Два Мороза») Новогодние утренники «Заюшкина избушка»,

«Превращение Мороза» Декабрь

Изучить материал по русским праздникам Рождество, Святки, Крещение. Подбор музыкального материала (колядки,песенки) для применения его в досугах для детей. Проведение развлечения «Зимний вечер» Январь

Подготовить материал для воспитателей «Вооружение богатыря», подготовка музыкального материала к развлечению. Музыкально- спортивное развлечение «Богатыри земли русской»

Конкурс для семей воспитанников «Мои семейные традиции» Февраль

Изучение материала по лоскутной пластике, подготовка рекомендаций для родителей по данной технике.

Познакомить детей с жанром колыбельной песни, разучить на занятиях различные примеры колыбельных песен. Конкурс «Лоскутное одеяло для Матрешки» для мам, бабушек и детей.

Изготовление книжек-малышек «Моя первая колыбельная».

Март

Обобщить знания о русской народной песне Консультация для воспитателей «Народная песня, как средство воспитания» Апрель

Подготовка музыкального кукольного спектакля со старшими дошкольниками по мотивам русской сказки «Теремок» Проведение кукольного спектакля «Теремок» с детьми старшей и подготовительной групп для показа в младших группах Май

Обобщение опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Представление опыта работы на личном сайте, участие в интернет –конкурсе методических разработках. Июнь

Литература:

1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И. Б., Комбарова Г. Н, Николаева С. Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.

5. Радынова О. П. Народные колыбельные песни : слушаем и поем. Учеб. пособие к программе «Музыкальные шедевры». М., 2001.

6. Радынова О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. От 6 до 7 лет. М., 2004.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Программа профессионально-личностного саморазвития. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Методическая тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Актуальность: «Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 19:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД