Программа работы кружка «Тестопластика» (старший дошкольный возраст)

Наталья Сидорова
Программа работы кружка «Тестопластика» (старший дошкольный возраст)

«Источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

ЦЕЛЬ: всестороннее интеллектуальное, познавательно-речевое и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники лепки из соленого теста.

ЗАДАЧИ:

Обучающие

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Формировать умения работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;

Обучать различным приемам работы с соленым тестом;

Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

Знакомить со способами деятельности – лепка из теста игрушки, барельеф, скульптура;

обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, уметь предвидеть результат и достигать его, прилагая определённые усилия;

Учить создавать композиции, придумывать сказки с изделиями, выполненные с помощью соленого теста.

Развивающие

Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение, общую ручную умелость;

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

Развивать творческую деятельность в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

Развитие способность к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни;

Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер, синхронизировать работу обеих рук;

Развивать коммуникативные навыки детей (речь, словотворчество) посредством обыгрывания своих поделок.

Воспитательные

Воспитывать интерес к художественному творчеству;

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы построения программы:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Пояснительная записка.

«В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставочных частей — всё это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки»

И. Я. Гинцбург

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь различными материалами, среди которых хотелось бы выделить солёное тесто.

Педагоги и психологи уделяли большое внимание развитию продуктивных видов деятельности у дошкольников.

Г. К. Берсенева уточняла, что солёное тесто - это удобный, недорогой, доступный для каждого поделочный материал. Мука, соль и вода - всё, что требуется для его изготовления.

И. А. Лыкова говорила, что в лепке необходимо побуждать детей создавать выразительные динамические образы и сюжетные коллективные композиции, самостоятельно выбирая тему, способы лепки, приёмы декорирования образа.

«Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры». - И. А. Лыкова.

Создание ребёнком даже самых простых изделий - творческий процесс. Во время работы с тестом ребёнок получает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребёнок осознаёт свойства теста, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности.

Тесто - это мягкий, приятный для рук пластичный материал, шероховатости сглаживаются сами при высыхании фигурки. У этого материала прекрасная липкость, поэтому он очень удобен в работе с младшими дошкольниками.

Своеобразным является и содержание детской лепки. Если содержанием работы скульптора является в основном живые существа, то дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не понимают красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель - создать предмет, с которым можно играть, а солёное тесто - это наилучший материал в данном случае.

На своих занятиях по тестопластике ставлю определённые задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности, развитие мелкой моторики руки, развитие воображения, развитие внимания, развитие мышления (умение логически действовать, снятие психического напряжения, создание интереса к данному виду деятельности, вооружение детей изобразительными и техническими умениями.

Занятия тестопластикой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

- повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому

восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную

умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла,

предвидеть результат и достигать его, прилагая определённые усилия.

Можно использовать любую круглую деревянную палку, или скалку небольшого размера.

Очень удобно использовать стеки или пластиковые ножи. Для нанесения рисунка используются пластиковые вилки и ложки. Используются также трафаретки для лепёшек или печенья, пластиковые крышки для аэрозолей.

Соломинки для коктейля, ключи, бусинки, пуговицы, ракушки, камушки. Всё, что может оставить чёткий отпечаток в тесте, используется для нанесения рисунка и его дополнения.

Очень удобно остриём карандаша обозначить глаза, а тупым концом или ребром наносить рисунок на поверхность тела.

При соответствующем руководстве воспитателя дошкольники пользуются стекой, сознательно подбирают каркасы, применяют их не только для скрепления частей, но и для передачи характерных особенностей формы.

Работа с тестом включает 3 вида лепки: предметную, сюжетную и декоративную.

Работы с детьми рекомендовано начинать с предметной лепки, где обучаю детей умению изображать основную форму и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большего объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, дополнить лепку деталями. Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов, научить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приёмы лепки.

Декоративная лепка,— это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, дети очень любят изготавливать небольшие украшения (бусы, «Валентинки», сувениры, украшения и т. д.).

Декоративная лепка из солёного теста позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластины и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластиной учит детей обращению с инструментом, учит различным приёмам леки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой-печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и т. д. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками. Заострёнными стеками рисуем узор на декоративной пластине, а затем раскрашиваем его гуашью или выкладываем на него рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок, выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребёнка, учит его работать кончиками пальцев, что эффективно сказывается на развитии речи детей. В основе системы лежит комплексный подход, при котором на одном занятии решаются разные речевые задачи. Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и углубление понимания смысла слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умения применять усвоенные слова в связном высказывании. При коллективном выполнении работы дети договариваются между собой о последовательности - происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности, развитие диалогической и монологической речи. Коллективная работа учит дошкольников совместной деятельности в случае необходимости помогать друг другу, уступать товарищу. Расширяются представления детей о многообразии окружающего мира. Дети по собственной инициативе рассказывают о том, что лепят или будут лепить, придумывают сказки.

Обогащается речевой словарь существительными, обозначающими предметы бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей. Продолжаются совершенствоваться умения согласовывать слова в предложении, употребление сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

И. А. Лыкова говорит о том, что основной побудитель эстетической активности - стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому воображению. Поэтому основу эстетического отношения дошкольника составляют «три кита» - эмоциональность, интерес, активность.

Режим проведения занятий: 1 раз в неделю.

Время работы кружка: вторая половина дня.

Место проведения занятий: группа, изо студия.

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации – 2 года.

Способы проверки знаний и умений: диагностика в начале и в конце года.

Форма проведения занятий: фронтальные занятия проводятся в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей детей через практические и игровые (игры-схемы) действия. Сотворчество воспитателя и детей.

Формы подведения итогов кружковой работы:

составление альбома лучших работ,

проведение выставок детских работ.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физ. пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

ПРЕИМУЩЕСТВО СОЛЕНОГО ТЕСТА

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА:

Старшая группа:

отделять от большого куска небольшие комочки;

раскатывать комок теста прямыми движениями;

раскатывать комок теста круговыми движениями;

сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

сплющивать между ладонями комок теста;

соединять 2-3 знакомые формы;

защипывание краев формы кончиками пальцев.

скатывание прямыми движениями;

лепка из нескольких частей;

оттягивание части от основной формы;

присоединение части;

прижимание;

лепка из целого куска;

сглаживание поверхности формы;

устойчивость изделия;

выразительность образа;

лепка из нескольких частей;

пропорции;

роспись;

использование стеки.

Подготовительная к школе группа:

примазывание;

лепка с натуры;

скатывание круговыми движениями;

лепка по представлению;

лепка из целого куска;

сглаживание поверхности формы;

устойчивость изделия;

лепка из нескольких частей;

пропорции; роспись;

использование стеки;

динамика движения;

выразительность образа;

лепка скульптуры из 2-3 предметов;

разные способы лепки;

сплющивание;

защипывание, соединение краев теста;

оттягивание;

вдавливание;

прижимание;

примазывание;

раскатывание;

мелкие налепы.

КРИТЕРИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ВЫСОКИЙ (творческое) – ищет решение самостоятельно, стремится к выразительности образов, создает удачную композицию, передавая особенности формы, пропорций, динамику.

СРЕДНИЙ (по образцу) – обследует образец, сравнивает свою работу с образом, доводит работу до конца, работа вызывает удовлетворение.

НИЗКИЙ (на уровне восприятия) – не самостоятелен в процессе работы, не доводит работу до конца. Не соблюдает пропорции, создает не удачные композиции.

Публикации по теме:

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над песнями» (старший дошкольный возраст)Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над песнями» (старший дошкольный возраст) Для обогащения развивающей среды группы (содержимого Музыкального центра) и содействия в реализации плана самообразования по теме «Развитие.

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Конкурсно-игровая программа, посвященная Дню Матери «Самая активная мама» (старший дошкольный возраст) Конкурсно-игровая программа,посвященная Дню Матери «Самая активная мама»Цель. Расширение позитивного поля взаимодействия детей, родителей,.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Дикие животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Программа работы кружка «Тестопластика» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 20:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки