Получи документы

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания»

Марина Проняева
Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания»

Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год

Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития речи дошкольников.

Структура.

1. Цель и задачи профессионального самообразования.

2. Пояснительная записка.

3. Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы.

4. Разработка программно - методического обеспечения.

5. Профессиональное развитие.

Публикация «Программа саморазвития „Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах

1. Цель и задачи профессионального самообразования.

Целью профессионального саморазвития я определила : изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством народного творчества и систематизация методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

• Рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.

• Определить роль устного народного творчества в нравственном воспитании дошкольников.

• Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

• Разработать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё важнее обращать внимание на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Духовно – нравственное воспитание – это воспитание духа, духовности, развитие духовных качеств личности. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников, на мой взгляд, должны стать формирование доброжелательного отношения к близким, чувства сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации.

Необходимо обращать внимание детей на культурное наследие нашего народа. Воспитывать патриотизм на местном материале для формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края. Приобщение ребенка к национальному культурному наследию необходимо проводить, пользуясь образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Работа по данной теме, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру.

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Многие педагоги, психологи (В. Г. Белинский, М. К. Боголюбская, Е. Н. Водовозова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьёва, В. Н. Сорока-Росинский, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина и др., фольклористы (В. Ф. Аникин, А. Ф. Афанасьев, М. А. Булатов, М. Забылин, О. И. Капица, ЮГ. Круглов, Э. В. Померанцева, В. Я. Пропп, И. П. Сахаров, ИМ. Снегирев, П. В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С. А. Газиева, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьёва, Х. И. Салимханова, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Халикова).

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и определить отношение к ним в процессе игры. Знакомство с народным костюмом позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Педагоги и родители знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Так в процессе духовно - нравственного воспитания дети соприкасаются с деятельностью нескольких поколений. Но это происходит не механическим путём, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Творчество - главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.

3. Изучение нормативной документации, программ, технологий, психолого-педагогической литературы.

Нормативная документация, программы, технологии, психолого-педагогической литература.

Срок выполнения

Выход

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС, приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.02.2002 № 373 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

4. Истоковедение. Том 11.-М. :Издательский дом «Истоки», 2009.-320с.

5. Истоковедение. Том 5.-М. :Издательский дом «Истоки», 2009. Сентябрь - Октябрь

Консультация для педагогов

«Развитие речи дошкольников посредством использования произведений русского народного творчества»

6. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Авт. -сост. Антонова, А. В. [и др. ]; под общ. ред. Комаровой, Т. С., Гербовой, В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 400 с. Ноябрь

7. Петрова, В. И., Нравственное воспитание в детском саду : Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с. – Декабрь

8. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г. Январь

9. Соловьева, Е. В., Наследие. И быль, и сказка: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиций отечественной культуры /Соловьева, Е. В., Царенко, Л. И. - М. : Обруч, 2011. - 144 с. Февраль

10. Павлова Л «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г Март

11. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №8, 1999г. Апрель

12. Стрельцова Л. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г. Май

4. Разработка программно - методического обеспечения.

Работа

Сроки

Практический выход

Изготовление наглядно-дидактических пособий «Сказки в картинках», «Народное творчество»; пополнение центра чтения произведениями РНТ, дидактическими играми по сюжетам русских народных сказок. Сентябрь - Май Презентация наглядно – дидактических пособий на педагогическом часе

Разработка картотеки народных подвижных игр. Октябрь - Май Размещение картотеки на персональном сайте

Разработка презентаций для детей по сюжетам произведений русского народного творчества, для использования в работе по программе «Социокультурные истоки» Ноябрь-

май Мастер-класс «Использование презентаций в организации образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки»»

Создание аудио библиотеки произведений русского народного творчества в соответствии с программой «Социокультурные истоки» Апрель-май Мастер-класс «Использование аудио библиотеки в работе с детьми в рамках программы «Социокультурные истоки»

5. Профессиональное развитие.

1. Курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Теория и практика воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с 30 января 2012 по 13 апреля 2012 года.

2. Профессиональная переподготовка в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Дошкольное образование» 6 июня 2015 год.

3. Повышение квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»» (ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» с 22 марта 2018 г. по 26 апреля 2018 г.)

4. Повышение квалификации по программе "Первая (доврачебная) помощь в образовательной организации" (ГБОУ ДПО "Нижегородский Институт развития образования" с 12 марта 2018 г. по 17 апреля 2018 г.)

5. Посещение РМО в течение 2017-2018 учебного года.

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Не бойся сказок, бойся лжи. Сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. Сказка входит в жизнь ребенка.

Презентация «Театрализация сказок как средство духовно-нравственного воспитания детей» Актуальность заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном.

Театральная деятельность как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театральная деятельность, как средство художественного и духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Введите.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Слайд 1. Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

План по самообразованию «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста». Цель: объединить усилия педагогов и родителей.

Проект «Я тоже доброволец». Волонтерство как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания Проект #ЯТОЖЕДОБРОВОЛЕЦ /волонтерская деятельность, как эффективное средство социализации и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного.

Проект в старшей группе «Русское народное творчество как средство развития речи детей»Проект в старшей группе «Русское народное творчество как средство развития речи детей» Проект в старшей группе «Русское народное творчество, как средство развития речи детей». Тип: познавательно-творческий. Срок реализации:.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания в работе с детьми раннего возраста «Сказка неотделима от красоты. … Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 00:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД