МААМ-картинки

Программа развития художественно-творческих способностей детей «Краски севера»

Оксана Веснина
Программа развития художественно-творческих способностей детей «Краски севера»

Программа

развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

в процессе ознакомления с родным краем

«КРАСКИ СЕВЕРА»

Автор-составитель: Веснина О. В. ,

воспитатель МБДОУ

детский сад «Рябинушка»

1. Целевой раздел

Содержание

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи реализации Программы 4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 5

1.4. Планируемые результаты освоения Программы 6

1.5. Формы подведения итогов реализации Программы 6

2. Содержательный раздел

Публикация «Программа развития художественно-творческих способностей детей „Краски севера“» размещена в разделах

2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы 7

2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы 8

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 9

3. Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса 9

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 10

3.3. Методическое обеспечение Программы 11

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем.

Решением данной проблемы стала реализация программы «Краски Севера» (далее - Программа) по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в процессе ознакомления с малой Родиной.

Программа обеспечивает художественное развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а также обеспечивает познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Программа «Краски Севера» разработана на основе комплексной программы «Детство» (региональный компонент) Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Е. А. Мартынова. И. М. Сучкова и в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. ;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Рябинушка».

В основе образовательного процесса лежит художественный образ родного края. Накапливание эстетического опыта и является центральным, связующим звеном в становлении художественного образа у дошкольников, который происходит в процессе ознакомления с жизнью своего родного края – Югрой.

Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность - осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами по реализации Программы.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Участники реализации Программы: дети, педагоги ДОУ, родители.

Срок реализации: программа реализуется в течение одного учебного года.

1.2. Цель и задачи реализации Программы

Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.

Задачи:

1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с родным краем.

2. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

3. Совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности.

4. Развивать эстетический вкус, творчество, любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

6. Привлекать родителей к совместному участию и развитию у детей художественно-творческих способностей при ознакомлении дошкольников с малой Родиной.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Технологической основой Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к образованию и развитию ребенка.

Деятельностный подход является ключевым для осуществления взаимодействия с детьми, так как это такой способ организации деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию о своей малой Родине, а сами активно участвуют в процессе своего образования и развития.

Применение личностно-ориентированного подхода стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников, способствует ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность.

Принципы реализации Программы

принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универ-сального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;

принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

принцип развивающего характера художественного образования;

принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и ху-дожественной деятельности;

принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);

принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

В ходе освоения Программы обучения дети дошкольного возраста познают культурные ценности, проявляют интерес к окружающей действительности, легче понимают и принимают культуру и ценности родного края через средства познания окружающего мира, а именно: художественно-изобразительную, проектную деятельность.

Дети свободно ориентируются в получении новых цветов и оттенков, применяют нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Владеют техническими умениями и навыками в изобразительной деятельности. А также получают эмоциональное удовлетворение от занятий по изобразительной деятельности, отображают красоту окружающей действительности малой Родины – Севера на листе бумаги, развивают свое творчество

1.5. Формы подведения итогов реализации Программы

Контроль, за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, праздники, как для родителей, так и сотрудников. А также участие в конкурсах окружного и районного уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Мониторинг освоения Программы используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Основные методы сбора информации о ребёнке

Систематическое наблюдение;

Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, детские каракули работы ребёнка);

Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);

Беседы с родителями, анкеты, опросники;

Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;

Рассказы детей;

Фотографии;

Аудиозаписи и видеозаписи,

Портфолио, или «Папки достижений»

Описание случаев и регистрация эпизодов

– Короткие описания конкретных случаев;

Составление индивидуального маршрута развития детей в соответствии с показателями данной Программы.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание педагогической работы по освоению детьми Программы

Программа представляет собой практическое руководство с целями, задачами, системой мониторинга, системой мероприятий, перспективное планирование, конспекты непосредственно образовательной деятельности с развлечениями, наглядными пособиями, дидактическими играми, планами сотрудничества с социальными партнерами: (Выставочный зал, Школа искусств, краеведческий музей на базе Игримской МОУ им. Г. Е. Собянина, Игримский «Дом Севера», «Игримская детская библиотека», с рекомендациями для педагогов и родителей.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Ценность Программы представляет практическая часть, которая отражает систему работы по ознакомлению старших дошкольников с родным краем через художественно-творческую деятельность.

Для методического обеспечения Программы разработано практическое пособие с объемной содержательной частью, включающее в себя четыре блока - проекта: «Путешествуем по Югре», «Коренное население ханты и манси их быт и культура», «Природа Югры», «Декоративно – прикладное искусство народов Ханты и Манси».

Проектная художественно-эстетическая деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности. Работа над проектами помогает создать в группе атмосферу стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учится общаться, оказывать поддержку другому; сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметно-пространственную среду; обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей, их педагогическую поддержку.

Степень новизны Программы

Программа выстроена по принципу развивающего обучения с использованием инновационных технологий: кроме проектной технологии, используются информационные, коммуникативные технологии, позволяющие более красочно показать материал занятия в иллюстрациях; здоровье сберегающие технологии, способствующие оздоровлению дошкольников в процессе увлекательных дел.

В Программе присутствует интеграция образовательных областей, предусматривающая более успешное усвоение материала детьми.

2.2. Вариативные формы, способы и методы реализации Программы

Вариативные формы взаимодействия взрослых и детей:

• Экскурсии

• Игры

• Беседы

• Выставки

• Просмотр видеофильмов

• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций

• Чтение художественной литературы

• Открытые мероприятия (праздники ХМАО - Югры)

• Проведение акций.

Методы художественно-эстетического воспитания:

метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, в окружающем мире;

метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;

метод разнообразной художественной практики;

метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, свер-стниками);

метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

метод эвристических и поисковых ситуаций.

Формы взаимодействия с педагогами:

• Консультация «Ознакомление дошкольников с природой крайнего Севера - воспитание нравственности, духовности»,

• Педагогическая гостиная: «Путешествуем по Югре».

• Открытые занятия.

• Самообразование.

• Выступление с докладом.

• Обмен опытом.

• Работа в СМИ.

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации данной Программы является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультаций, консультативно-информационную деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

• Привлечение родителей к участию в проектах.

• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

• Создание фотоальбома «Север – край удивительный».

• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Профессия - нефтяник», «Природа малой родины», «Если ты увидишь север – не забудешь никогда», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).

• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов о Югре.

• Встречи с интересными людьми.

• Презентация мини – музея «Путешествуем по Югре».

Проведение акций: природоохранных, милосердных: «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица».

3. Организационный раздел Программы

3.1. Организация образовательного процесса

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

1) совместной деятельности взрослого и детей;

2) самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели реализуется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов (решение образовательных задач по ознакомлению с родным краем сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Объем недельной образовательной нагрузки: – 1 час в две недели. (старшая группа дети 5-6 лет; подготовительная группа - дети 6-7 лет).

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие,изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и конструирование и музыка, социально – коммуникативное развитие.

Количество занятий месяц - 2 занятия

старшая группа / подготовительная группа/

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Для эффективной организации образовательного процесса огромное значение играет развивающая предметно-пространственная среда. Чем разнообразнее среда, тем выше степень самостоятельности ребёнка. В этом случае он сможет выбрать вид деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Олени в упряжке, хантыйская кукла «Акань», куклы из меха, амулеты, туесок, украшения из бисера, колыбель, макет микрорайона, капля нефти в огранке, макет деревянного хантыйского дома лабаз, чум.

Архив: герб округа, видеофильмы о Крайнем Севере.

Фотоматериалы: альбомы «Мой папа – нефтяник», «Если ты увидишь север - не забудешь никогда», «Природа края», «В некотором царстве, в нефтяном государстве», «Ханты манси – наши соседи», «От Игрима до Ханты - Мансийска», каталог «Хантыйская детская игрушка», «Хантыйская одежда», фоторепортаж «Мой папа лучше всех», «Это – мы!», наборы открыток с видами округа и его достопримечательностями.

Творчество: книги местных поэтов и писателей.

• консультации для родителей, где они получают информацию о том, что должен знать ребёнок о родном крае.

• картотека игр и материалов, способствующих расширению знаний воспитанников о родном городе.

Таким образом, организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда способствует:

- игровой, познавательной и исследовательской активности детей в процессе ознакомления детей с родным краем;

- развитию художественно-творческих способностей;

- эмоциональному благополучию воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможности самовыражения дошкольников.

3.3. Методическое обеспечение Программы

Изобразительная деятельность

1. Казакова Т. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3 – 4 лет: конспекты занятий. М. : Мозаика – Синтез, 2007.

3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3–4 лет: конспекты занятий. М. : – Мозаика – Синтез, 2007.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). М. : Сфера, 2009.

5. Н. В. Дубровская «Яркие ладошки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2006.

6. Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» М. : 1999.

7. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» М. : Просвещение, 1985.

8. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду» М. : Просвещение, 1972.

9. Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» М. : Просвещение, 1979.

10. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М. : Просвещение, 1991.

11. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М. : ГНОМ и Д, 2005.

12. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество» М. : Мозаика- Синтез, 2005.

13. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» М. : Мозаика- Синтез, 2008.

14. А. О. Соломенникова «Радость творчества» М. : Мозаика- Синтез, 2006. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. : Мозаика- Синтез, 2006.

15. Т. М. Бабушкина «Аппликация» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.

16. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре» М. : Просвещение. 1992.

17. Грибовская А. А., М. Б. Халезова-Зацепина «Лепка в детском саду» М. : Сфера, 2010. 20. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста» М. : Мозаика-Синтез, 2007.

18 Дрезнина М. Г., Куревина О. А. «Навстречу друг другу» М. : Линка-Пресс, 2007.

19. Тарабарина Т. И., Трофимова М. В. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, 1997

Развитие продуктивной деятельности (художественный труд)

1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М. ,2007.

2. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» М. : Просвещение, 1991.

4. «Игрушки из бумаги» Санкт-Петербург, 1996.

5. Т. М. Бабушкина «Поделки из бумаги» (старшая и подготовительная группы) Волгоград, Корифей, 2010.

Приобщение к изобразительному искусству

1. Курочкина Н. А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. СПб. : Детство-Пресс, 2000.

2. Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М. : Просвещение, 1992. 3. Л. М. Салагаева «Декоративные тарелочки» Санкт-Петербург Детство Пресс, 2009. 4. «Росток» Челябинск, 1996.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство с новыми техниками и материаламиРазвитие художественно-творческих способностей детей через знакомство с новыми техниками и материалами Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются.

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Ум ребенка - на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей» «То, что упущено в детстве, никогда не возместиться в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребёнка и особенно эстетического.

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей» Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Артамонова Татьяна Васильевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Памятка для родителей «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка» Творческие способности – это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими.

Программа для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаПрограмма для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Программа кружка «Мукомолька». (развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с соленым тестом).

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Технология развития художественно-творческих способностей у дошкольников «Пластилинография» для детей 3–5 лет Введение Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития художественно-творческих способностей детей «Краски севера»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 10:32
+102Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД