Получи документы

Принципы и программа социального партнерства с семьями воспитанников

Нина Кожина
Принципы и программа социального партнерства с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

Сотрудники ДОУ признают семью, как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.

Цель взаимодействия коллектива ДОУ с семьями воспитанников : способствовать активизации родителей как участников педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Публикация «Принципы и программа социального партнерства с семьями воспитанников» размещена в разделах

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы :

• единый подход к процессу воспитания ребёнка;

• открытость дошкольного учреждения для родителей;

• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

• уважение и доброжелательность друг к другу;

• дифференцированный подход к каждой семье;

• равно ответственность родителей и педагогов.

Задачи:

1) способствовать формированию психолого - педагогических знаний родителей;

2) приобщать родителей к участию в жизни ДОУ;

3) оказывать помощь семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

4) содействовать повышению педагогической культуры родителей.

Принципы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Любая прекрасно выстроенная администрацией ДОО модель взаимодействия с семьёй останется моделью на бумаге, если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведённое мероприятие.

2. Индивидуальный подход. Такой подход необходим не только в работе с детьми, но и с родителями. Воспитатель должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребёнку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительный результат. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Серьёзная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с семьями воспитанников необходимо тщательно и серьёзно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж организации в целом.

5. Динамичность. ДОО находится в режиме развития и представляет собой открытую и мобильную систему: быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться форма и направление работы педагогического коллектива с семьями воспитанников. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников обусловливает реализацию ценностей культуры в ценностную структуру личности ребёнка через механизм чувственного переживания, осознания внутренних отношений, в результате чего вырабатываются ценностные ориентиры, личностный смысл его деятельности, субъектные качества, проявляющиеся в общении, уважении мира другого человека, самостоятельности и ответственности, рефлексивности и эмоциональной адекватности, внутренней позиции и самоценности.

Система взаимодействия с родителями включает:

• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

• участие родительского комитета в организации культурно-массовых мероприятий;

• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях и открытых занятиях.

Модель взаимодействия с семьей

Реальное участие родителей

в жизни ДОУ Формы участия Периодичность

сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований -Анкетирование

- Социологический опрос

- «Вопрос-ответ»

-Социологические обследования по определению

социального статуса и микроклимата семьи; беседы ;

(администрация, педагоги, специалисты);

-Наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;

-Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах. 2-3 раза в год

По необходимости

В создании условий

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-помощь в создании предметно-пространственной развивающей среды;

-оказание помощи в ремонтных работах По необходимости

Постоянно

ежегодно

В управлении ДОУ - участие в работе родительского комитета По плану

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей -наглядная информация: стенды, папки-передвижки, семейные и групповые -выставки

-памятки;

-создание странички на сайте ДОУ;

-консультации;

- распространение опыта семейного воспитания;

-родительские собрания;

- презентации;

-общение по телефону

- индивидуальные записки

-личные беседы

Семинары-практикумы, мастер-классы

• по запросу родителей

• по выявленной проблеме

(педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право)

-Приглашение специалистов

-Сайт организации и рекомендации других ресурсов интернет

-творческие задания 1 раз в квартал

Обновление постоянно

По плану

По год. плану

К мероприятиям

2 раза в год

По плану

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство -Дни открытых дверей.

- Совместные праздники, развлечения.

- Встречи со специалистами.

- Музыкально-театральные гостиные.

- Участие в творческих выставках, конкурсах, акциях, интернет-конкурсах.

- Участие родителей в организации и проведении культурно – массовых мероприятий.

- Участие в интернет голосованиях.

-Родительский комитет

-Совместная проектная деятельность

Выставки

Фотоколлажи

Субботники

Экскурсии

Досуги 2 раза в год

1 раз в квартал

По плану

По плану

По плану

По годовому плану

По плану

Планируемые результаты сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников

1. Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

2. Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.

Образовательная область «Физическое развитие»

Примерные формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Изучение состояния здоровья детей совместно со специалистами детской поликлиники и родителями. Ознакомление родителей с результатами.

2. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, консультативную помощь по запросу родителей и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.

3. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье :

• зоны физической активности

• закаливающие процедуры

• оздоровительные мероприятия

4. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.

5. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

6. Тренинг для родителей по использованию приёмов и методов оздоровления (дыхательная и артикуляционная гимнастика, физические упражнения и т. д.) с целью профилактики заболевания детей.

7. Согласование с родителями профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.

8. Ознакомление родителей с нетрадиционными методами оздоровления детского организма.

9. Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т. п.

10. Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.

11. Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями.

12. Организации дискуссий с элементами практикума по вопросам физического развития и воспитания детей.

13. Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

14. Определение и использование здоровьесберегающих технологий.

15. Правовое просвещение родителей на основе изучения социокультурного состояния родителей с целью повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ, способствующего укреплению семьи, становлению гражданственности воспитанников, повышению имиджа ДОУ и уважению педагогов.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Примерные формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

2. Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.

3. Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

4. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.

5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

6. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.

7. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.

8. Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.

9. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.

10. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье.

11. Повышение правовой культуры родителей.

12. Консультации для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребёнка.

13. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».

14. Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).

Образовательная область «Познавательное развитие»

Примерные формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:

• Чему мы научимся (Чему мы научились)

• Наши достижения

• Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т. п.)

2. Беседы с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат.

3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.

4. Открытые мероприятия с детьми для родителей.

5. Посещение культурных учреждений при участии родителей (кукольный театр, библиотека, музей, СОШ № 24, Драматический театр, эколого-биологический центр и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.

6. Совместные досуги, праздники на основе взаимодействия родителей и детей.

7. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением информации в виде альбомов, папок-передвижек, плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.).

8. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.

9. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Дзержинске», «Как мы отдыхаем» и др.

10. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др. ; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год» и т. п.

11. Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.

12. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей

умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.

13. Создание в группе «коллекций» или мини-музеев - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы.

14. Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т. д.

15. Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём.

16. Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.

17. Игротека в группах детского сада с ознакомлением родителей и других членов семьи.

18. Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Примерные формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.

2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.

3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.

4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).

5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).

6. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

7. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет, книжек-малышек с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.

8. Проведение праздников, досугов с привлечением родителей.

9. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.

10. Семинары-практикумы для родителей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

11. Создание игротеки по художественно-эстетическому развитию детей.

12. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

13. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.

Образовательная область «Речевое развитие»

Примерные формы взаимодействия с семьями воспитанников

1. Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.

2. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям речевого развития ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для активной речевой деятельности детей», «Что почитать ребенку перед сном?» и др.).

3. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта речевого развития ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).

4. Индивидуальные консультации родителям (законным представителям) воспитанников, имеющим диагностированные проблемы в звукопроизношении (подбор специальной литературы, практические рекомендации).

5. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.

6. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

7. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску книжек-малышек с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.

8. Проведение праздников, досугов с привлечением родителей.

9. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.

10. Семинары-практикумы для родителей по речевому воспитанию дошкольников.

11. Создание игротеки по речевому развитию детей.

12. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

13. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.

Публикации по теме:

План социального партнерства с семьями старшей группы План социального партнерства с семьями старшей группы на 2018 – 2019 уч. гг. Сроки Тема Взаимодействие с родителями 1 неделя сентября «Сегодня.

Программа социального партнерства с семьей Месяц Формы работы с семьёй Сентябрь 1. Анкетирование: «Ребёнок в детском саду» 2. Родительское собрание «Возрастные особенности развития.

Программа социального партнерства с родителями и законными представителями воспитанников. Средняя группа Актуальность. Семья и детский сад составляют единую социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации.

Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы Программа социального партнерства с родителями в ДОУ для подготовительной группы Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут.

Программа социального партнерства с семьей Месяц Название мероприятия Ответственный АВГУСТ 1. Дружеская встреча «Знакомство с новыми семьями воспитанников». 2. Консультация «Режим дня.

Программа социального партнерства с семьей СЕНТЯБРЬ. Формы работы с родителями. Мероприятия. 1. Родительское собрание. «Путешествие в страну знаний продолжается, или только вперёд!».

Программа социального партнерства с семьей для подготовительной группы Пояснительная записка В последнее время появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:.

Программа социального партнерства с семьей на 2017–2018 учебный год (младший дошкольный возраст) Программа социального партнерства с семьей на 2017 – 2018 учебный год младший дошкольный возраст Мероприятие Цель проведения Сроки Ответственные.

Программа социального партнерства с семьей в младшей группе Программа социального партнерства с семьей на 2018-2019 учебный год в младшей группе. Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с.

Семинар-практикум «Принципы и современные подходы к построению партнёрских отношений между семьями воспитанников и ДОУ» Семинар-практикум: Принципы и современные подходы к построению партнёрских отношений между семьями воспитанников и ФГБДОУ. Формы взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы и программа социального партнерства с семьями воспитанников
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 09:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД