Получи документы

Программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»

елена мельникова
Программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Живой песок» разработана на основе программ "Песочная терапия" Большебратская Э. Э., предназначеной для психологов, учителей-логопедов, воспитателей, преподавателей ИЗО, специалистов дошкольных образовательных учреждений в качестве дополнительного методического материала, в соответствии со следующими нормативными документами:

Публикация «Программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком „Живой песок“» размещена в разделах

1. Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г. ;

3. Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172.

Актуальность программы.

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

Задачи:

Образовательные:

- Содействовать расширению представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

- Способствовать развитию интеллектуальных способностей : памяти, воображения, логического мышления через организацию занятий.

Развивающие :

- Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

- Способствовать развитию волевой сферы ребёнка;

- Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии.

Воспитательные:

-Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

- Актуализация эмоций

Направление развития и образования детей – художественно-эстетическое развитие.

Отличительные особенности программы.

Эта программа дает представление о песочной терапии - увлекательной и для родителей и для специалистов, форме психологической работы с дошкольниками. Материал данного пособия поможет педагогам в увлекательной форме организовать занятия по психологии, логопедии, развитию речи, ознакомлению с окружающей средой, экологии. Рекомендуется использовать элементы данных игр, как на занятиях, так и во время прогулок, предложенный материал способствует развитию у детей познавательных процессов (внимание, память, воображение, восприятие, интеллектуальных и эмоциональных способностей в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

Адресат программы.

Одаренные дети старшего дошкольного возраста.

Принципы реализации программы :

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей одарённого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- поддержка инициативы детей в художественной деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников.

Продолжительность реализации программы :

Обучение технике рисования песком проводится 2 года - с подгруппой детей (5-7 человек) раз в неделю по 25-30 мин в сенсорной комнате в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

- 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

- 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

- 3-й - создание песочного фильма (сюжетное рисование в динамике).

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

Общий объем часов: 64 часа

Структура занятия по обучению техникой рисования песком :

в подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

Правила совместного с ребенком рисования песком :

1. Ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе.

2. Структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка.

3. Создавайте пространство для его самовыражения, а не устанавливайте жесткие рамки и правила.

4. Цените его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с Вами.

5. Стимулируйте развитие творческих ситуаций вопросами, но не готовыми ответами.

6. Поддерживайте ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.

7. Цените природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учите его «быть таким как все».

Тематическое планирование занятий включает в себя:

- Историю возникновения песочной анимации.

- Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров.

- Основы композиции, значения музыки в анимации.

- Основы анатомии и строения людей, животных.

- Разработка сюжета и сценария для песочной анимации.

- Основные приёмы песочной анимации.

- Рассказ о разных стилях песочной анимации, создание импровизированной совместной творческой работы.

- Создание собственной «живой» песочной анимации.

- Создание песочного фильма в 4 руки.

Предполагаемые результаты освоения программы.

- развитие точности и координации рук и глаза;

- овладение техническими умениями : регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени;

- развитие умения формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности;

- развитие умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями;

- развитие художественного вкуса, приобретение способности находить красоту в обыденном, развитие способности творчески мыслить.

Список литературы

1. Белоусова О. А. /Обучение дошкольников рисованию песком/. – Журнал «Старший воспитатель», № 5, 2012.

2. Зейц Мариелла. / Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/, М. : ИНТ, 2010.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т. Г., Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. М. Грабенко. /Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ – СПб. : Издательство «Речь», 2007.

4. Сакович Н. А. /Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н. А. Сакович, - СПб. : Издательство «Генезис», 2005.

Интернет ресурсы:

1. https://www.jlady.ru/interesno/risovanie-peskom.html

2. https://www.sandproject.ru/

3. https://tobemum.ru/poleznoe/risuem-peskom-na-stekle/

4. https://www.youtube.com/watch?v=BleM. feature=related

5. https://yerevan.ru/2013/02/13/pesochnaya-relaksaciya/

6. https://moikompas.ru/compas/sand_art

Учебно – тематический план

Первый год обучения

Разделы Общее количество учебных часов В том числе:

теоретических практических

1 Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры» 2 1 1

1.1 «Сказочная страна Золотого песка» 1 1

1.2 «Волшебство линий. Роспись песком» 1 1

2 Цикл «Сюжетное рисование» 22 10 14

2.1 «Музыка леса» 2 1 1

2.2 «Весёлые рожицы» 1 1

2.3 «Фрукты и овощи» 1 1

2.4 «Сказочные птицы»

(по замыслу) 1 1

2.5

«Цветы тоже бывают разными» (по замыслу) 1 1

2.6 «Поющая тишина морских глубин» 2 1 1

2.7

«Веселый зоопарк» 2 1 1

2.8 «Вальс снежных хлопьев» 2 1 1

2.9 «Новогодняя открытка» 2 1 1

2.10

«Сказочные герои» 2 1 1

2.11 «Город сновидений»

(по замыслу) 1 1

2.12 «Подарю я маме…»

(по замыслу) 1 1

2.13 «На другой планете» 2 1 1

2.14 «Весна пришла!» 1 1

2.15 «Первая гроза» 1 1

3

Цикл «Создание песочного фильма» (сюжетное рисование в динамике) 8 4 4

3.1 «Морское царство» 2 1 1

3.2 «Летний дождь. Ураган» 2 1 1

3.3 «В стране эльфов» 2 1 1

3.4 «Летний пейзаж» 2 1 1

Итого: 32 12 20

Учебно – тематический план

Первый год обучения

Разделы Общее количество учебных часов В том числе:

теоретических практических

1 Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры» 2 1 1

1.1 «Волшебные приключения» 1 1

1.2 «Мир геометрических фигур и линий» 1 1

2 Цикл «Сюжетное рисование» 22 19 31

2.1 «Вот она какая, осень золотая» 2 1

2.2 «Портреты» 1 1

2.3 «Дары природы»

1 1

2.4 «Красивые птицы» 1 1

2.5 «Разнообразие цветов» 1 1

2.6 «Морские просторы» 2 1 1

2.7 «Весёлый цирк» 2 1 1

2.8 «Сказки зимнего леса»

(по замыслу) 2 1 1

2.9 «Ожидание новогодних праздников» 2 1 1

2.10 «В гостях у сказки» 2 1 1

2.11 «Мне приснился сон…» 1 1

2.12 «Подарки для наших любимых» 1 1

2.13 «Загадочная вселенная» 2 1 1

2.14 «Улочки города» 1 1

2.15 «Улыбка весны»

(по замыслу) 1 1

3

Цикл «Создание песочного фильма» 8 4 8

3.1 «Таинство океана» 2 1 1

3.2 «Солнечный день» 2 1 1

3.3 «Сказочная страна» 2 1 1

3.4 «Моя семья» 2 1 1

Итого: 32 10 22

Содержание программы.

Первый год обучения

№ Название разделов Содержание

1 Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры»

1.1 «Сказочная страна Золотого песка» 1. Знакомство с Песочной страной

2. Знакомство с основным материалом.

3. Знакомство с дополнительным материалом, используемым при рисовании песком.

1.2 «Волшебство линий. Роспись песком» 1. Знакомство с Песочной страной.

2. Знакомство с материалом, показ работ песочных аниматоров.

3. Показ способов рисования (техника)

2 Цикл «Сюжетное рисование»

2.1 «Музыка леса» 1. Рассматривание природы леса

2. Создание статического сюжета «Осенний лес» в перспективе (фон, деревья, ягоды, грибы, дикие животные и птицы)

2.2 «Веселые рожицы» 1. Рассматривание смайликов и лиц человека

2. Создание статистического рисунка веселой рожицы

2.3 «Фрукты и овощи» 1. Рассматривание иллюстраций с изображение различных фруктов и овощей»

2. Создание статического рисунка «Витамины на столе»

2.4 «Сказочные птицы»

(по замыслу) 1. Рассматривание разнообразия сказочных птиц

2. Создание статического рисунка сказочной птицы по замыслу

2.5

«Цветы тоже бывают разными»

(по замыслу) 1. Рассматривание разнообразия цветов (садовые, полевые, луговые)

2. Создание статического рисунка (букет цветов)

2.6 «Поющая тишина морских глубин» 1. Рассматривание морского дна, разнообразия морских обитателей

2. Создание статического сюжета (волны, камни, песок, водоросли, морские обитатели: рыбы, осьминог)

2.7

«Веселый зоопарк» 1. Рассматривание животных разных стран

2. Создание статического рисунка животного разных стран (по выбору)

2.8 «Вальс снежных хлопьев» 1. Рассматривание природы зимнего леса, выявление особенностей (сугробы, голые деревья,снежинки)

2. Создание статического сюжета (сугробы, деревья, заяц, снегопад)

2.9 «Новогодняя открытка» 1. Показ работ песочных аниматоров.

2. Создание статического сюжета на тему новогоднего праздника

2.10

«Сказочные герои» 1. Беседа о героях русских сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам

2. Создание статистического сюжета к русской народной сказке (по выбору)

3. Отгадывание сказок

2.11 «Город сновидений»

(по замыслу) 1. Беседа о сказке «Оле Лукойе»

2. Вспомнить технику создания городского пейзажа.

3. Создание динамического сюжета на основе интеграции тем «Ночной город» и «Мои сновидения» ( в динамике показать: ночь, дома, купол зонтика – на нем рисунок сна)

2.12 «Подарю я маме…»

(по замыслу) 1. Рассматривание фотографий своей мамы, цветов, изображений сердца.

2. Создание динамичного сюжета на тему праздника

2.13 «На другой планете» 1. Рассматривание звездного неба, солнечной системы.

2. Создание статистического сюжета о том, что может происходить на других планетах

2.14 «Весна пришла!» 1. Беседа о приметах весны

2. Рассматривание весенних картин

Создание динамичного сюжета «Капель»

2.15 «Первая гроза» 1. Рассматривание картин с весенней тематикой разной погоды (солнце, хмурая погода, ветер, дождь, ураган)

2. Создание динамичного сюжета по теме ( показать в динамике: солнечная погода, легкий ветер, тучи, дождь, ураган)

3 Цикл «Создание песочного фильма»

3.1 «Морское царство» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятия «Поющая тишина морских глубин»

2. Создание динамичного сюжета с усложняющими элементами

3. Создание цветного рисунка с использованием цветного песка

3.2 «Летний дождь. Ураган» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятия «Летний дождь. Ураган»

2. Создание динамичного сюжета с использованием цветного песка

3.3 «В стране эльфов» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятий «Сказочные птицы», «Цветы тоже бывают разные», «На другой планете»

2. Показ видеофрагмента из фильма «Страна Эльфов»

3. Создание динамического сюжета к сказочной истории по мультфильму с использованием цветного песка

3.4 «Летний пейзаж» 1. Рассматривание иллюстраций с летней тематикой.

2. Создание фильма в 4 руки по теме «Летний пейзаж»

Содержание программы.

Второй год обучения

№ Название разделов Содержание

1 Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры»

1.1 «Волшебные приключения» 1. Знакомство с Песочной страной.

2. Знакомство с материалом, показ работ песочных аниматоров

1.2 «Мир геометрических фигур и линий» 1. Показ способов рисования (техника)

2. Создание статистического рисунка

2 Цикл «Сюжетное рисование»

2.1 «Вот она какая, осень золотая» 1. Рассматривание природы леса

2. Создание статического сюжета «Осенний лес» в перспективе (фон, деревья, ягоды, грибы, дикие животные и птицы)

2.2 «Портреты» 1. Рассматривание лиц человека

2. Создание статистического рисунка портретов в профиль, анфас

2.3 «Дары природы»

1. Рассматривание иллюстраций с изображение различных фруктов и овощей

2. Создание статического рисунка «Витамины на столе"

2.4 «Красивые птицы» 1. Рассматривание разнообразия сказочных птиц

2. Создание статического рисунка сказочной птицы по замыслу

2.5 «Разнообразие цветов» 1. Рассматривание разнообразия цветов (садовые, полевые, луговые)

2. Создание статического рисунка (букет цветов)

2.6 «Морские просторы» 1. Рассматривание морского дна, разнообразия морских обитателей

2. Создание статического сюжета (волны, камни, песок, водоросли, морские обитатели: рыбы, осьминог, морской конёк)

2.7 «Весёлый цирк» 1. Рассматривание животных разных стран

2. Создание статического рисунка животного разных стран (по выбору)

2.8 «Сказки зимнего леса»

(по замыслу) 1. Рассматривание природы зимнего леса, выявление особенностей (сугробы, голые деревья, снежинки)

2. Создание статического сюжета (сугробы, деревья, заяц, снегопад)

2.9 «Ожидание новогодних праздников» 1. Беседа о зиме, Новогоднем празднике, Рождестве

2. Создание динамичного рисунка с праздничной тематикой

2.10 «В гостях у сказки» 1. Беседа о героях сказок, рассматривание иллюстраций

2. Создание статистического сюжета к сказке (по выбору)

3. Отгадывание сказок

2.11 «Мне приснился сон…» 1. Беседа о сказке «Оле Лукойе»

2. Вспомнить технику создания городского пейзажа.

3. Создание динамического сюжета на основе интеграции разных тем ( в динамике показать: ночь, дома, купол зонтика – на нем рисунок сна)

2.12 «Подарки для наших любимых» 1. Рассматривание фотографий своей мамы, цветов, изображений сердца.

2. Создание динамичного сюжета на тему праздника

2.13 «Загадочная вселенная» 1. Рассматривание звездного неба, солнечной системы.

2. Создание статистического сюжета о том, что может происходить на других планетах

2.14 «Улочки города» 1. Рассматривание фотографий с изображение родного города

2. Создание динамического сюжета «Родной город» (в динамике показать тучи, дождь)

2.15 «Улыбка весны»

(по замыслу) 1. Беседа о приметах весны

2. Рассматривание весенних картин

Создание динамичного сюжета «Капель»

3 Цикл «Создание песочного фильма»

3.1 «Таинство океана» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятия «Морские просторы»

2. Создание динамичного сюжета с усложняющими элементами (создание песочного фильма)

3.2 «Солнечный день» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятия «Улыбка весны»

2. Создание динамичного сюжета с использованием цветного песка (создание песочного фильма)

3.3 «Сказочная страна» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятий «Красивые птицы», «Разнообразие цветов», «Загадочная вселенная»

2. Показ видеофрагмента из мультфильма «Страна Эльфов»

3. Создание динамического сюжета к сказочной истории с использованием цветного песка

3.4 «Моя семья» 1. Рассматривание электронного портфолио по теме занятия "Портреты"

2. Создание динамичного сюжета с использованием цветного песка (создание песочного фильма)

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ Формирование творческой личности ребенка– одна из важных задач детского сада в современном мире. Она является необходимым условием для развития.

Конспект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Формирование творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Формирование творческих способностей детей посредствам нетрадиционных техник рисования. "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить,.

Конспект родительского собрания «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей» Родительское собрание "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего возраста".

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» В истории педагогики проблема творчества всегда была.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники аппликации «Барашки на лугу»Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники аппликации «Барашки на лугу» МБДОУ Чановский детский сад № 2 Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники аппликации «Барашки.

Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшей группы Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии.

Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей 4–7 лет через нетрадиционные техники рисования» Идея опыта: развивать художественно-творческие способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник, постижение детьми возможностей.

Педагогический проект «Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей детей» Введение Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется, осуществляется развитие личности. В то же время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»
Опубликовано: 25 октября 2019 в 06:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД