Ольга Калинина
Программа развивающего кружка «Островок безопасности» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Островок безопасности
Пояснительная записка
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Публикация «Программа развивающего кружка „Островок безопасности“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Замечено, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Есть мнение, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Главная задача программы О. В. Черемашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников», которая легла в основу программы «Островки безопасности», - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре. Разделяя точку зрения автора, я считаю, что главной задачей педагога является развитие у детей умения находить выход из опасных нестандартных ситуаций, развитие у них самостоятельности и ответственности, ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей подготовительного дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 25-30 минут, 32 занятие в год. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Весь учебно-практический материал разделен на 6 блоков:
- «Дети на дороге»;
- «Огонь – друг, огонь – враг!»;
- «Здоровый ребёнок»;
- «Один дома»;
- «Ребенок и чужие люди»;
- «В мире природы».
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных жизненных неожиданных ситуациях.
Задачи:
1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности, формировать привычки их соблюдения.
2. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
3. Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
4. Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил безопасности.
5. Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своем здоровье.
6. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
Программа кружка
Сентябрь
1. Правила дорожного движения.
2. Огонь – друг, огонь – враг!
3. Какие бывают привычки.
4. Поговорим о домашней аптечке.
Консультация для родителей «Учим детей отвечать на звонки в дверь и по телефону»
Октябрь
5. Опасные ситуации на улице.
6. Правила для пешеходов. Беседа с инспектором.
7. Осторожно огонь.
8. Учись быть здоровым. Беседа с медсестрой детского сада.
Консультация для родителей «Никаких тайн от родителей»
Ноябрь
9. Как похищали героев в разных сказках.
10. Безопасность при общении с животными.
11. Дорожные знаки.
12. Укротители огня. Экскурсия в ПЧ46.
13. Что полезно нашему организму.
Консультация для родителей «Учим детей общаться с животными»
Декабрь
14. Как могут стать опасными домашние вещи.
15. Осторожно гололед.
16. Поведение в транспорте и в общественных местах
17. Детям спички не игрушки.
Консультация для родителей «Рекомендации по обучению «Правилам личной безопасности»
Январь
18. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
19. Осторожно, незнакомец.
20. Опасность на воде.
Консультация для родителей «Навыки личной безопасности»
Февраль
21. Опасные ситуации на дорогах зимой.
22. Как подружиться с электричеством.
23. Откуда берутся болезни.
24. Обязательные правила безопасности дома.
Консультация для родителей «Пять ступеней к безопасности вашего ребенка»
Март
22. Дети и растения.
23. Если ты потерялся.
24. Еще раз о причине пожара.
25. Опасности при работе с садовым и огородным инвентарем.
Консультация для родителей «Когда ваш ребенок пропал»
Апрель
26. Чрезвычайные ситуации и опасности в природе.
27. Ребенок и велосипед.
28. Экскурсия в лес.
29. Злоумышленники на улицах села.
Консультация для родителей «Безопасность вашего ребенка на дороге»
Май
30. Экскурсия на посевные поля.
31. Правила вызова экстренных служб.
32. Викторина «Знатоки безопасности»