Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Родина»

Хакимова Валентина Петровна
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Родина»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Бакалы

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

___

Т. Б. Зайцева

Протокол №_

от «___» августа 2016 г.

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___ С. А. Трунина от «___» августа 2016 г.

Принято на педагогическом совете Протокол №1 от «___» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___ А. В. Абрамова Приказ № ___ от «___» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Родина»

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы: 2016– 2020 г.

Рабочая программа по составлена на основании

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (утвержден приказом МО и Н РФ 06.10.2009 г. №373);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»

- ООП НОО МОБУ СОШ №2 с. Бакалы;

Составители рабочей программы: Хакимова В. П., учитель начальных

классов

Год составления рабочей программы: 2016

Программа курса «Родина» общим объемом 135 часов предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х лассах -33 часа, во 2х – 4хклассах - 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности базисного учебного (образовательного)плана и содержит три раздела: «Край, в котором мы живем», «Село, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Особенности программы - интегративность: межпредметная интеграция (Предметы:«Природоведение», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.

Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах».

1класс

Личностныe:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей)с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- что такое краеведение;

- историю возникновения с. Бакалы и Бакалинского района;

- символику Района;

- достопримечательности села;

- историю названия улиц;

- историю возникновения школы № 2;

- некоторые виды растений нашего края;

- животный мир нашего края;

- жизнь животных в разные времена года.

Уметь:

- объяснять значения слов: Родина, край, область, район;

- находить положение села Бакалы на карте Башкортостана;

- работать с карой Бакалинского района;

- ориентироваться в селе и районе;

- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;

- вести календарь наблюдений за природой;

- анализировать жизнь животных в разные времена года;

- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.

2-й класс

Личностные:

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей)с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на занятии и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- рельеф Бакалинского района;

- климат и погоду;

- реки и озера;

- необходимость охраны природы;

- природные сообщества Бакалинского района;

- некоторые виды растений Бакалинского района;

- о растениях, которые занесены в Красную книгу;

- историю развития с. Бакалы (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);

- традиции села;

Уметь:

- работать с картой;

- составлять брошюры народных примет погоды;

- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

- составлять рассказы о растениях Бакалинского района;

- составлять гербарии растений;

- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей;

3-4-й класс

Личностные:

- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей)с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные:

3 класс

Знать:

- как наш район стал Бакалинским;

- села Бакалинского района;

- что дает район стране;

- полезные ископаемыеБакалинского района;

- как добывают и используются полезные ископаемые в Бакалиннском районе;

- растения, которые встречаются в Бакалинском районе;

- самые древние травы наших лесов;

- животный мир Бакалинского района;

- видовой состав рыб;

- видовой состав птиц;

- видовой состав млекопитающих района;

- о животных, которые занесены в Красную книгу

- экология Бакалинского района;

Уметь:

- работать с картой Бакалинского района;

- составлять рассказ о Бакалах;

- различать полезные ископаемые;

- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;

- рассказывать о животных Бакалинского района;

- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;

4 класс

Знать:

- историю исследования родного края;

- как появилось село Бакалы;

- архитектурное наследие Бакалинского района;

- историю жизни города во время Великой Отечественной войны;

- предприятия села;

- архитектуру современного села;

- памятники села;

- историю названия улиц;

- о людях, которые прославили наш район;

- народные и художественные промыслы края;

Уметь:

- работать с картой Бакалинского района;

- проводить исследования по темам: «Образование Бакалинского района», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашегосела», «Бакалы в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».

- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;

- участвовать в посильной природоохранной деятельности.

2. Содержание программы

1 класс

1. Введение (1 ч.)

Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Родина». Понятие Родина, родной край, область, район.

2. Город, в котором мы живем (13 ч.)

Мы – бакалинцы. Бакалинский район на карте Башкортостана. Положение села на карте Бакалинского района. История возникновения села. Легенды и сказания. Герб и флаг села. Достопримечательности города. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи в городе. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы села. Люди, которыми гордится наше село. Транспорт. Средства массовой информации.

Экскурсия по селу.

Практические работы.

Работа с картой Башкортостана и Бакалинского района.

3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.)

История возникновения школы №2. Школа во время Великой Отечественной войны. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы.

Экскурсия по школе.

Практические работы.

Работа с картой с. Бакалы. Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.

4. Времена года (13 ч.)

Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы.

Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы.

Здравствуй, весна!Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы.

Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.

Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).

Практические работы.

Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

5. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).

2 класс

1. Повторение (1 ч.)

О чем мы узнали на занятиях «Родина».

2. География Бакалинского района (9 ч.)

Географическая карта Бакалинского района. Рельеф. Климат и погода. Народные приметы погоды. Реки. Водоемы. Забота о чистой воде и воздухе. Природные зоны Бакалинского района.

Практические работы.

Работа с картой (географической и картой природных зон). Составление брошюры народных примет погоды. Составление правил поведения на водоемах.

3. Мир растений и животных (11 ч.)

Самое интересное о природе Бакалинского района. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Представители древнейших широколиственных лесов на территории района. Растения и животные леса. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов. Зеленая аптека Бакалинского района. Охрана животного мира.

Экскурсия в природу.

Практические работы.

Составление правил поведения на природе.

Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. Составление Красной книги Бакалинского района.

4. Село, в котором мы живем (10 ч.)

История развития Бакалов. Население. Здравоохранение. Развитие образования. Промышленные предприятия. Развитие сельского хозяйства в Районе. Занятость населения в нашем районе. Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Традиции нашего города.

Экскурсии на предприятия города.

Практические работы.

Составление экономической карты района. Создание брошюры «Трудовые династии моего рода». Мини-проект «Село моей мечты».

5. Народы нашего края (2 ч.)

Народы нашего края. Коренные народы Бакалинского района.

6. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина, олимпиада).

3 класс

1. Вводное занятие

О чем мы узнали на занятиях «Родина».

2. Наш край

Бакалинская земля в древности. Как наш край стал частью России. Как наш край стал Бакалинским. СелаБакалинского района. Село Бакалы и сельские поселения Бакалинского района. Чем знаменита Бакалинская

земля? Что дает район стране.

Практические работы.

Работа картой района. Знакомство с символикой района. Составление схемы «Что дает район стране».

3. Подземные сокровища (5 ч.)

Подземные сокровища. Полезные ископаемые и их исследователи. Основные свойства полезных ископаемых района. Как добываются и используются полезные ископаемые. Памятники природы Бакалинского района.

Практические работы.

Рассматривание образцов полезных ископаемых. Исследование свойств полезных ископаемых края. Экскурсия.

4. Мир растений и животных (17 ч.)

Растения в районе. Лес и село. Зеленые синоптики. Растения – друзья и враги. Растения - хищники. Мир грибов. Мир лишайников. Самые древние травы наших лесов. Красная книга растений.

Разнообразие животного мира Бакалинского района. Видовой состав рыб, птиц, млекопитающих. Животные в селе и за его окрестностями. Охрана природы. Красная книга животных. Охраняемые территории Бакалинского района.

Практические работы.

Изготовление атласа «Растительный и животный мир района». Фотоальбом «Растения и животные моего двора».

5. Экология (3 ч.)

Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.

Практические работы.

Составление схемы «Загрязнение окружающей среды». Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве». Экскурсия.

6. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина).

4 класс

1. Повторение (1 ч.)

Из истории исследования родного края.

2. История района (31 ч.)

Заселение Бакалинского района. Коренные жители района. Район вчера сегодня завтра. Экскурсия в Музей. Пугачевский мост. История Нагайбакского и Бакалинского казачества. Отечественная война 1812г.

Революция 1917 года. Гражданская война. Восстановление Советской власти. Жертвы Гражданской войны.

С верой в светлое будущее. Село нуждается в рабочей силе. Архитектурное наследие Бакалинского района.

Во время Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный музей. Труд бакалинцев во время войны. Эвакогоспиталь в селе. Бакалинцы – участники ВОВ. Послевоенные годы

Трудовые династии в районе. Трудовые династия моей семьи. Предприятия села.

Улицы, названные в честь бакалинцев. Стихи и пести о бакалинской земле. Новейшая история села. Архитектура села. Памятники в селе Бакалы.

Тайны имен земли бакалинской. Памятные места нашего села.

Люди, прославившие село. Село будущего.

Практические работы.

Знакомство с планом села. Создание буклета о селе. Создание фотоальбома «Мое село».

3. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина).

3. Тематическое планирование

1

класс 2

класс 3

класс 4

класс Всего по классам:Итого по разделам:

1 Вводное занятие 1 ч. 1 ч. 1 ч.

2 Село, в котором мы живем

72 ч.

Село, в котором мы живем 13 ч. 10 ч. 23 ч.

История родного села и района 31 ч. 31 ч.

Прошлое, настоящее и будущее школы 5 ч. 5 ч.

Времена года 13 ч. 13 ч.

3

Край, в котором мы живем

53 ч.

Наш край 7 ч. 7 ч.

География Бакалинского района 8 ч. 8 ч.

Подземные сокровища 5 ч. 5 ч.

Народы нашего края 2 ч. 2 ч.

Мир растений и животных 11 ч. 17 ч. 28 ч.

Экология 3 ч. 3 ч.

4 Повторение 1 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч. 9 ч. 9 ч.

ИТОГО: 33 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч. 135 ч. 135 ч.

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Родина»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 16:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...
Мастер-класс «Поделка из картона и цветной бумаги «Новогодний Дворик»
Новогодний Дворик Поделка из картона и цветной бумаги Работа проведена в рамках кружка "Самоделкин" в подготовительной группе Цель: продолжать...
Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу»...
Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Она...