Лучший педагог года

Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Эльмира Юмаева
Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа «Ручеек»

по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составил: старший методист Э. Ф. Юмаева

г. Каменка

Пояснительная записка

Публикация «Программа „Ручеек“ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрении у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Для этой цели разработана данная программа, которая опирается на положения Программы развития детского сада, где экологическое воспитание определяется как приоритетное направление.

Экологическое воспитание - это процесс формирования элементарного экологического сознания, которое не может возникнуть стихийно. Деятельность кружка помогает дать детям дошкольного возраста систему элементарных представлений о предметах и явлениях природы, их взаимодействии и взаимозависимости, причинно-следственных связях и на этой основе развитие знаний об охране природы. Это деятельностное отношение человека к природе, которое выражается не только в природоохранительных действиях, но и в поступках по воссозданию природной среды.

Цель программы –формирование представлений дошкольников о предметах и явлениях природы, причинно-следственных связей в природе, об охране природы, об адекватном поведении детей в природе; развитие мотивационных компонентов осознания детьми значения природы в жизни человека.

Задачи программы :

- позволить ребенку увидеть необычное, новое в привычном, обыденном;

- способствовать не только экологическому, но и общему развитию ребенка, его мышления, эрудиции, эмоциональной сферы, умения выразить свое отношение к природе и словами, и средствам изобразительного искусства;

- создать условия, чтобы дети были не просто слушателями и наблюдателями, а полноправными участниками проводимых мероприятий;

- воспитывать в детях чувство ответственности за состояние окружающей природы, осознавать человека как часть как часть природы;

- формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением

(отказ от чисто потребительского подхода);

- активизация позитивных детско-родительских отношений в совместной экологической деятельности.

Для осуществления целей и задач программы в детском саду создана определенная предметно-развивающая среда:

Перечень оборудования минилаборатории:

-различные емкости,

-весы аптечные с полным набором гирь;

-наборы магнита;

-различные пробирки;

-разнообразный материал для производства опытов с водой, воздухом;

- термометры для измерения температуры воды;

- хозяйственное оборудование на каждого ребенка для производства опыта;

- песочные часы;

- увеличительные стекла, лупы;

- фильтры и фильтровальная бумага

Перечень оборудования кабинета экологии

-гербарий на каждого ребенка,

-коллекция семян, камней,

-наборы игрушек животных, насекомых, растений,

-наборы картин о природных явлениях, о временах года, о природных зонах,

-папки –раскладушки по тематике Красной книги,

-муляжи овощей и фруктов, грибов,

-аквариумы,

-коллекция лекарственных растений, растений из Красной книги,

-глобус, атласы, карты

-коллекция комнатных растений,

- модели луга, леса, водоема,

- образцы почвы, песка, глины, образцы природных ископаемых,

-оформлены различные природные зоны,

- материал по краеведению (стенд о г. Пензе и г. Каменке, открытки о памятных местах Пензенской области, заповедные места Пензенской области, книги: «Город-крепость Пенза» Г. В. Мясников,

«Музей-усадьба В. Г. Белинского»

«Государственный музей А. Н. Радищева»,

«География Пензенской области» И. И. Курицын,

«Каменка» П. А. Фельдман.

Содержание курса и методика

Программа включает систему занятий теоретической и практической направленности по блокам : «Я и природа», «Экология как наука»,

«Краеведение», «Опытническая деятельность», «Осторожно-Красная книга»,

«Земля-планета Солнечной системы».

Срок реализации программы : 2 года.

Возраст детей : 5-7 лет.

Количество детей : 15 человек

Количество часов в месяц: 2 часа.

Место проведение: кабинет экологии, территория детского сада и близлежащая территория микрорайона (экологическая тропа, уголок леса, пруд, каштановая роща, цветники, огород).

Содержание и формы работы в клубе:

- работа в уголках природы, на цветниках, в огороде;

- беседы о природе;

- рассматривание иллюстраций;

- опытническая деятельность;

- посадка семян, выращивание комнатных растений;

- участие в экологических акциях, викторинах;

- дидактические игры природоведческого содержания;

- занятия познавательного характера;

- мероприятия, связанные с проведением Дня природы, Дня птиц, Дня Земли в детском саду;

- творческие задания по изобразительной деятельности на темы природы;

- совместные проекты воспитанников и их родителей;

- составление гербариев, фотоальбомов о природе;

- сбор природного материала;

- уход за аквариумом;

- чтение художественной литературы о природе;

- наблюдения за животными, птицами, рыбами, явлениями неживой природы.

Условия реализации программы :

- эффективное использование имеющейся материальной и предметной среды,

- учет природно-климатических условий;

- привлечение родительского потенциала;

- личностно-ориентированный подход;

- сочетание разнообразных форм преподнесения материала,

- партнерские взаимоотношения в работе других объединений дополнительного образования;

- контролируемость программы, продуманность способов проверки реально полученных результатов.

Учебно-тематический план

1 год обучения.

№п. п. Тема занятия Количество часов

всего теория практика

1.

2.

3.

Экология как наука

Я и природа

Краеведение

9

7

2 5

5

1 4

2

1

ИТОГО: 18 11 7

Основная часть

Тема 1 «Экология как наука»

Теория:

- Взаимоотношения организмов в природе друг с другом.

- Влияние окружающей среды на человека.

- Влияние человека на окружающую среду.

- Что такое «охрана природы».

- Оздоровительная роль природы.

Практика:

- Наблюдения за ростом растений (солнце, вода, подкормка).

