Программа «Развивающие математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников»

Ковалёва Ирина Алексеевна
Программа «Развивающие математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников»

I. Целевой Раздел

1.1. Пояснительная записка

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания дошкольников чрезвычайно важна.

В ФГОС отмечено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, которые осуществляются через образовательные области их 5 в том числе и познавательного развития. Где прописано, что познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации формирование познавательных действий становление сознания и мышления и т. д. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате, может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем.

Суть в том, что стихийно, без целенаправленных методических усилий педагогов в этой области, данный вид мышления у большинства детей развивается очень слабо и не обеспечивает в дальнейшем необходимого уровня развития понятийного абстрактно - логического мышления.

1.2. Цели и задачи развивающих математических игр

Цель реализации Программы - определить значение логико-математических игр в работе со старшими дошкольниками.

Задачи:

• развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников;

• обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.

• Рассмотреть логико-математические игры как средство активизации обучения математике;

• Разработать и апробировать систему работы по развитию основ логического мышления, используя развивающие математические игры в работе со старшими дошкольниками.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Успешное формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы.

§ Принцип комплексности

Предусматривает необходимость коррекционно-педагогического воздействия на все виды психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения.

§ Принцип межпредметной связи

Формирование элементарных математических представлений у детей рассматриваемой категории осуществляется с учетом содержания всех разделов коррекционно-образовательной программы, которые создают основу для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина); формирование пространственных представлений; ознакомление с окружающим миром и развитие речи; музыкальное воспитание; физическое воспитание; изобразительная деятельность и конструирование.

§ Принцип системности и последовательности

Предусматривается взаимосвязь формируемых у детей представлений, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочно усвоенного к новому. Обеспечивается логика формирования математических знаний, установление связи между приобретаемым жизненным опытом и математическими представлениями. Процесс обучения осуществляется в соответствии с определенным планом поэтапно, при этом устанавливается связь каждого предыдущего этапа с последующим.

§ Принцип деятельностного подхода

Предполагается учет особенностей структуры деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, представленной следующими компонентами (Э. К- Гульянц, В. А. Шинкаренко): мотивационно-целевым, операциональным, оценочно-контрольным. В процессе коррекционно-развивающего обучения большое внимание следует уделять поддерживанию интереса к выполнению практических действий, организации и контролю деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

§ Принцип социальной направленности знаний

У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как правило, формируются знания, умения и навыки, близкие их опыту и возможностям. Это необходимо для обеспечения ориентировки детей в окружающей действительности, использовании знаний в других видах деятельности, в повседневной жизни. При отборе программного материала на каждом этапе работы целесообразно делать акцент на жизненно значимые для детей знания и умения.

§ Принцип научности и доступности

В содержании обучения принцип научности и доступности представлен знаниями из области элементарной математики, которые предлагаются детям в доступной форме в соответствии с их интеллектуальными возможностями.

1.4. Целевые ориентиры образовательной деятельности

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

II Содержательный раздел

2.1. Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно исследовательского) характера.

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление, с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения, которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления.

Развивающие математические игры выражаются через приёмы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой, познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым способом. Задействовав сенсорику, мелкую моторику, память и логику.

Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции, четкие понятия, в том числе и ребёнок. В повседневной жизни люди используют логическое мышление не только не всегда, но скорее даже редко, заменяя его мыслительными привычками и интересными соображениями. В научных исследованиях и в математике логическое мышление абсолютно необходимо.

Динамика развития мышления

Наглядно действенное мышление - Познаёт окружающий мир, решает задачи, производит реальные действия с предметами.

Наглядно-образное мышление - Создаёт образы предметов, обозначает образы словами.

Зародыш словесно-логического мышления - Умеет оперировать словами, понимает логику рассуждений.

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие – это всегда некое обобщение, абстракция, значение, смысл, которые сами по себе не содержатся в предмете, образе, слове. Понятийным можно назвать такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием категориальных обобщений, а не функционально - ситуативных или эмоционально - образных классификаций.

В этом случае внутренний опыт организуется в соответствии с системой объективных родовидовых отношений обобщения, соподчинения, включения, однородности, а также в соответствии с законами изменчивости и развития, которые присущи той или иной сфере знаний и воспроизводят её многомерную «сетку вертикальных и горизонтальных связей», где каждый элемент (понятие) закономерно связан с другими.

2.2. Педагогические возможности логико - математических игр в развитии логического мышления

В методике под формированием и развитием логического мышления ребёнка имеется в виду формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также развитие умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Обучение ребёнка правильному выбору нужного высказывания является первым шагом в формировании и развитии логического мышления. Задания такого вида будут формировать в перспективе критичность мышления, рефлексию (т. е. умение думать над своими действиями и оценивать их).

Такие задания легко ввести в практику общения с ребёнком на любом содержании.

Иногда знания, данные в занимательной форме - в форме игры, усваиваются детьми быстрее. Прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного и игрового развития.

Хорошо если равноправными партнёрами по игре становятся родители или другие близкие взрослые. Ребёнок, рассказывает им о правилах игры, выбирает тип задания. Он должен не только осознавать математические понятия, но и прослеживать зависимости.

С помощью математических игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные отношения. Игры способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.

Для организации эффективного процесса познания окружающего мира особое значение имеет развитие мыслительной деятельности с опорой на образную, эмоционально-чувственную сферу мышления, что в свою очередь предполагает использование максимально приближённых к основной деятельности дошкольника методов и средств обучения, в том числе занимательных задач. Одним из видов игр, специально созданных для умственного развития, являются игры-головоломки, требующие догадливости, сообразительности, догадки, как сравнения.

2.3. Предметно - развивающая среда как одно из необходимых условий обучения математике

Среда развития ребёнка-это комплекс материально-технических, санитарно-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Рассмотрим теперь способы формирования логических приёмов умственных действий у дошкольников. Формирование этих приёмов является важным как с общеобразовательной точки зрения, так и с точки зрения, развития процесса мышления ребёнка. Практически все психологические исследования, посвящённые анализу способов и условий развития мышления ребёнка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.

Во многих психологических и педагогических исследованиях сам вопрос о возможности и способах организации развивающего обучения связывается именно с организацией специального развития логических приёмов умственной деятельности. При этом не следует думать, что работа такого рода зависит от наличия уровня развития мышления и других психических процессов ребёнка. Как отмечал В. В. Давыдов, развитие ребёнка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет. Таким образом, та развивающая деятельность, которая организованна воспитателем, может значительным образом влиять на уровень развития ребёнка. Это обуславливает то, что методически заниматься формированием и развитием логических приёмов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.

Развивающая среда создаёт благоприятные условия для ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности: ребёнок осваивает свойства и признаки предметов, анализ синтез, сравнение, классификацию, обобщение, (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; экспериментирует с цветом, формой, создаёт продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Математическая игротека оснащена различными вариантами книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Иными словами, среда развития ребёнка, обеспечивающая различные виды его активности (умственной, игровой, физической и д. р,становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребёнка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Основные характеристики предметно развивающей среды:

- удовлетворение естественной возрастной активности. Для удовлетворения возрастной активности ребёнка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять её самыми разными способами;

- доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребёнка, а также доступность по показателям возрастного развития;

- взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов из одной зоны в другую.

В ДОУ должны быть созданы условия для развития у детей элементарных математических представлений:

1. В группах имеются демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счёту, развитию представлений о величине предметов и их форме.

2. Имеются материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.)

3. Имеется материал для развития пространственных и временных представлений (стенды, доски со схемами и календари; часы: с циферблатом и др.).

Из математической игротеки в работе с дошкольниками может использоваться самые простые её виды:

- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Волшебный круг» и т. д, в которых из набора плоских геометрических фигур следует создать сюжетное изображение на основе силуэтного или контурного образца или же по замыслу.

- «Лиса», «Кубики Рубики», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки - головоломки, составляющиеся из объёмных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определённым образом;

- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

- задачи на нахождение признака, отличия или сходства (например «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?», «Найди тень» и т. д);

- задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или сюжетные изображения, ребёнок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередования и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая его ряд или заполняя пропущенное место;

- Лабиринты, кроссворды, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализаторов, точности действий для того, чтобы найти кротчайший и верный путь от начальной до конечной точки;

- занимательные упражнения на распознание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и какие фигуры содержатся в рисунках; - занимательные упражнения на восстановление целого из частей;

- задачи - смекалки геометрического характера с палочками;

- стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами;

- загадки в стихотворной форме;

- задачи - шутки и задачи ловушки.

Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, игре-драматизации. Прежде всего, занимательный материал направлен на развитие умственных способностей, качества ума, способов познавательной деятельности. Познавательное содержание материала органически сочетается с занимательной формой и является действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного общения, наилучшим образом соответствующим возрастным особенностям детей. Многие задачи - шутки, головоломки, занимательные упражнения, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат, элементы других видов игр - все это свидетельствует о многосторонних связях занимательной математики с игрой.

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает математические понятия, связи и зависимости, способы действий; выбирает активные поисковые действия, осуществляет деятельность на основе логических операций мышления, соотносит действия с результатом, стремиться к цели на основе прогнозирования, объективно оценивает результат.

В обучении дошкольников математике используют проблемно-игровую технологию, включающую следующие средства:

Современные логические и развивающие математические игры разнообразны. По ФГОС эти игры должны быть представлены в достаточном количестве и, по мере снижения у детей интереса к ним, заменяться аналогичными. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.

игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.

игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.

игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др.

игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.

игры-забавы: лабиринты, кроссворд, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);

головоломки: (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки- магические квадраты, логические блоки Дьенеша; головоломки, палочки Киюзенера) и др.

Проблемные ситуации.

Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются:

• проблемные вопросы (Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части).

• занимательные задачи: Сколько концов у трёх палок? А у трёх с половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счёт в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счёт?

• задачи-шутки: Сколько рогов у трёх коров? Пять куриц гуляют по двору. Сколько у них пар ног?

Сначала взрослый ставит перед детьми проблему, добивается её осмысления, направляет внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения. Например: «На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?», «Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник?».

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников" ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашкиРазвития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Мастер-класс для воспитателей. «Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников». Актуальность.

Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников Куликова С. М МКДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск "Занимательные задачи и упражнения, как средство формирования и развития логического.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Введение. Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются.

Конспект сюжетно-ролевой игры «День рождение» как средство развития связной речи у старших дошкольников Цели: • развитие у детей связной речи в процессе игры; • формирование умения общаться в коллективе Задачи: • развивать связную речь,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
Программа «Развивающие математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 13:11
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

«Оригами». Развитие мелкой моторики в группе компенсирующей направленности
Работая с детьми, преследуя свои цели, нужно всегда помнить о ребенке, его интересе, потребностях. Выбирая кружок, много мыслей было в голове, но...
Фотоотчет «Летняя изостудия»
Развитие творческих способностей детей в летний оздоровительный период во второй младшей группе «Дельфинчики» 2019 год. Для развития творческих...
Коллаж «Осень в парке!»
Коллаж "Осень в парке! " В рамках реализации годового плана в нашем детском саду прошла выставка рисунков «Золотая осень 2019». Мы с детьми нашей группы...