Папки-передвижки

Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»

Людмила Тихонова
Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад»

Программа

саморазвития

«Коллекционирование как средство формирования элементарных математи-ческих представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Разработчик:

Тихонова Людмила Сергеевна,

воспитатель

Лысково

2017

Содержание

Пояснительная записка….3

Актуальность….4

Цель…4

Задачи…4

Срок реализации…5

Ожидаемые результаты…5

Публикация «Программа саморазвития „Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей“» размещена в разделах

Практическая часть…. 5

Заключение….7

Литература….8

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой

мозг, свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели»

(А. Маркушевич)

Пояснительная записка

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. На наш взгляд математика должна быть занимательной и для этого нужно пра-вильно организовать образовательную деятельность с детьми и взаимодей-ствие с родителями. Проводя беседы, анкетирование родителей, мы узнали, что многие из них считают главной целью обучения детей математике это - умение считать, познакомиться с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д. Совместно с родителями воспитанников мы организовываем в группе выставки коллекций разных предметов. Предметы коллекционирования помогают нам создать у детей интерес к математике.

Актуальность

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего развития ребенка. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать и применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Именно коллекционирование, на наш взгляд, поможет ребенку действовать с предметами коллекций непринужденно, интересно классифицировать эти предметы, закрепляя цвет, форму, счет.

Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений дея-тельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по раз-ным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску. Коллекционирование - это одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развива-ется умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Дети учатся анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собствен-ную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения. Важно отметить, что коллекционирование формирует совместную деятельность взрослых (педагоги, родители) и детей-дошкольников.

Цель: систематизировать знания по развития математических представле-ний у дошкольников посредством коллекционирования и внедрение своих знаний в практику.

Задачи:

- Изучить учебную и методическую литературу;

- Создать в группе условия для коллекционирования и развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;

- Овладеть методикой проведения деятельности с детьми по познаватель-ному развитию;

- Разработать методические рекомендации для родителей по развитию математических представлений через коллекционирование;

- Представить свой опыт работы по данному направлению для педагогов.

Срок реализации программы - 1 год.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня профессионализма по данной теме;

- В группе имеется центр познавательного развития – дидактические игры, пособия, схемы, счетный, демонстрационный, раздаточный материалы ;

- Образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с методикой по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста;

- Повышена компетентность родителей воспитанников в расширении математических представлений у детей с использованием коллекционирования;

- Опыт работы по формированию математических представлений у до-школьников через коллекционирование представлен на семинаре для молодых педагогов ДОУ.

Практическая часть

1. Изучение педагогической литературы:

- Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». Изд. «ТЦ Сфера»,2009;

- В. П. Новикова «Математика в детском саду. Младшая группа» – М. : Мо-заика-Синтез, 2008;

- И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2015;

- Т. А. Фалькович, Л. П Барылкина «Формирование математических пред-ставлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования». М. : ВАКО, 2005;

- - «Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет» - под ред. О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991;

- Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет сай-тах: nsportal.ru, maam.ru

(срок – в течение года)

2. Разработка программнометодического обеспечения:

- Разработка и проведение консультаций для родителей:

«Знакомим с математикой малышей», «Математические игры из коллекций»

(срок - ноябрь – январь)

- Составление картотеки игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений с использованием собранных коллекций

(срок – март)

- Презентация для педагогов: «Математика в коллекциях»

(срок – апрель)

3. Обобщение опыта:

- Фотоотчет «Коллекции и математика» (срок – май);

- Выставка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с использованием собранных коллекций в группе (срок - февраль);

- Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сооб-щества (Публикация материалов в 2017г на сайте maam.ru(срок – декабрь – февраль);

- Привлечение родителей к процессу коллекционирования в группе (в те-чение года).

Заключение

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познавательное развитие» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к успешному усвоению и реализации свой умений в школе.

Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыс-лимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, а мы со своими воспитанниками используем предметы из коллекций, созданные совместно с родителями детей. Возможности для вариантов игр дает понятное, простое и в то же время занимательное коллекционирование. Только одна коллекция крупных цветных пуговиц поможет познакомить детей с цветом, размером, величиной, геометрическими фигурами, материалом, из которых сделаны пуговицы, развивает ориентировку в пространстве. Игра «Выложи тропинку» развивает логическое мышление. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, мы каждый раз находим новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. И, мы надеемся, что в старшем дошкольном возрасте наши воспитанники сами проявят больший интерес к освоению математических представлений. Учение должно быть радостным!

Литература

1. О. М. Дьяченко Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет, - М. : Просвещение, 1991;

2. Е. В. Колесникова Математика для детей 3-4 лет, - Изд. ТЦ Сфера, 2009;

3. В. П. Новикова Математика в детском саду. Младшая группа,- М. : Мозаика-Синтез, 2008;

4. И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных мате-матических представлений. Вторая группа раннего возраста, - Изд. Мозаика-Синтез, 2015;

5. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополни-тельного образования, - М. : ВАКО, 2005;

6. Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет - сайтах: nsportal.ru, maam.ru.

Публикации по теме:

Занимательный материал как средство формирования математических представлений у детей с ОНР 1 слайд: Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация из опыта моей работы на тему «Занимательный материал, как средство.

Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных Введение Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультацию.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Проект «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Развитие элементарных.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» Программа» от рождения до школы «3–4 года…» Принято педагогическим советом МАДОУ №272 протокол № от 30.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Специфика формирования элементарных математических представлений старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Деятельность анализаторов, развитие воображения,.

Тематический контроль «качества созданных условий для формирования элементарных математических представлений»Тематический контроль «качества созданных условий для формирования элементарных математических представлений» Тематический контроль к педагогическому совету № 2 «Качество созданных условий для формирования элементарных математических представлений».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»
Опубликовано: 22 января 2018 в 20:23
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тихонова (УИ 288154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД