Получи документы

Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Оксана Стрижевская
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Пояснительная записка

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. В раннем возрасте складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей, следует искать в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляют существенные трудности и требуют больших затрат, чем их предотвращение.

Публикация «Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста „Счастливый малыш“» размещена в разделах

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изоляции от сверстников. Мимолетные встречи во дворе и парке, где гуляет ребенок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятные условия для нормальной социализации ребенка и становления доброжелательного отношения к другим детям и взрослым.

В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком детского учреждения, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе основной общеобразовательной программы, а также в основе заботы профессиональных педагогов и воспитателей.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что сможет обеспечить эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, может способствовать успешному освоению дошкольниками общеобразовательной программы детского сада.

Актуальность.

Социально-экономическое переустройство общества, происходящее в нашей стране, повлекло за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могло не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. Одной из особенностей современного ритма жизни является то, что родители вынуждены отдавать ребенка в детский сад в раннем возрасте. В связи с этим увеличивается количество групп для детей раннего возраста, рассматривается возможность возвращения к тому периоду, когда в детский сад ребенка отдавали в возрасте до 1 года.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства.

Кроме того ранний возраст – это сенситивный период для развития речи ребенка. Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы : восприятие, мышление, память. Поэтому задержка речевого развития ребенка от двух до трех лет является одной их наиболее важных проблем его развития. По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержку речевого развития (ЗРР) диагностируют у детей до трёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня. Ранняя профилактика ЗРР, а как следствие ОНР, одно из направлений нашей работы по психолого-педагогическому просвещению семьи.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда и других педагогов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

В рамках данной программы восполняется недостаток практических знаний эффективного взаимодействия родителей с ребенком раннего возраста. Каждая новая информация порождает изменения в сознании родителей, способствует изменению их поведения, образа жизни семьи, а это напрямую влияет на поведение и развитие ребенка. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Они быстро заряжаются сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражают их действиям.

Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Счастливый малыш» направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а также информационно-просветительскую деятельность с родителями (законными представителями) детей раннего возраста.

Программа предусматривает консультации педагога-психолога, учителя-логопеда и других педагогов с родителями детей раннего возраста, формирование положительных детско-родительских отношений и совершенствование навыков общения, включает в себя лекции, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения и т. д.

Цель программы : создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, через освоение системы психолого-педагогических знаний, направленных на полноценное всестороннее развитие и раннюю социализацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка раннего возраста по основным направлениям (коммуникативному, познавательному, социальному, физическому, художественному, закономерностях и принципах воспитания и обучения;

2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей детей раннего возраста.

3. Повышать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

4. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми. Улучшение рефлексии взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия.

5. Стимулировать личностный рост, повышение социальной и психологической компетентности родителей.

6. Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Реализация программы рассчитана на один учебный год, содержание реализуется через подпрограммы, место реализации программы – МБДОУ детский сад № 7 «Золотая рыбка».

Участники программы :

- педагоги ДОУ;

- родители (законные представители) воспитанников детского сада № 7 «Золотая рыбка» групп для детей от 1,5 до 3 лет;

- родители детей раннего возраста, посещающих платную образовательную услугу «Развитие творческих способностей детей раннего возраста, не посещающих ДОУ»

- родители (законные представители) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

Предполагаемые результаты по реализации программы :

1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

2. Осознанные отношения родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Повышение физического и психического уровня здоровья детей.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками психолого-педагогического процесса, можно не только решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, сформировать детско-родительские отношения и создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях, но и успешно преодолеть незначительные нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у детей раннего возраста.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровню родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга адаптационного процесса в ДОУ.

Каждая подпрограмма включает в себя три блока:

I блок. Информационно-просветительский.

II блок. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи.

III блок. Консультативно-профилактический.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Опубликовано: 11 апреля 2014 в 20:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД