Программа «Семь-Я»

Наталья Луневская
Программа «Семь-Я»

ПРОГРАММА «СЕМЬ-Я»

Автор: Луневская Наталья Алексеевна, социальный педагог

1 квалификационной категории

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность выбора темы

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

В Декларации прав ребенка провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Все эти права закреплены и в других международных и российских нормативных документах: Всемирной Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конституции РФ; Семейном кодексе РФ; законах «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

В результате специального изучения, которые производились в старшей группе установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Результаты нашего исследования показывают, что правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28 %. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92 %) не воспринимаются как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. 85,7% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права.

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимым и очень страдают от этого. Врачи – психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.

Очень важно выстроить процесс воспитания таким образом, чтобы научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий человек стал счастливым. А может, следует начинать жить уже с ощущением счастья? Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Оказалось, многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки, мнение его права, как права любого человека, нужно уважать и не нарушать.

Решить данную проблему может изменение форм и методов взаимодействия с родителями, что, несомненно, будет являться положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей.

Современные условия деятельности нашего учреждения выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому работать с родителями просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Наш детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Педагогическим коллективом выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Положительным опытом взаимодействия с родителями является организация совместных семинаров практикумов, круглых столов, творческих лабораторий и др. Проведение детско-родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях: читают стихи, поют песни, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории, показывают свои знания, смекалку, эрудицию. При этом очень важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.

В результате такого построения работы с родителями возникла идея создания программы для работы социально-психолого-педагогической службы с семьей. Реализация данной программы поможет родителям преодолеть внутриличностные конфликты и наладить детско-родительские отношения.

Таким образом, целью программы является: разработка и реализация системы мероприятий с родителями, направленных на гармонизацию отношений в семье.

Решение цели возможно через выполнение следующих задач:

- просвещение родителей в вопросах правовой культуры;

- просвещение родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей развития дошкольников;

- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

- реконструкция детско-родительских взаимоотношений;

- оптимизация внутрисемейных отношений;

- коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности и поведение своих детей;

- профилактика соматических заболеваний у детей.

Гипотеза

Приобщая родителей к тесному взаимодействию с детским садом, мы сформируем психолого-педагогические и правовые представления, и практические умения родителей в различных областях семейного воспитания.

Для этого обсудим с социально-психолого-педагогической службой детского сада основные принципы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями:

- диагностика частных и общих проблем в воспитании и развитии ребенка;

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- снижение остроты проявления кризиса семьи, укрепление института семьи;

- активизация педагогического, культурного и правового сознания родителей.

Решение программных задач по данным видам деятельности, проходит ежедневно, в течение недели с использованием следующих форм и методов:

1. Планирование

1.1. Программа

1.2. Раздел в годовом плане (ежегодно)

2. Работа с семьями по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1. Диагностика семьи

наблюдение;

анкетирование;

беседа;

тесты

посещение на дому.

3. Индивидуальная работа с родителями

беседы;

анкеты (опрос);

консультации;

совместное обследование детей;

посещение занятий родителями.

4. Коллективная работа

родительский комитет;

совет профилактики;

семинар – практикум;

лекции, диспуты, беседы, доклады;

круглый стол;

творческая лаборатория;

занятия с элементами тренинга;

конкурсы, праздники, ярмарки, выставки;

родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических материалов

5.1. Советы психолога.

5.2. Памятки для родителей по правовому воспитанию.

6. Сотрудничество с семьями микрорайона.

6.1. Перепись детей микрорайона.

6.2 .Изучение социального заказа.

6.3 .Лектории.

6.4 .Занятия с детьми и родителями.

6.5 .Дни открытых дверей

2. Организация работы:

Работа с семьями дошкольного учреждения будет строиться в рамках рабочей недели:

- занятия с родителями в каждой возрастной группе – 1 раз в месяц;

- оформление стендовых сообщений – 1 раз в месяц;

- праздники и развлечения – 1 раз в 2 месяца.

3. Ожидаемый результат

При условии успешного решения поставленных задач, предполагается получение следующих результатов:

1. Педагоги:

- научатся строить неформальные отношения с семьями воспитанников, ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм взаимодействия;

- установится деловое взаимодействие между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;

- будут изучены особенности семьи;

- произойдет повышение психолого-педагогической и правовой компетентности.

2. Родители:

- будет привлечен интерес родителей к воспитатаельно образовательному процессу в ДОУ;

- увеличится количество мероприятий с участием родителей;

- увеличится количество участвующих в мероприятиях ДОУ родителях;

- произойдет повышение психолого-педагогической и правовой компетентности;

- установится деловое взаимодействие между ДОУ и семьей, общение и взаимопонимание;

- улучшатся межличностные отношения между всеми членами семьи;

- произойдет оптимизация внутрисемейных отношений.

3. Дети:

- будет сохранным физическое и психическое здоровье детей.

4. Возможные риски

1. Не все родители примут участие в реализации программы.

2. «Текучесть» родителей, и как следствие малочисленность компетентных родителей в вопросах психолого-педагогических знаний и методов семейного воспитания.

3. Дефицит свободного времени родителей.

4. Возникновение затруднений у родителей при внедрении форм и методов семейного воспитания.

5. Предполагаемые компенсаторные меры

1. Для активизации всех родителей в реализации программы, необходимо:

- подвести родителей к осознанию, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку; с уважением относиться к родителям;

- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участи в жизни группы и дошкольного учреждения;

- демонстрировать родителям понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей;

- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;

- организуя занятия совмещать теорию с практическими приемами. Через практические упражнения, задания родители лучше усваивают и интегрируют теоретический материал.

Для того, чтобы у родителей при общей занятости нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения с родителями, в процессе которого будет повышаться их психолого-педагогическая культура.

6. Этапы, их содержание и сроки реализации программы.

1 этап. Организационный (2013 - май 2014)

1. Формирование базы данных по результатам анкет, опроса родителей.

2. Создание условий для внедрения планов работы с родителями.

3. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2014 - май 2015)

1. Работа по формированию у родителей психолого-педагогических знаний.

2. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно и изобразительного творчества).

3. Введение мониторинга программы, корректировка задач.

3 этап. Итоговый (2015 - 2016)

1. Подведение итогов выполнения поставленных задач и достижение цели;

2. Обобщение и распространение опыта по взаимодействию с родителями;

3. Издание методических материалов по организации работы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

7. Мониторинг

В марте – апреле 2014 года, на начальном этапе реализации программы, было проведено анкетирование родителей на выявление интересующих форм и методов работы.

Цель: изучить запрос родителей, по предлагаемым формам и методам для предстоящей работы.

Проведение начального анкетирования родителей показало необходимость использования разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями и детьми: семинаров – практикумов, диспутов, праздников и развлечений, творческих лабораторий, тренингов.

Промежуточная диагностика

Декабрь 2014 года – март 2015 года

Исходя из запросов родителей, определена цель дальнейшего исследования.

Цель: изучить сферы сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.

Итоговая диагностика

Май 2016 года

Цель: подвести итоги работы за данный период, выявить мнение и пожелания родителей относительно работы детского сада с семьей и ребенком в частности.

Процедура мониторинга

Исходя из основных целей и задач программы, определили диагностическую процедуру.

Диагностическое обследование семьи проводится методами наблюдения, использования опросников, анкет, диагностических заданий.

Диагностическое обследование проводится педагогом – психологом, социальным педагогом и воспитателями групп. Опросники, анкеты, диагностические задания предполагаются использовать непосредственно во время встречи с родителями, показатели результатов фиксируются в общих картах исследования.

Список используемой литературы:

1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007.

3. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. \ Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005.

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ, 2004.

5. Давыдова О. И., Богословец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический поход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

6. Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

7. Елжова Н. В Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елякова. – Ростов н\ Д: Феникс, 2008.

8. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.

9. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Копытова Н. Н. Правовое воспитание в ДОУ. – ТЦ Сфера, 2006.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера. 2004.

12. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия \ Художник А. А. Селиванов, - Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

13. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под. Ред. Е. А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

14. Научно практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». № 8, № 6, 2005; № 4. 2006.

15. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7. ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

16. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.

17. Шорохова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Ростов н\Д.: Феникс, 2008.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семейном мероприятии «Семь Я — сплоченная семья»Фотоотчет о семейном мероприятии «Семь Я — сплоченная семья» Семья – это важная часть нашего общества. Государство уделяет большое внимание вопросам семьи и повышению демографического состояния. Только.

Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Семь цветов радуги» Конспект интегрированного итогового занятия для родителей в старшей группе «Семь цветов радуги» Разработала: воспитатель МДОУ детский сад.

Новогодний макет «Белоснежка и семь гномов»Новогодний макет «Белоснежка и семь гномов» Самое волшебное время года - это Новый год! Именно в это время так хочется сказки и волшебства. И мы с родителями моих воспитанников решили.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Проект во второй младшей группе «Семь — я»Проект во второй младшей группе «Семь — я» Семья - источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. (Л. Гайкевич) В детстве семья - это особый мир из самых близких людей.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Развлечение на лето для старшего дошкольного возраста «Семь цветов радуги»Развлечение на лето для старшего дошкольного возраста «Семь цветов радуги» Звучит фонограмма песни «Коробка с карандашами». Вед. Здравствуйте! Сегодня наша встреча будет посвящена основным цветам красок. Вместе.

Оодпо ФЭМП «Белоснежка и семь гномов» (подготовительная группа) Цель: Развитие познавательной деятельности детей через ФЭМП. Задачи: 1. Закрепить знания детей о последовательности дней недель и составить.

Убеждаем ребёнка слушаться без слёз и Капризов Семь полезных способов УБЕЖДАЕМ РЕБЁНКА СЛУШАТЬСЯ БЕЗ СЛЁЗ И КАПРИЗОВ Семь полезных способов В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Цифры
Автор публикации:
Программа «Семь-Я»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 11:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий выпускного бала в детском саду для детей подготовительной группы по мотивам...
Ведущая: дравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу! Как один день промелькнули годы и...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Декоративное рисование в детском саду
1. Декоративное рисование в детском саду. 2. Задачи декоративного рисования: -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;...
«Рождество Христово»
Под звон колоколов дети свободно входят в зал и останавливаются. Воспитатель:Вот и подходят к концу наши праздники. И нам хочется отметить один из самых...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...