Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»

Людмила Тихонова
Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад»

Программа

саморазвития

«Коллекционирование как средство формирования элементарных математи-ческих представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Разработчик:

Тихонова Людмила Сергеевна,

воспитатель

Лысково

2017

Содержание

Пояснительная записка….3

Актуальность….4

Цель…4

Задачи…4

Срок реализации…5

Ожидаемые результаты…5

Практическая часть…. 5

Заключение….7

Литература….8

«Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой

мозг, свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели»

(А. Маркушевич)

Пояснительная записка

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. На наш взгляд математика должна быть занимательной и для этого нужно пра-вильно организовать образовательную деятельность с детьми и взаимодей-ствие с родителями. Проводя беседы, анкетирование родителей, мы узнали, что многие из них считают главной целью обучения детей математике это - умение считать, познакомиться с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д. Совместно с родителями воспитанников мы организовываем в группе выставки коллекций разных предметов. Предметы коллекционирования помогают нам создать у детей интерес к математике.

Актуальность

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего развития ребенка. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать и применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Именно коллекционирование, на наш взгляд, поможет ребенку действовать с предметами коллекций непринужденно, интересно классифицировать эти предметы, закрепляя цвет, форму, счет.

Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений дея-тельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по раз-ным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску. Коллекционирование - это одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развива-ется умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Дети учатся анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собствен-ную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения. Важно отметить, что коллекционирование формирует совместную деятельность взрослых (педагоги, родители) и детей-дошкольников.

Цель: систематизировать знания по развития математических представле-ний у дошкольников посредством коллекционирования и внедрение своих знаний в практику.

Задачи:

- Изучить учебную и методическую литературу;

- Создать в группе условия для коллекционирования и развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;

- Овладеть методикой проведения деятельности с детьми по познаватель-ному развитию;

- Разработать методические рекомендации для родителей по развитию математических представлений через коллекционирование;

- Представить свой опыт работы по данному направлению для педагогов.

Срок реализации программы - 1 год.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня профессионализма по данной теме;

- В группе имеется центр познавательного развития – дидактические игры, пособия, схемы, счетный, демонстрационный, раздаточный материалы ;

- Образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с методикой по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста;

- Повышена компетентность родителей воспитанников в расширении математических представлений у детей с использованием коллекционирования;

- Опыт работы по формированию математических представлений у до-школьников через коллекционирование представлен на семинаре для молодых педагогов ДОУ.

Практическая часть

1. Изучение педагогической литературы:

- Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». Изд. «ТЦ Сфера»,2009;

- В. П. Новикова «Математика в детском саду. Младшая группа» – М.: Мо-заика-Синтез, 2008;

- И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2015;

- Т. А. Фалькович, Л. П Барылкина «Формирование математических пред-ставлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования». М.: ВАКО, 2005;

- - «Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет» - под ред. О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991;

- Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет сай-тах: nsportal.ru, maam.ru

(срок – в течение года)

2. Разработка программно – методического обеспечения:

- Разработка и проведение консультаций для родителей:

«Знакомим с математикой малышей», «Математические игры из коллекций»

(срок - ноябрь – январь)

- Составление картотеки игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений с использованием собранных коллекций

(срок – март)

- Презентация для педагогов: «Математика в коллекциях»

(срок – апрель)

3. Обобщение опыта:

- Фотоотчет «Коллекции и математика» (срок – май);

- Выставка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с использованием собранных коллекций в группе (срок - февраль);

- Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сооб-щества (Публикация материалов в 2017г на сайте maam.ru(срок – декабрь – февраль);

- Привлечение родителей к процессу коллекционирования в группе (в те-чение года).

Заключение

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познавательное развитие» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к успешному усвоению и реализации свой умений в школе.

Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыс-лимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, а мы со своими воспитанниками используем предметы из коллекций, созданные совместно с родителями детей. Возможности для вариантов игр дает понятное, простое и в то же время занимательное коллекционирование. Только одна коллекция крупных цветных пуговиц поможет познакомить детей с цветом, размером, величиной, геометрическими фигурами, материалом, из которых сделаны пуговицы, развивает ориентировку в пространстве. Игра «Выложи тропинку» развивает логическое мышление. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, мы каждый раз находим новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. И, мы надеемся, что в старшем дошкольном возрасте наши воспитанники сами проявят больший интерес к освоению математических представлений. Учение должно быть радостным!

Литература

1. О. М. Дьяченко Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет, - М.: Просвещение, 1991;

2. Е. В. Колесникова Математика для детей 3-4 лет, - Изд. ТЦ Сфера, 2009;

3. В. П. Новикова Математика в детском саду. Младшая группа,- М.: Мозаика-Синтез, 2008;

4. И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных мате-матических представлений. Вторая группа раннего возраста, - Изд. Мозаика-Синтез, 2015;

5. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополни-тельного образования, - М.: ВАКО, 2005;

6. Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет - сайтах: nsportal.ru, maam.ru.

Публикации по теме:

Занимательный материал как средство формирования математических представлений у детей с ОНР 1 слайд: Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация из опыта моей работы на тему «Занимательный материал, как средство.

Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных Введение Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультацию.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Проект «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Развитие элементарных.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» Программа» от рождения до школы «3–4 года…» Принято педагогическим советом МАДОУ №272 протокол № от 30.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Специфика формирования элементарных математических представлений старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Деятельность анализаторов, развитие воображения,.

Тематический контроль «качества созданных условий для формирования элементарных математических представлений»Тематический контроль «качества созданных условий для формирования элементарных математических представлений» Тематический контроль к педагогическому совету № 2 «Качество созданных условий для формирования элементарных математических представлений».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Учимся считать
  • Транспорт
Автор публикации:
Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»
Опубликовано: 22 января 2018 в 20:23
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...
Фотоотчет «Тайна экспертного чемодана раскрыта!»
Без этих специалистов не обходится ни один осмотр места происшествия. Речь идет о сотрудниках экспертно-криминалистического отделения МО МВД России...