Ирина Николаевна Васильева
Программа развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация Гагинского Муниципального района
Нижегородской области МБДОУ Гагинский детский сад № 2
Программа развития мелкой моторики у детей
подготовительной к школе группы
Гагино 2018 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Принципы развивающей программы
Публикация «Программа развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
1.4. Планируемые результаты программы
1.5. Оценивание качества развивающей деятельности по программе.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Перспективный план.
2.2. Содержание психолого-педагогической работы.
2.3. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет
2.4. Совместная деятельность с семьей
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-развивающей среды
3.2. Время работы в режиме дня
3.3. Литература, интернет ресурсы
3.4. Приложение.
- консультации для родителей;
- диагностический инструментарий;
- картотека развивающих игр и упражнений.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений (тонкой моторики). Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Проверка уровня развития мелкой моторики ребенка обязательна при поступлении в школу. Ведь овладеть письмом возможно только тогда, когда пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие, точные движения. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь. Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего, т. к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т. е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития мелкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: оптимизация развития центральной нервной системы и ускорение процесса развития речи ребенка через координированные движения пальцев рук, развитие и укрепление мелкой моторики, устранение неловкости, неточности движений, трудности в переключении движений.
• Задачи:
• формирование практических умений и навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом (развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия, тактильной, кожной чувствительности пальцев рук, формирование кинестетической основы движения, формирование представлений о пространственных признаках и отношениях - понятии «наверху», «внизу», «справа», «слева»);
• совершенствование движений рук, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память);
• развитие речи детей (формирование умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями).
1.3. Принципы развивающей программы
Деятельность по развитию графомоторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:
• Принцип системности. В работе над формированием пальцевой
моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
сложным.
• Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.
• Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.
• Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
• Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.
.
Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов:
• Внимания. Упражнения требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.
• Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные пальчиками фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо “включить” фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.
• Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить фигуры для дальнейших игр.
• Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными, и перевод их значения в практическую деятельность.
• Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).
В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:
• Умение объективно оценивать свою работу.
• Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.
• Усидчивость.
• Целеустремленность.
• Аккуратность.
1.4. Планируемые результаты программы
• Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
• Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей.
• Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
• в результате планируемой работы у старших дошкольников должны сформироваться:
• продуктивные умения и навыки творческой деятельности;
• практическое умение и навыки;
• подготовка руки ребенка к овладению письмом;
• мелкая моторика пальцев, кистей рук;
• представление о пространственных признаках и отношениях - понятии «наверху», «внизу», «справа», «слева»;
• совершенствование движений рук, развитие познавательных психических процессов (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память);
• развитие речи детей, умения действовать по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения движения с заданным и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, осуществлять контроль за собственными действиями.
Диагностика:
• методика «Домик»;
• методика «Дорожки»;
• графический диктант;
• методика «Вырежи круг;
• методика Керна – Йерасека.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Перспективный план.
Неделя Тема Задания
Ноябрь 1-я неделя
Грибы
1. Пальчиковые игры: «Белка»
2. Фигурки из спичек (выложить гриб и пенёк).
3. Графические упражнения: штриховка.
4. Пластилинография: «Падают листья».
5. Работа с ножницами: вырезаем по контуру.
6. Работа в тетрадях: точки.
2-я неделя
Овощи 1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбка».
2. Фигурки из спичек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра – наматывание «Быстрый кораблик».
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Работа в тетрадях: «Дорожка».
3-я неделя
Птицы 1. Пальчиковая гимнастика: «Самомассаж».
2. Фигурки из спичек: «Домик».
3. Игра с бобами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох).
4. Работа с ножницами: вырезаем по контуру.
5. Работа в тетрадях: клеточки.
4-я неделя
Семья 1. Пальчиковая гимнастика: «Каша».
2. Фигурки из спичек (рожица, очки).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4. Игра: «Заплети косичку».
5. Работа в тетрадях: «Я и друзья» - рисование палочек по клеточкам.
Декабрь 1-я неделя
Зима 1. Пальчиковая гимнастика: «Аленка».
2. Игра с крупой: «Золушка».
3. Фигурки из спичек (деревья в зимнем лесу)
4. Работа с бумагой и ножницами (снежинки).
5. Работа в тетрадях: «Продолжи узор».
2-я неделя
Наша Родина 1. Пальчиковая гимнастика: «Аленка».
2. Фигурки из палочек (солнце).
3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)
4. Игра с горохом: «Переложи пинцетом».
5. Работа в тетрадях: «Повтори узор».
3-я неделя
Зимние забавы 1. Пальчиковая гимнастика: игра «Резиночки».
2. Фигурки из спичек (санки)
3. Работа с ножницами и бумагой (подготовка к новому году) : нарезаем полоски для гирлянд.
4. Игра в фасолевом бассейне: Найди, что спрятано».
5. Работа в тетрадях: «Продолжи узор».
4-я неделя
Новый год 1. Пальчиковая гимнастика: «Намотай клубок».
2. Фигурки из палочек: «Ёлочка».
3. Работа с ножницами и бумагой (игрушки для ёлочки)
4. Узор зубочисткой: «Елочка».
5. Работа в тетрадях: «Елки».
Январь 2-я неделя
Рождество 1. Пальчиковая гимнастика: массаж с граненым карандашом.
2. Работа с бумагой и ножницами (Ангелочки)
3. Игра с крупой: «Золушки».
4. Рисуем зубочисткой (прокалывание по контуру).
5. Работа в тетрадях: клеточки.
3-я неделя
Посуда и пища 1. Пальчиковая гимнастика: «Однажды хозяйка с базара пришла».
2. Фигурки из спичек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Работа с иглой и нитью: вставляем нитку в иголку, завязываем узелок.
4. Игра с крупами (из большой посуды в несколько маленьких) : «Ложечки».
5. Работа в тетрадях: «Повтори узор».
4-я неделя
Одежда и обувь 1. Пальчиковая гимнастика: «Обувь».
2. Работа со шнуровками: «Заплети косички».
3. Игры в фасолевом бассейне: «Найди хрустальные капельки».
4. Работа в тетрадях: «Продолжи узор».
Февраль 1-я неделя
Домашние животные 1. Пальчиковая гимнастика: самомассаж с граненым карандашом.
2. Фигурки из палочек (киска)
3. Работа с крупой: рисуем по манке.
4. Рисуем зубочисткой: прокалываем по контуру.
5. Работа в тетрадях: зрительный диктант.
2-я неделя
Дикие животные 1. Пальчиковая гимнастика: животные.
2. Фигурки из спичек: очки.
3. Работа с ножницами и тканью: вырезаем геометрические фигуры.
4. Играем со скрепками: «Змейка».
5. Работа в тетрадях: графический диктант.
3-я неделя
Защитники отечества 1. Пальчиковая гимнастика: «Ладонь – кулак».
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Работа с иглой и нитью: пришиваем пуговицу.
4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"
5. Пластилинография: «Корабль».
4-я неделя
Животные жарких стран и севера 1. Пальчиковая гимнастика: животные.
2. Упражнение с пинцетом: «Раз горошек, два горошек».
3. Графический диктант.
4. Работа с иглой и нитью: пришиваем пуговицу.
Март
1-я неделя
Мамин праздник 1. Пальчиковая гимнастика: массаж грецким орехом.
2. Фигурка из палочек (цветок для мамы)
3. Игры с металлическим конструктором: закручиваем болтики и гайки.
4. Работа в тетрадях: печатаем буквы по клеточкам.
3-я неделя
Весна 1. Пальчиковая гимнастика
2. Работа с бумагой и ножницами.
3. Самомассаж с гранёным карандашом.
4. Работа в тетрадях.
4-я неделя
Профессии 1. Пальчиковая гимнастика
2. Фигурки из спичек: дом и ворота (по замыслу).
3. Игра с пинцетом: «Кто соберет больше гороха».
4. Работа с иглой и нитью: шьем «вперед иголкой».
5. Работа с трафаретами.
Апрель
1-я неделя
Насекомые 1. Пальчиковая гимнастика: «Музыканты».
2. Фигурки из спичек (бабочка, жук)
3. Игра с крупами: «Золушки».
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
2-я неделя
Цветы 1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)
4. Мастерим коробочку: складывание бумаги на 16 квадратов, разрезание по схеме.
5. Работа в тетради в клетку: «Графический диктант»
3-я неделя
Откуда хлеб пришёл 1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь"
2. Фигурки из палочек (мельница)
3. Работа с пшеном (хлеб)
4. Изонить: «Каравай».
5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
4-я неделя
День победы 1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты"
2. Фигурки из палочек (танк, флажок)
3. Игра со скрепками:»Калькулятор»
4. Работа в тетради в клетку: графический диктант.
2.2. Содержание психолого-педагогической работы.
Для успешного развития мелкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь не ведущую руку сделать более активной (массаж граненым карандашом, пальчиковая гимнастика, игры с клубком и т. д.)
Массаж повышает тонус мышц, эластичность и сократительную способность мышц. Рядом с массажем по виду воздействия стоит развитие тактильных ощущений, это такие игры, как «Золушка», «Найди, что спрятано», «Фигурки из спичек» и пр. В ходе развития переключаемости движений формируется и переключаемость внимания, а также переключаемость является составной частью артикуляции звуков.
В основной вид деятельности включен раздел по обучению детей обводке и штриховке как подготовительный к обучению письму. Есть раздел, направленный на развитие графических навыков при работе в тетради. Немаловажным в пальчиковых играх является развитие коммуникабельности, обучение общению. Для этого применяются игры в парах. Как правило, пальчиковые игры – это эмоционально насыщенный, позитивно направленный вид работы, с радостью принимаемый всеми детьми. Формируется умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
Обеспечивается: развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; творческой активности, пространственного мышления, фантазии; формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ; воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду. Осуществляется развитие координации движения, ловкости, фантазии, расширение кругозора.
2.3. Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.
Развитие психических процессов у детей 6-7 лет
Психический Компоненты
Восприятие Цвет, форма, величина, свойства предметов, эмоциональные состояния, пространство, время
Память Зрительная, слуховая, тактильная
Внимание Объем, концентрация устойчивость, переключение, распределение
Мышление Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, сериация
Воображение Репродуктивное, с элементами творческого, творческое
Какими умениями и навыками должен обладать ребенок в 6 - 7 лет:
• Хватка во время письма, рисования, использования столовых приборов как у взрослого - внешняя;
• Может касаться большим пальцем поочередно всех остальных, выполнять все упражнения, предусмотренные для более младшего возраста;
• Если за ширмой поочередно дотронуться до большого, указательного пальца, мизинца - может определить какого пальца коснулись (если у ребенка очень хорошо развита мелкая моторика, он сможет определить прикосновение и к среднему, указательному пальцам);
• Может скоординированно работать двумя руками;
• Может подбрасывать предметы вверх и ловить их;
• Может вырезать сложные по конфигурации фигуры;
• Уверенно пользуется ручкой во время письма;
• Ориентируется в тетради, выделяет строку по длине и ширине;
• Хорошо владеет карандашом, нет дрожания, линии не прерываются;
• Может контролировать нажим карандаша;
• Может рисовать (по образцу, по заданной теме, на свободную тему, обводить по контуру, раскрашивать (не выходя за контур, без пробелов); штриховать, рисовать по точкам, рисовать по клеткам; рисовать орнаменты, узоры; может дорисовать симметричный предмет; при рисовании может пользоваться шаблонами, трафаретами;
• Владеет навыками работы с различными материалами - бумага, картон, ткань;
• Уровень развития мелкой моторики позволяет заниматься различными видами ручного творчества - вязать, плести, вышивать, выжигать, выпиливать, заниматься чеканкой, аппликацией, оригами;
• Владеет (легко овладевает) различными техниками лепки из пластилина, глины;
• Самообслуживается - надевает самостоятельно одежду, обувь; застегивает пуговицы, крючки, завязывает шнурки, ленты; пользуется столовыми приборами, может отрезать хлеб и другие продукты, намазать масло;
• Использование орудий труда не вызывает затруднений;
• Конструирует по образцу, по рисунку, по представлению;
• Умеет проводить линии по линейке;
2.4. Совместная деятельность с родителями
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребенка к письму. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Для этого обосновываю необходимость работы по развитию мелкой моторики в подготовке руки ребенка письму, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может способствовать в формировании мотивационного отношения ребенка обучению в школе.
Проведение диагностических заданий для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, индивидуально беседую с родителями. Цель беседы – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщение диагностических данных. Затем вместе с воспитателями приглашаем на первое родительское собрание.
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов
Необходимо постоянно взаимодействовать с родителями при выполнении данных заданий с целью закрепления полученных навыков.
Для родителей подготовлены консультации по темам:
• «Зачем нужна мелкая моторика?»
• «Приемы развития мелкой моторики»
• «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики».
Мастер – класс: «Бытовые предметы и моторика».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием, электронными образовательными и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Спички.
• Граненые карандаши.
• Пластилин.
• Скрепки.
• Тетради в клетку.
• Крупы.
• Орехи.
• Трафареты.
• Пинцеты.
• Ткань.
• Цветная бумага.
• Ножницы.
• Игла и нить.
Предметно-пространственная среда МБДОУ обеспечивает условия для психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
3.2. Время для игр и занятий в режиме дня.
Работа по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы проводится во всех режимных моментах:
- часть НОД (игра, упражнение, задание, физкультминутка);
- прогулка (труд, самостоятельная деятельность);
- совместная деятельность с воспитателем (игра, упражнение, задание);
- самостоятельная деятельность;
- индивидуальная работа.
3.3. Литература, интернет ресурсы.
Андреева И. А. «30 уроков развития мелкой моторики руки».
Громова О. Н. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»
Миронова М. М. «Психология» средний и старший возраст.
Степанова О. А. «Профилактика школьных трудностей»
Узорова О. П. «1000 упражнений для подготовки к школе».
Чеснокова. В. Б. «Внимание, память»
Чистякова М. И. «Психогимнастика».
https://festival.1september.ru/articles/616367/
3.4. Приложение.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Влияние мелкой моторики на организм
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце. Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В нашей педагогике созданы игры «Ладушки» «Сорока-белобока» «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.