Лучший педагог года

Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери»

Анна Горшкова
Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

ПРОГРАММА

ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

«Откроем в сердце двери…»

Разработала воспитатель :

I квалификационной категории

Горшкова Анна Витальевна

п. Сельцо, Волосовский район

2018

Содержание.

1. Пояснительная записка….3

2. Актуальность программы…. 3

3. Цель программы….6

Публикация «Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей „Откроем в сердце двери“» размещена в разделах

4. Задачи программы….6

5. Основные принципы содержания программы…7

6. Методы и формы работы…. 7

7. Учебно – тематический план…9

8. Целевые ориентиры освоения программы…10

9. Предполагаемые результаты…. 11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви,

ни чести, — ничего, чем человек есть человек».

Белинский В.

Проблема духовно - нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественности и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно - образовательной работе с детьми, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, воспитание нравственных чувств было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. На основе анализа теоретических положений мы рассматриваем духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:

1) идеальная потребность в познании мира;

2) социальная потребность – жить, действовать для других.

Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широком смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания. Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества

в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности.

Духовно - нравственное воспитание на основе православных традиций сформирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В программе по духовно - нравственному воспитанию прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно - образовательное (непрерывный образовательный процесс,

беседы, устные поучения).

2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые, прогулки, экскурсии).

3. Культурно - познавательное (встречи с интересными людьми, целевые

прогулки, экскурсии, концерты).

4. Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и

территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление

подарков к праздникам).

Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей. Она может

реализоваться через разделы примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой в

образовательных областях: труд, познание, музыка и как дополнение к любой

программе к разделу «Социально - нравственное развитие» [45; 52].

Программа охватывает несколько областей образования и, решая в них предметные, метапредметные и личностные задачи, в целом направлена на

выполнение задач, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно:

1. Охраны и укрепления здоровья детей, их эмоционального благополучия.

2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирования общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно – нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

2. Заложить основу нравственной культуры ребенка, создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей.

3. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения.

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей

(формировать представление о формах традиционного семейного уклада).

5. Обеспечение ценностно - смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

I. Принципы духовно - нравственного воспитания.

- Основной принцип духовно - нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

- Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

- Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

- Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

- Личностно - ориентированный подход (наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

наглядный, словесный, практический.

Формы работы с детьми:

- Проведение совместных праздников.

- Просмотр слайд фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

- Тематические экскурсии в школу, библиотеку.

- Литературная гостиная «В гостях у сказки» (театральные постановки).

- Рождественские посиделки. Тематические развлечения.

- Спортивно – тематический досуг.

- Экскурсии «В гости к школьникам».

- Акции «Осенний букет для школьников».

- Концертная программа школьники в гости к дошколятам с оркестром народного инструмента.

- Игры нравственного и духовно – нравственного содержания.

Программа предусматривает тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно - значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

Формы работы с родителями:

1. Родительские собрания на духовно - нравственные темы.

2. Открытые показы воспитательно - образовательного процесса.

3. Вечера вопросов и ответов.

4. Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары - собеседования на диалоговой основе, тематические семинары).

5. Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно - нравственного воспитания в семье.

6. Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки - передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, консультации.

7. Экскурсии.

8. Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания.

9. Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.

10. Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).

11. Изготовление реквизита, костюмов к праздникам.

12. Организация угощения детей во время посиделок.

13. Круглые столы с педагогами, специалистами ДОУ, священниками.

14. Обмен опытом по духовному воспитанию в семье.

15. Конкурсы «Хозяюшки», «Мы – семья».

16. Выставки семейных работ к праздникам.

17. Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.

Информация для родительских уголков:

«Роль религиозных праздников в семье»;

«Праздник Троицы»;

«Праздник Пасхи»;

«Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей»;

«Крё стные родители: их функции и обязанности»;

«Исповедь в жизни ребёнка»;

«Праздник Рождества Христова»;

«Православное воспитание детей».

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. «Начало мудрости».

2. «Сказы матушки земли»

3. «Секреты мастерства»

4. «Православная Россия»

Тематика занятий:

1.«Начало мудрости». Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.

2. «Сказы матушки земли». Занятия данного цикла открывают детям путь к нравственной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие. Учат понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам.

3. «Секреты мастерства». Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) приводят детей к осознанию, что на земле нет ненужных профессий, что люди, вкладывающие всю душу в свой труд, - Великие Мастера и что выбор профессии, которая приносит радость самому человеку и его окружающим - ответственная работа.

4. Тематика занятий: Церковь Михаила Архангела в Бегуницах, Святой источник Пантелеймона Целителя в Каложицах, Церковь Александра Невского в г. Волосово.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования требования к результатам освоения Основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в которых отражены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не могут быть использованы в качестве основания для формального сравнения их с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации детей.

Достижения детей оцениваются по результатам творческой деятельности воспитанников, их высказываниям, эмоциональным проявлениям, поведению, общению, наблюдений за ребенком педагогами и родителями в естественных ситуациях. Наблюдения фиксируются педагогами в дневнике с целью оптимизации педагогической деятельности по реализации программы, своевременной корректировки его взаимодействия с ребенком и выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка. В соответствии с целевыми ориентирами духовно - нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания

дошкольников.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

- Воспитание чувства патриотизма.

-Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Публикации по теме:

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Первые в космосе» Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Первые в космосе» Составила воспитатель Костина.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие,.

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями» Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями» Начиная консультацию, хочется привести.

Непосредственная образовательная деятельность в форме игры-викторины «В сказку мы откроем двери» дети 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» г. Аркадак Непосредственная образовательная.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детейОпыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста .

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программ клубной работы с детьми 3-4 лет Пояснительная записка «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Воспитание культурой» Образовательная программа клубной работы с детьми 5-7 лет Пояснительная записка Современное общество характеризуется ростом национального.

Самоанализ игры-викторины «В сказку мы откроем двери» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка» г. Аркадак воспитатель: Лютикова Л. Ю. 2018 год.

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию детей «Что такое доброта?» Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию детей старшей «Б» группы «Что такое доброта?» Цель: Обеспечение психологического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Откроем в сердце двери»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 19:23
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД