Людмила Тихонова
Программа саморазвития «Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад»
Программа
саморазвития
«Коллекционирование как средство формирования элементарных математи-ческих представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Разработчик:
Тихонова Людмила Сергеевна,
воспитатель
Лысково
2017
Содержание
Пояснительная записка….3
Актуальность….4
Цель…4
Задачи…4
Срок реализации…5
Ожидаемые результаты…5
Публикация «Программа саморазвития „Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Практическая часть…. 5
Заключение….7
Литература….8
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой
мозг, свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели»
(А. Маркушевич)
Пояснительная записка
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. На наш взгляд математика должна быть занимательной и для этого нужно пра-вильно организовать образовательную деятельность с детьми и взаимодей-ствие с родителями. Проводя беседы, анкетирование родителей, мы узнали, что многие из них считают главной целью обучения детей математике это - умение считать, познакомиться с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д. Совместно с родителями воспитанников мы организовываем в группе выставки коллекций разных предметов. Предметы коллекционирования помогают нам создать у детей интерес к математике.
Актуальность
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего развития ребенка. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать и применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Именно коллекционирование, на наш взгляд, поможет ребенку действовать с предметами коллекций непринужденно, интересно классифицировать эти предметы, закрепляя цвет, форму, счет.
Актуальность коллекционирования заключается и в том, что это одно из доступных, понятных, постоянно проявляемых детьми направлений дея-тельности. Дошкольники всегда что-то собирают, классифицируют по раз-ным признакам предметы, то есть они склонны к собирательству, к поиску. Коллекционирование - это одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развива-ется умение замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Дети учатся анализировать, исследовать, сравнивать, обобщать, обосновывать собствен-ную точку зрения, систематизировать свои знания, учитывать причинно-следственные отношения. Важно отметить, что коллекционирование формирует совместную деятельность взрослых (педагоги, родители) и детей-дошкольников.
Цель: систематизировать знания по развития математических представле-ний у дошкольников посредством коллекционирования и внедрение своих знаний в практику.
Задачи:
- Изучить учебную и методическую литературу;
- Создать в группе условия для коллекционирования и развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;
- Овладеть методикой проведения деятельности с детьми по познаватель-ному развитию;
- Разработать методические рекомендации для родителей по развитию математических представлений через коллекционирование;
- Представить свой опыт работы по данному направлению для педагогов.
Срок реализации программы - 1 год.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня профессионализма по данной теме;
- В группе имеется центр познавательного развития – дидактические игры, пособия, схемы, счетный, демонстрационный, раздаточный материалы ;
- Образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с методикой по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста;
- Повышена компетентность родителей воспитанников в расширении математических представлений у детей с использованием коллекционирования;
- Опыт работы по формированию математических представлений у до-школьников через коллекционирование представлен на семинаре для молодых педагогов ДОУ.
Практическая часть
1. Изучение педагогической литературы:
- Е. В. Колесникова «Математика для детей 3-4 лет». Изд. «ТЦ Сфера»,2009;
- В. П. Новикова «Математика в детском саду. Младшая группа» – М. : Мо-заика-Синтез, 2008;
- И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста» Изд. Мозаика-Синтез. М. : 2015;
- Т. А. Фалькович, Л. П Барылкина «Формирование математических пред-ставлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования». М. : ВАКО, 2005;
- - «Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет» - под ред. О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991;
- Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет сай-тах: nsportal.ru, maam.ru
(срок – в течение года)
2. Разработка программно – методического обеспечения:
- Разработка и проведение консультаций для родителей:
«Знакомим с математикой малышей», «Математические игры из коллекций»
(срок - ноябрь – январь)
- Составление картотеки игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений с использованием собранных коллекций
(срок – март)
- Презентация для педагогов: «Математика в коллекциях»
(срок – апрель)
3. Обобщение опыта:
- Фотоотчет «Коллекции и математика» (срок – май);
- Выставка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с использованием собранных коллекций в группе (срок - февраль);
- Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сооб-щества (Публикация материалов в 2017г на сайте maam.ru(срок – декабрь – февраль);
- Привлечение родителей к процессу коллекционирования в группе (в те-чение года).
Заключение
Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познавательное развитие» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к успешному усвоению и реализации свой умений в школе.
Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыс-лимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, а мы со своими воспитанниками используем предметы из коллекций, созданные совместно с родителями детей. Возможности для вариантов игр дает понятное, простое и в то же время занимательное коллекционирование. Только одна коллекция крупных цветных пуговиц поможет познакомить детей с цветом, размером, величиной, геометрическими фигурами, материалом, из которых сделаны пуговицы, развивает ориентировку в пространстве. Игра «Выложи тропинку» развивает логическое мышление. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, мы каждый раз находим новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. И, мы надеемся, что в старшем дошкольном возрасте наши воспитанники сами проявят больший интерес к освоению математических представлений. Учение должно быть радостным!
Литература
1. О. М. Дьяченко Чего на свете не бывает? : Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет, - М. : Просвещение, 1991;
2. Е. В. Колесникова Математика для детей 3-4 лет, - Изд. ТЦ Сфера, 2009;
3. В. П. Новикова Математика в детском саду. Младшая группа,- М. : Мозаика-Синтез, 2008;
4. И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных мате-матических представлений. Вторая группа раннего возраста, - Изд. Мозаика-Синтез, 2015;
5. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополни-тельного образования, - М. : ВАКО, 2005;
6. Изучение статей, конспектов по данной теме на интернет - сайтах: nsportal.ru, maam.ru.