Получи документы

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

Татьяна Грищенко
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14»

Утверждаю:

заведующий МДОУ

«Детский сад №14»

О. В. Шурупова ___

Программа работы кружка

по развитию мелкой моторики

у детей раннего возраста

Публикация «Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах

«Пчелка»

Разработала

воспитатель высшей

квалификационной категории

Грищенко Т. В.

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы :

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа «Пчелка», предназначена для работы с детьми раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей 1,6 – 3 лет, и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

самомассаж кистей рук:

пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игруш-ки, счетные палочки, пуговицы, бусины);

рисование (пальчиками, ладошками, пластилином);

конструирование из бумаги, природного материала;

Лепка из пластичных материалов (тестопластика).

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, нитки, крупы, пуговицы, природный материал и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы : по подгруппам и индивидуально.

Цель: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

• формирование практических умений и навыков;

• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие :

развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев, кистей рук;

развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;

• совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное вни-мание, логическое мышление;

развитие восприятия и переключение на разные виды деятельности;

Воспитательные:

• создание положительного эмоционального фона, радости, ожидание праздника;

• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

• воспитывать внимательность к выполнению заданий;

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

развитие чувства уверенности в себе;

• воспитывать и развивать художественный вкус.

Актуальность:

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Всем известно, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление всех функциональных систем организма.

За последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшение здоровья дошкольников диктует необходимость искать пути, позволяющие изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с понятием «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, статей, периодических изданий. Многие из них спорны, некоторые полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие – вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к информации, идущей извне, и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в период раннего возраста формируется основа будущего интеллекта.

Не секрет, что развитие моторики рук, на прямую связана с развитием речи ребенка, это доказали многие ученые. Многие родители, до сих пор, мучаются вопросом: «Когда можно начинать упражнения по укреплению моторики рук». Ответ один: «С самого рождения».

Работая с детьми раннего возраста - от 1,6 до 3 лет, вижу необходимость, как можно раньше познакомить родителей с таким термином как «раннее развитие», ознакомить их с массовыми возможностями серьезного подхода к развитию ребенка.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторике педагоги и психологи все больше уделяют внимание, решая сразу 2 задачи:

1. Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка

2. Готовят к владению навыку письма изначально, что в будущем поможет избежать многих проблем.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.

Новизна:

обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.

разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

мелкая моторика;

• речевое развитие.

занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка :

Работа в кружке «Пчелка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребё нка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Внедрение нестандартного оборудования для самомассажа рук.

Формы и режим занятий:

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 человек) по 10-12 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, самомассаж, пальчиковая игра, физминутки, продуктивная деятельность, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры, физкультминутки, элементы психогимнастики, релаксационные паузы. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в стихах, особенно в последнее время очень востребованы и популярны, так как речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, что дает возможность детям координировать речь и движение. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Для самомассажа рук использую нетрадиционное оборудование:

Массажные мячики

Разноцветные платочки

Массажные коврики

Прищепки

Решетки

Зубные щетки

Резиночки для волос

Атрибут «Веселый киндер» (на основе шестигранного карандаша).

Все игры сопровождаются стихотворениями – это основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Направленность кружковой работы :

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

• Самомассаж нестандартным оборудованием

• пальчиковая гимнастика

работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке)

работа с бумагой

• конструирование из пуговиц

работа со шнурками, нитками

• Рисование пальчиками

• моделирование (спички, трубочки, природный материал)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Самомассаж», ребята научатся самостоятельно выполнять самомассаж рук нестандартным оборудованием. Самомассаж проходит в игровой стихотворной форме. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с техникой – пальчиковая живопись, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

Ожидаемые результаты :

К концу года занятий в кружке дети должны знать :

некоторые виды бумаги;

свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

разные техники рисования;

понятие «конструктор»; «мозаика»;

некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);

несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

правильно держать кисть, карандаш;

пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Формы подведения итогов реализации кружковой работы :

В течение периода обучения, а именно 2 раза в год проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: наблюдение; самостоятельные работы; выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки работ; участие в конкурсах.

Календарно – тематический план работы кружка

Срок реа-лизации Тема занятия Содержание деятельности

Сентябрь

4 неделя Мониторинг

Октябрь

1 неделя 1. «Веселая мышка».

2. Накормим мышку зерныш-ками.

3. «Вышли мыши как то раз.»

4. Д/И «Кто это?» 1. Пальчиковая игра.

2. Пересыпание крупы ложечкой из одной посуды в другую.

3. Физминутка.

4. Разглаживание скомканных в ша-рики листов бумаги с изображением животных.

2 неделя 1. «Орешек».

2. «Божьи коровки».

3. «Жучок-паучок»

4. 4. Релаксационная пауза. 1. Раздать грецкие орехи, прокаты-вание орехов между ладонями.

2. Продуктивная деятельность: из-готовление божьих коровок из скорлупы и пластилина.

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

3 неделя 1. «Бежит ежик по дорожке».

2. «Яблоки для ежика».

3. «Что ж ты еж такой колю-чий?»

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж резиновыми мячи-ками.

2. Пальчиковая живопись - раскра-шивание силуэта яблока пальчика-ми.

3. Физминутка.

4. Рассматривание рисунков.

4 неделя 1. «Что это?»

2. «Грибы-грибочки».

3. «На лесной лужайке»

4. Релаксационная пауза. 1. Сухой бассейн – дети ищут фигур-ки животных.

2. Конструирование грибочков из желудя и пластилина.

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

Ноябрь

1 неделя 1. «Мишутка»

2. «Мишка косолапый».

3. «Мишка по лесу гулял». 1. Самомассаж резиновым мячом.

2. Д/И «Собери Мишку из пазлов».

3. Подвижная игра.

2 неделя 1. «Кошки-мышки».

2. «Озорной котенок».

3. «Собери клубочки в кор-зинку». 1. Массаж с платочком.

2. Дидактическая игра, наматывание ниток на клубок.

3. Подвижная игра.

3 неделя 1. «Друзья».

2. «Красивая погремушка».

3. «Хомка-хомячок».

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж резиночками.

2. Изготовление погремушки из бу-тылочки и крупы.

3. Физминутка.

4. Игра на шумовых баночках.

4 неделя 1. «Красивые бусины»

2. «Бусы для мамы».

3. «Мы становимся все вы-ше».

4. Релаксационная пауза. 1. Сухой бассейн из разноцветных макарон.

2. Изготовление бус – нанизывание макарон на проволоку, чередование их по цвету.

3. Физминутка

4. Рассматривание поделок.

Декабрь

1 неделя 1. «Снежок».

2. «Белые снежки».

3. «Попади снежком в цель!» 1. Самомассаж зубными щетками.

2. Изготовление снежков из бумаги.

3. Подвижная игра.

2 неделя 1. «Елочка».

2. «Елочка – зеленая иголоч-ка».

3. «Наша елка велика».

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж зубными щетками.

2. Изготовление елочки путем на-клеивания салфеток на трафарет елочки.

3. Физминутка.

4. Украшение группы поделкой.

3 неделя 1. «Наши ручки»

2. «Бусы на елку».

3. «Какие бывают елки»

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж резиновым мячиком.

2. Украшение силуэта елочки буса-ми, сделанными из пластилиновых шариков разного цвета.

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

4 неделя 1. «Этот мячик не простой».

2. «Чтобы Мишке было теп-лее».

3. «Мишка косолапый по ле-су идет».

4. «Есть у каждого свой дом» 1. Самомассаж резиновым мячом.

2. Учить мелко рвать бумагу, потом засыпать мишку «в берлоге».

3. Физминутка.

4. Пальчиковая игра.

5. Выставка поделок

Январь

2 неделя 1. «Снежок».

2. «Новогодние подарки для зверят».

3. «На елке подарки». 1. Самомассаж резиновым мячом.

2. Дидактическая игра, выбрать: белке – орехи, зайке морковку т. д.

3. Пальчиковая игра

3 неделя 1. «Веселый зоопарк».

2. «Пятна на жирафе».

3. «Прятки с жирафом» 1. Самомассаж с решетками.

2. Украшение силуэта жирафа пят-нышками (рисование тычками).

3. Подвижная игра.

4 неделя 1. «Колючий ежик».

2. «Ежики и ежата».

3. «Ежик». 1. Самомассаж резиновым мячом.

2. Изготовление поделки из пласти-лина и спичек.

3. Пальчиковая игра.

Февраль

1 неделя 1. «10 птичек стайка».

2. «Горох – фасоль».

3. «Накорми птиц».

4. «Воробышки и кот». 1. Пальчиковая игра.

2. Самомассаж со стихотворным со-провождением.

3. Сортировка разных семян (семеч-ки, кукуруза, горох, фасоль).

4. Подвижная игра.

2 неделя 1. «Улитка».

2. «Улитка – улитка».

3. «Разноцветные улитки».

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж с платочком.

2. Пальчиковая игра.

3. Лепка улиток из соленого теста.

4. Рассматривание поделок.

3 неделя 1. «Солдатики».

2. «Подарок для папы».

3. «Аты-баты».

4. Релаксационная пауза 1. Самомассаж с решетками.

2. Панно: основа из пластилина, ритмичное украшение пластины семенами и плодами растений.

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

4 неделя 1. «Зайчишка».

2. «Веселый зайка».

3. «Зайкина зарядка». 1. Самомассаж с платочком.

2. Д/И «Собери зайку из пазлов».

3. Подвижная игра.

Март

1 неделя 1. «Мамины помощники».

2. Подарок для мамы.

3. «Мы сначала будем хло-пать».

4. Релаксационная пауза. 1. Пальчиковая игра.

2. Украшение вазочки обмазанной пластилином семенами и плодами растений.

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

2 неделя 1. «Петушок»

2. «Петушок, петушок».

3. «Петушок пшено рассы-пал».

4. «Догони петуха» 1. Массаж мягкой игрушкой.

2. Проговаривание потешки.

3. Рисование пальчиками на подносе с пшеном.

4. Подвижная игра.

3 неделя 1. «Рыбки».

2. «Красивые рыбки»

3. «Покорми рыбок». 1. Самомассаж с платочком.

2. Изготовление рыбки из картона и ниток.

3. Дидактическая игра.

4 неделя 1. «Веселый карандаш»

2. «Смотрит солнышко в окошко».

3. «Сделаем лучики». 1. Самомассаж

2. Пальчиковая игра.

3. Дидактическая игра с прищепка-ми.

Апрель

1 неделя 1. «Курочка-тараторочка».

2. «Вот веселые цыплятки»

3. «Цыплятки».

4. «Курочка и цыплята». 1. Потешка.

2. Самомассаж

3. Поделка из картона и салфеток.

4. Подвижная игра.

2 неделя 1. «Птичка крылышки сло-жила».

2. «Птичка-невеличка».

3. «Кто здесь спрятался?». 1. Пальчиковая игра.

2. Комбинированная лепка (украше-ние силуэта птички перышками и бусинками).

3. Разглаживание скомканных лис-тов бумаги с изображением птиц.

3 неделя 1. «Дождик».

2. «Дождик лей!».

3. «Дождик, дождик, кап, кап, кап».

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж на массажном коври-ке.

2. Пальчиковая игра.

3. Рисование пальчиками.

4. Рассматривание рисунков.

4 неделя 1. «Тук, тук молотком».

2. «Красивая башня».

3. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж резиночками.

2. Конструирование из пуговиц.

3. Рассматривание постройки.

Май

1 неделя 1. «За ягодами».

2. «Земляничка».

3. «Мы сначала будем хло-пать»

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж зубной щеткой.

2. Рисование пластилином.

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

2 неделя 1. «Маша шла, шла, шла.».

2. «Красивый медальон».

3. «Мы топаем ногами».

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж резиночками.

Лепка из соленого цветного теста разной формы медальонов и укра-шение их бусинами».

3. Физминутка.

4. Рассматривание поделок.

3 неделя 1. «Мячик».

2. «Красивые мячики».

3. «Мой веселый звонкий мяч».

4. Релаксационная пауза. 1. Самомассаж резиновым мячом.

2. Пальчиковая живопись.

3. Подвижная игра.

4. Рассматривание рисунков.

4 неделя

Мониторинг

Выставка поделок

Список используемой литературы

1. Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» «ТЦ СФЕРА», 2014г.

2. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук и использованием нестандартного оборудования», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012г.

3. Л. П. Воронина «Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017г.

4. Н. Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии», издательство «Учитель».

5. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи самодельных игрушек из бросового материала Из года в год я сталкиваюсь с проблемой – у значительной части детей, поступающих в мою группу, низок уровень развития мелкой моторики.

Конспект НОД «Наши пальчики» по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук. Воспитатель собирает детей около себя: -Дети, посмотрите.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНРОпыт работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как активизация речи детей раннего возраста» Актуальность Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его.

Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Младшая группа Воспитатель: Гонцова Е. В Октябрь. Занятие.

План работы педагога по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста» Формы работы Самостоятельная работа над темой. Групповая и индивидуальная работа с детьми Работа с родителями Методическая работа с педагогами.

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей второй младшей группы Программа Кружок по развитию мелкой моторики «Ловкие ручки» для детей 2 младшей группы Воспитатель: Малахова Н. А Список детей График.

Пути коррекционно-педагогической работы по развитию навыков мелкой моторики у детей раннего возраста с ЗРР Известно, что у детей с задержкой речевого развития наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»Опыт работы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Опубликовано: 26 декабря 2018 в 22:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД