МААМ-картинки

Программа «Семь-Я»

Наталья Луневская
Программа «Семь-Я»

ПРОГРАММА «СЕМЬ-Я»

Автор: Луневская Наталья Алексеевна, социальный педагог

1 квалификационной категории

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность выбора темы

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Публикация «Программа „Семь-Я“» размещена в разделах

В Декларации прав ребенка провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Все эти права закреплены и в других международных и российских нормативных документах: Всемирной Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конституции РФ; Семейном кодексе РФ; законах «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

В результате специального изучения, которые производились в старшей группе установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Результаты нашего исследования показывают, что правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58%, но назвать свои права и обязанности смогли только 28 %. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей (92 %) не воспринимаются как нарушение его прав. Только половина родителей (54%) понимают, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. 85,7% родителей справедливо считают, что ударить ребенка означает нарушить его права.

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимым и очень страдают от этого. Врачи – психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.

Очень важно выстроить процесс воспитания таким образом, чтобы научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий человек стал счастливым. А может, следует начинать жить уже с ощущением счастья? Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Речь идет не о воспитании эгоиста. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других. Оказалось, многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки, мнение его права, как права любого человека, нужно уважать и не нарушать.

Решить данную проблему может изменение форм и методов взаимодействия с родителями, что, несомненно, будет являться положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей.

Современные условия деятельности нашего учреждения выдвигает взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому работать с родителями просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Наш детский сад сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Педагогическим коллективом выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Положительным опытом взаимодействия с родителями является организация совместных семинаров практикумов, круглых столов, творческих лабораторий и др. Проведение детско-родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников педагогического процесса. Родители с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях: читают стихи, поют песни, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории, показывают свои знания, смекалку, эрудицию. При этом очень важно, что совместный досуг выполняет не просто развлекательную функцию, но и способствует духовному обогащению взрослых и детей.

В результате такого построения работы с родителями возникла идея создания программы для работы социально-психолого-педагогической службы с семьей. Реализация данной программы поможет родителям преодолеть внутриличностные конфликты и наладить детско-родительские отношения.

Таким образом, целью программы является : разработка и реализация системы мероприятий с родителями, направленных на гармонизацию отношений в семье.

Решение цели возможно через выполнение следующих задач:

- просвещение родителей в вопросах правовой культуры;

- просвещение родителей в вопросах воспитания, обучения и особенностей развития дошкольников;

- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

- реконструкция детско-родительских взаимоотношений;

- оптимизация внутрисемейных отношений;

- коррекция неадекватных форм поведения и эмоциональных реакций родителей на особенности и поведение своих детей;

- профилактика соматических заболеваний у детей.

Гипотеза

Приобщая родителей к тесному взаимодействию с детским садом, мы сформируем психолого-педагогические и правовые представления, и практические умения родителей в различных областях семейного воспитания.

Для этого обсудим с социально-психолого-педагогической службой детского сада основные принципы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями:

- диагностика частных и общих проблем в воспитании и развитии ребенка;

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- снижение остроты проявления кризиса семьи, укрепление института семьи;

- активизация педагогического, культурного и правового сознания родителей.

Решение программных задач по данным видам деятельности, проходит ежедневно, в течение недели с использованием следующих форм и методов:

1. Планирование

1.1. Программа

1.2. Раздел в годовом плане (ежегодно)

2. Работа с семьями по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания.

2.1. Диагностика семьи

наблюдение;

анкетирование;

беседа;

тесты

посещение на дому.

3. Индивидуальная работа с родителями

беседы;

анкеты (опрос);

консультации;

совместное обследование детей;

посещение занятий родителями.

4. Коллективная работа

родительский комитет;

совет профилактики;

семинар – практикум;

лекции, диспуты, беседы, доклады;

круглый стол;

творческая лаборатория;

занятия с элементами тренинга;

конкурсы, праздники, ярмарки, выставки;

родительские собрания, конференции.

5. Разработки методических материалов

5.1. Советы психолога.

5.2. Памятки для родителей по правовому воспитанию.

6. Сотрудничество с семьями микрорайона.

6.1. Перепись детей микрорайона.

6.2 .Изучение социального заказа.

6.3 .Лектории.

6.4 .Занятия с детьми и родителями.

6.5 .Дни открытых дверей

2. Организация работы:

Работа с семьями дошкольного учреждения будет строиться в рамках рабочей недели:

- занятия с родителями в каждой возрастной группе – 1 раз в месяц;

- оформление стендовых сообщений – 1 раз в месяц;

- праздники и развлечения – 1 раз в 2 месяца.

3. Ожидаемый результат

При условии успешного решения поставленных задач, предполагается получение следующих результатов:

1. Педагоги:

- научатся строить неформальные отношения с семьями воспитанников, ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм взаимодействия;

- установится деловое взаимодействие между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;

- будут изучены особенности семьи;

- произойдет повышение психолого-педагогической и правовой компетентности.

2. Родители:

- будет привлечен интерес родителей к воспитатаельно образовательному процессу в ДОУ;

- увеличится количество мероприятий с участием родителей;

- увеличится количество участвующих в мероприятиях ДОУ родителях;

- произойдет повышение психолого-педагогической и правовой компетентности;

- установится деловое взаимодействие между ДОУ и семьей, общение и взаимопонимание;

- улучшатся межличностные отношения между всеми членами семьи;

- произойдет оптимизация внутрисемейных отношений.

3. Дети:

- будет сохранным физическое и психическое здоровье детей.

4. Возможные риски

1. Не все родители примут участие в реализации программы.

2. «Текучесть» родителей, и как следствие малочисленность компетентных родителей в вопросах психолого-педагогических знаний и методов семейного воспитания.

3. Дефицит свободного времени родителей.

4. Возникновение затруднений у родителей при внедрении форм и методов семейного воспитания.

5. Предполагаемые компенсаторные меры

1. Для активизации всех родителей в реализации программы, необходимо:

- подвести родителей к осознанию, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребенку; с уважением относиться к родителям;

- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участи в жизни группы и дошкольного учреждения;

- демонстрировать родителям понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей;

- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;

- организуя занятия совмещать теорию с практическими приемами. Через практические упражнения, задания родители лучше усваивают и интегрируют теоретический материал.

Для того, чтобы у родителей при общей занятости нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовывать. Каждое направление развития ребенка предполагает особую организацию, содержание и формы общения с родителями, в процессе которого будет повышаться их психолого-педагогическая культура.

6. Этапы, их содержание и сроки реализации программы.

1 этап. Организационный (2013 - май 2014)

1. Формирование базы данных по результатам анкет, опроса родителей.

2. Создание условий для внедрения планов работы с родителями.

3. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

2 этап. Внедренческий (сентябрь 2014 - май 2015)

1. Работа по формированию у родителей психолого-педагогических знаний.

2. Участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно и изобразительного творчества).

3. Введение мониторинга программы, корректировка задач.

3 этап. Итоговый (2015 - 2016)

1. Подведение итогов выполнения поставленных задач и достижение цели;

2. Обобщение и распространение опыта по взаимодействию с родителями;

3. Издание методических материалов по организации работы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

7. Мониторинг

В марте – апреле 2014 года, на начальном этапе реализации программы, было проведено анкетирование родителей на выявление интересующих форм и методов работы.

Цель: изучить запрос родителей, по предлагаемым формам и методам для предстоящей работы.

Проведение начального анкетирования родителей показало необходимость использования разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями и детьми: семинаров – практикумов, диспутов, праздников и развлечений, творческих лабораторий, тренингов.

Промежуточная диагностика

Декабрь 2014 года – март 2015 года

Исходя из запросов родителей, определена цель дальнейшего исследования.

Цель: изучить сферы сотрудничества семьи и детского сада в воспитании детей.

Итоговая диагностика

Май 2016 года

Цель: подвести итоги работы за данный период, выявить мнение и пожелания родителей относительно работы детского сада с семьей и ребенком в частности.

Процедура мониторинга

Исходя из основных целей и задач программы, определили диагностическую процедуру.

Диагностическое обследование семьи проводится методами наблюдения, использования опросников, анкет, диагностических заданий.

Диагностическое обследование проводится педагогом – психологом, социальным педагогом и воспитателями групп. Опросники, анкеты, диагностические задания предполагаются использовать непосредственно во время встречи с родителями, показатели результатов фиксируются в общих картах исследования.

Список используемой литературы:

1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб. : Речь, 2007.

3. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. \ Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М. : Просвещение, 2005.

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М. : АРКТИ, 2004.

5. Давыдова О. И., Богословец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический поход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

6. Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – СПб. : ИД «Весь», 2002.

7. Елжова Н. В Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елякова. – Ростов н\ Д: Феникс, 2008.

8. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. – М. : Айрис – пресс, 2006.

9. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

10. Копытова Н. Н. Правовое воспитание в ДОУ. – ТЦ Сфера, 2006.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера. 2004.

12. Монахова А. Ю. Психолог и семья : активные методы взаимодействия \ Художник А. А. Селиванов, - Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг: 2002.

13. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: Организация работы / Под. Ред. Е. А. Каралашвили. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

14. Научно практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». № 8, № 6, 2005; № 4. 2006.

15. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 7. ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

16. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : Пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004.

17. Шорохова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Ростов н\Д. : Феникс, 2008.

Публикации по теме:

Фотоотчет о семейном мероприятии «Семь Я — сплоченная семья»Фотоотчет о семейном мероприятии «Семь Я — сплоченная семья» Семья – это важная часть нашего общества. Государство уделяет большое внимание вопросам семьи и повышению демографического состояния. Только.

Конспект открытого занятия для родителей в старшей группе «Семь цветов радуги» Конспект интегрированного итогового занятия для родителей в старшей группе «Семь цветов радуги» Разработала: воспитатель МДОУ детский сад.

Новогодний макет «Белоснежка и семь гномов»Новогодний макет «Белоснежка и семь гномов» Самое волшебное время года - это Новый год! Именно в это время так хочется сказки и волшебства. И мы с родителями моих воспитанников решили.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Проект во второй младшей группе «Семь — я»Проект во второй младшей группе «Семь — я» Семья - источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. (Л. Гайкевич) В детстве семья - это особый мир из самых близких людей.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Развлечение на лето для старшего дошкольного возраста «Семь цветов радуги»Развлечение на лето для старшего дошкольного возраста «Семь цветов радуги» Звучит фонограмма песни «Коробка с карандашами». Вед. Здравствуйте! Сегодня наша встреча будет посвящена основным цветам красок. Вместе.

Оодпо ФЭМП «Белоснежка и семь гномов» (подготовительная группа) Цель: Развитие познавательной деятельности детей через ФЭМП. Задачи: 1. Закрепить знания детей о последовательности дней недель и составить.

Убеждаем ребёнка слушаться без слёз и Капризов Семь полезных способов УБЕЖДАЕМ РЕБЁНКА СЛУШАТЬСЯ БЕЗ СЛЁЗ И КАПРИЗОВ Семь полезных способов В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Семь-Я»
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 11:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД