Лилия Дорофеева
Программа работы клуба «Оригамка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа работы клуба «Оригамка»
Пояснительная записка.
В становлении и развитии речи ребенка существует множество закономерностей, факторов, которые непосредственно оказывают свое как положительное, так и отрицательное воздействие. Многочисленными исследованиями было доказано, что этот сложный процесс зависит не только от психического развития ребенка, но и от его физического состояния. Не маловажную роль на речевое развитие ребенка оказывает состояние мелкой моторики кистей и пальцев рук. Поэтому, заботясь о правильной речи ребенка, не стоит забывать об этой закономерности и стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.
Публикация «Программа работы клуба „Оригамка“» размещена в разделах
Деятельность клуба «Оригамка» предполагает работу по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством оригами. Оригами – вид декоративно – прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Необходимость использования оригами в работе с детьми дошкольного возраста неоспорима. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка: совершенствование мелкой моторики, мыслительных процессов, памяти, внимания, стимуляция познавательной активности и др. Заседания кружка включают в себя разнообразные игровые ситуации, которые способствуют активизации интереса детей, желания достичь определенных результатов в своей деятельности.
Предполагаемый результат:
устойчивый самоконтроль, усидчивость, целеустремленность;
расширение знаний об окружающем, накопление словарного запаса, совершенствование связной речи;
развитие творческих способностей;
совершенствование мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Модель деятельности клуба «Оргигамка»
Цель: профилактика речевых нарушений, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук посредством оригами.
Задачи:
1. Развитие у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
2. Развитие эстетического вкуса, творческих способностей, активизация воображения и фантазии;
3. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления;
4. Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку.
Расширение и накопление словаря, развитие связной речи;
5. Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция личностных особенностей и коммуникативных проблем;
6. Развитие навыков игрового взаимодействия;
7. Стимулирование познавательной активности, закрепление знаний об окружающем;
8. Способствовать повышению самооценки у детей.
9. Развивать умение планировать, анализировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, пооперационным картам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.
10. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.
Содержание работы:
Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, индивидуальное общение, подвижные игры, работа с художественной литературой, работа с иллюстрациями.
Знания, умения и навыки детей:
Уметь складывать простые фигурки из листа бумаги. Свободно высказывать свое мнение, уметь дождаться своей очереди для высказывания. Уважать желания других людей. Работать в микро группах и активно взаимодействовать со всеми ее участниками. Правильно и четко выстраивать свою речь, умение объяснять последовательность действий.
Девиз: «Наши руки не для скуки».
Учебный план и методическое сопровождение клуба «Оригамка».
Сентябрь
Тема: «Играем с бумагой цветной и простой…»
Задачи:
1. Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них;
2. Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры;
3. Научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата;
4. Укреплять мелкие мышцы рук;
5. Воспитывать аккуратность.
Содержание:
1. Пал. гимнастика «Чтобы четко говорить»
2. Д/игра «Геометрическая мозаика»
3. П/игра с мячом «Какой формы?»
4. Выставка «Чудеса из бумаги!»
5. Упражнение «Волшебный квадрат»
6. Рисование эмблемы кружка «Оригамка»
7. Психогимнастика «Подари улыбку другу»
Тема: «В некотором царстве, в бумажном государстве…»
Задачи:
1. Заинтересовать детей работой с бумагой;
2. Познакомить с разными видами бумаги и некоторыми её свойствами;
3. Начать знакомить детей с историей искусства оригами.
Содержание:
1. Упражнение «Отгадай загадку» (о бумаге)
2. Д/игра «Поезд»
3. Беседа на тему: «Зачем нужна бумага»
4. Д/игра «Найди отличие»
5. Упражнение «Подуй на листок»
6. Опыт с водой и бумагой.
7. Аппликация «Солнышко» с элементами оригами.
Октябрь
Тема: «Бабочка»
Задачи:
1. Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры;
2. Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали;
4. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки;
5. Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией;
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность;
7. Развивать мелкую моторику рук.
Содержание:
1. Д/игра «Сложи целое из частей»
2. Упражнение «Поймай бабочку»
3. Конструирование «Бабочки» в технике оригами
4. П/игра «Полет бабочки»
5. Рассматривание картинного материала: открытки, фотографии, календари с изображением бабочек.
6. Упражнение «Украшаем бабочку»
7. Беседа на тему: «Насекомые»
Тема: «Летняя полянка»
Задачи:
1. Повышать интерес к занятиям оригами через игру;
2. Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки;
3. Воспитывать аккуратность;
4. Развивать глазомер;
5. Укреплять мелкие мышцы рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки;
6. Воспитать желание помогать слабым.
Содержание:
1. Упражнение «Волшебный мешочек».
2. Чтение стихотворения М. Шумова «Я, ребята, бабочка…".
3. Д/игра «Найди цветочек».
4. П/игра «Бабочкина зарядка»
5. Коллективная аппликация «Живая полянка»
6. Релаксация «На полянке»
Ноябрь
Тема: «Рыбка»
Задачи:
1. Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали;
2. Продолжать знакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами;
3. Упражнять в свободном выборе цвета;
4. Помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;
5. Развивать мелкую моторику рук;
6. Закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки;
7. Развивать объяснительную речь.
Содержание:
1. Упражнение «Вежливые ребята»
2. Беседа на тему «Кто живет в реке?».
3. П/игра «Рыбак и рыбка»
4. Конструирование «Рыбки» в технике оригами
5. Арт. гимн «Рыбка»
Тема: «Аквариум»
Задачи:
1. Учить изготовлять коллективную работу;
2. Поощрять творческую инициативу детей;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Развивать глазомер;
5. Воспитывать умение работать в коллективе.
Содержание:
1. Упражнение «Соедини по точкам».
2. Рассматривание энциклопедии об аквариумных рыбках.
3. Игра – потешка «Рыбка».
4. Коллективная работа «Наш аквариум».
5. Разучивание стихотворения «Щучья считалочка»
Декабрь
Тема: «Ёлочка»
Задачи:
1. Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника;
2. Продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, следуя объяснениям воспитателя;
3. Продолжать знакомить с историей искусства оригами;
4. Развивать мелкую моторику рук
Содержание:
1. Беседа на тему: «Деревья».
2. Пальчиковая гимнастика "Ёлка"
3. Д/игра «Посчитай-ка».
4. Конструирование «Елочки» в технике оригами
5. П/игра «Гуляют дети»
Тема: «Новогодние украшения»
Задачи:
1. Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику;
2. Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги;
3. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение;
4. Воспитывать аккуратность;
5. Развивать мелкую моторику рук.
Содержание:
1. Просмотр мультфильма «Елочка, гори!»
2. Дискуссия на тему: «Спички детям не игрушка»
3. Конструирование «Гирлянды» в технике оригами
4. Д/игра «Я украшу елку»
5. Рассказывание новогодних стихотворений
Январь
Тема: «Дед Мороз»
Задачи:
1. Закреплять умение детей делать фигурки в технике оригами;
2. Вызвать радостное настроение ;
3. Совершенствовать навыки работы с ножницами;
5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость;
6. Развивать мелкую моторику рук.
Содержание:
1. Беседа с детьми о зимних забавах.
2. Упражнение «Отгадай загадки»
3. Массаж ладошек
4. Конструирование «Дед Мороз» в технике оригами
5. П/игра «Снежки».
Тема: «Веселые мордашки (щенок)»
Задачи:
1. Повышать интерес к занятиям через игру;
1. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях;
2. Вызвать у дошкольников желание помогать слабым;
3. Закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки ;
4. Воспитывать аккуратность ;
5. Развивать глазомер ;
6. Укреплять мелкие мышцы рук.
Содержание:
1. Д/игра «Где спрятался щенок».
2. Артикуляционная гимнастика «Прогулка»
3. Конструирование «Щенка» в технике оригами
4. Беседа о домашних питомцах.
5. С-р/игра «Мой домашний любимец»
Февраль
Тема: «Зайка»
Задачи:
1. Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей;
2. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему;
3. Учить четко выполнять инструкцию педагога;
4. Развивать объяснительную речь.
Содержание:
1. Просмотр презентации «Заяц».
2. Пал. гимнастика «Уши зайки».
3. Конструирование «Зайца» в технике оригами
4. П/игра «Назови ласково»
5. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»
Тема: «Кораблик»
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в стиле оригами;
2. Продолжать учить детей использовать схему;
3. Учить использовать готовые поделки в игре;
4. Развивать творческие способности детей.
Содержание:
1. Беседа о празднике «23 февраля».
2. Упражнение «Пароход гудит.
3. Конструирование подарка для пап в технике оригами
4. С-р/игра «капитаны»
Март
Тема: «Тюльпан»
Задачи:
1. Учить детей изготовлению цветов в стиле оригами;
2. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата;
3. Улучшать способность следовать устным инструкциям;
4. Развивать творческое воображение, фантазию;
5. Воспитывать аккуратность, терпение.
Содержание:
1. Беседа на тему «8 марта»
2. Игра «Вставьте слово»
3. Конструирование «Тюльпана» в технике оригами.
4. П/игра «Мамины помощники»
5. Чтение стихотворений про маму
Тема: «Воздушный змей»
Задачи:
1. Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами;
2. Познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой «воздушный змей»;
3. Закрепить у дошкольников навыки декоративного украшения готовой фигурки;
4. Упражнять в свободном выборе цвета;
5. Развивать объяснительную речь.
Содержание:
1. Психогимнастика «Росток».
2. Д/игра «Один - много»
3. Упражнение «Руки вверх».
4. Конструирование «Воздушного змея» в технике оригами
5. Точечный массаж.
Апрель
Тема: «Жираф»
Задачи:
1. Вызвать у детей положительные эмоции и потребность в получении новой информации;
2. Закреплять конструктивные навыки и умения;
3. Развивать творчество, обогащать речь детей
Содержание:
1. Упражнение «Отгадай загадку»
2. Беседа на тему: «Животные жарких стран»
3. Д/игра «Чего не хватает?»
4. Конструирование «Жираф» в технике оригами
5. П/игра «У жирафов»
Тема: «Пилотка»
Задачи:
1. Познакомить детей с изготовлением поделки в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги;
2. Упражнять в свободном выборе цвета;
3. Развивать мелкую моторику руки;
4. Учить использовать готовые поделки в играх;
5. Совершенствовать речь детей.
Содержание:
1. Беседа на тему «9 мая».
2. Рассматривание фотографий военных лет.
3. Конструирование «Пилотка» в технике оригами
4. Упражнение «Пулемет»
5. Д/игра «Посмотри и повтори»
Май
Тема: «Ожившая сказка»
Задачи:
1. Создать у детей хорошее настроение;
2. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы;
3. Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности;
4. Учить детей доброте, вежливости, аккуратности;
5. Развивать мышление, сообразительность;
6. Воспитывать у детей усидчивость.
Содержание:
1. Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона».
2. Игра «Исправь ошибку»
3. Инсценировка сказки по в выбору детей с использованием готовых фигурок-оригами.
Литература
1. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» Санкт-Петербург. «Детство-пресс» 2005г.
2. С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»
Москва. «Аким» ,1996г.
3. И. А. Коротеев «Оригами для малышей» Москва. «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996г
4. С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2005г.
5. Е. Черенкова «Оригами для малышей» Москва. Рипол классик ДОМ 21век. 2006г
6. И. И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Торговый центр Сфера. Москва. 2001г.
7. Сунбоук Смит «Волшебный мир оригами». Книжный клуб семейного досуга. Харьков. 2007г.
8. Т. Сержантова «366 моделей оригами» Москва. Айрис пресс. 2003г.
9. С. Ю. Афонькин, Л. В. Лежнева, В. П. Пудова «Оригами и аппликация» Кристалл. Санкт-Петербург. 2001г.