- Наблюдения за сезонными изменениями в природе (работа с календарем погоды, природы).

- Труд в природе детей.

- Экологические десанты родителей и воспитанников детского сада.

Контроль: выставка детских рисунков «Какую окружающую среду я хотел бы видеть?»

Тема 2. «Я и природа»

Теория:

- Значение природы в жизни человека.

- Правила поведения в природе.

- «Нужны все на свете», самоценность природы.

- Взаимосвязь человека и природы.

- Почва, ее обитатели.

Практика:

- Посадка огорода и цветника.

- Наблюдения за живой и неживой природой.

Контроль: совместная с родителями экскурсия по микрорайону «Что нас окружает?»

Тема 3. «Краеведение»

Теория:

- Пензенский заповедник «Поволжская лесостепь».

- Наш город.

Практика:

- Совместная с родителями экскурсия в парк, экскурсия в ближайший лесной массив, сбор природного материала.

Контроль: беседа по иллюстрациям о природе Пензенского края.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

Дети должны :

- рассказывать о растительном мире, о роли человека в изменении растительного мира;

- знать правила поведения человека в природе;

- объяснять необходимые условия для роста и развития растений, способы ухода за ними;

- владеть навыками посадки семян и ухода за растениями в цветнике и на огороде;

- владеть элементарными знаниями о происхождении предметов и явлений неживой природы, объяснять их;

- знать растения Пензенского края, что такое «заповедник».

Учебно-тематический план

2 год обучения.

№п. п. Тема занятия Количество часов

всего теория практика

1.

2.

3.

4.

5.

Я и природа

Осторожно-Красная книга

Земля- планета Солнечной системы

Опытническая деятельность

Заключительное занятие 7

4

4

2

1 4

2

2

3

2

2

2

1

ИТОГО: 18 8 10

Основная часть

Тема 1 «Я и природа»

Теория:

- Растительный и животный мир Земли.

- «Почему тигр полосатый» -как животный мир охраняет себя.

- «Волшебница вода.»

- «Воздух – невидимка»

Практика:

- Рассматривание иллюстрация, альбомов, работа с панно земного шара, с глобусом.

- Опыты с водой, с воздухом.

- Совместная с родителями экскурсия на водоем, помощь обитателем водоема (подкормка птиц, фильтрация воды.

Контроль: Самостоятельное проведение опытов с водой, с воздухом. Игра «Кто где живет?»

Тема 2 «Осторожно- Красная книга!»

Теория:

- Заповедники и заказники- охраняемые территории.

- Растения Красной книги Пензенской области.

Практика:

- Экскурсии с целью рассматривания растений, занесенных в Красную книгу.

- Рассматривание иллюстраций Красной книги (растения и животные).

Контроль: викторина «Что такое Красная книга?»

Тема 3. «Земля – планета Солнечной системы»

Теория :

- Исследование космоса, космические корабли.

- Земля – планета жизни.

Практика:

- Рисование космических сюжетов.

- Посещение астрономической комнаты.

Контроль: сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос»

Тема 4. «Опытническая деятельность»

Практика:

- Опыты с магнитом.

- Опыты с почвой, песком глиной.

Контроль: вынос материала для опытов в уголки экспериментирования в группы, наблюдение за деятельностью детей в уголках.

Тема 5. «Заключительное занятие»

Практика:

- Совместная детско-родительская экологическая олимпиада «Знатоки природы».

Ожидаемый результат второго года обучения:

Дети должны:

- рассказывать о домашних и диких животных, о животных разных климатических зон; о роли человека в жизни животных;

- знать что такое «Красная книга»;

- вместе с воспитателем показывать опыты с почвой, водой, воздухом, магнитом, песком; объяснять их;

- иметь представления о Солнечной системе, использовать в играх данные представления

Ожидаемый результат двухгодичного обучения детей :

1. Повышения уровня знаний и умений дошкольников по вопросам экологического воспитания.

2. Позитивная динамика детско-родительских отношений.

3. Сформированность интереса дошкольников к природе, к природоохранной деятельности.

Используемая литература:

Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных», Ярославль «Академия развития» 1997.

Белавина И. Г., Найденская Н. Г. «Планета – наш дом», Москва «Лайда».1995.

Зазнобина Л., Ковенько Л. «Моя самая первая книжка о превращениях в природе», Москва «Дрофа». 1996.

Ковенько Л. «Секреты природы – это так интересно»Москва «Линка-Пресс».2004.

Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми»Минск «Асар».1996.

Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа»Москва «Карапус-Дидактика» 2005.

Скоролупова О. А. «Покорение космоса». Москва «Скрипторий»2002.

Публикации по теме:

«Пожар в лесу». Инсценировка сказки по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста«Пожар в лесу». Инсценировка сказки по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель: экологическое воспитание детей. Задачи: 1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса. 2. Закрепить знания детей о правилах.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и наиболее интересных для.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр, направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации Возраст.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Берегите лес!» Цель : формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения. Задачи: Образовательные: создать условия.

Отчет по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» Отчет по экологическому воспитанию.

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Рабочая программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Дата тема задачи содержаниесентябрь «Цветы на участке.

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант» БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27 Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного.

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль»Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зеленый патруль» Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Светловского городского округа Детский № 1 «Пчелка» Проект.

Проект по экологическому воспитанию «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста Проект по экологическому воспитанию «Времена года»Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-июнь) Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2018 в 11:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД