МААМ-картинки

Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности»

Татьяна Владимировна Юрчик
Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности»

Программа социологического исследования по теме :

«Роль воспитания в социализации личности»

1. Методологический раздел.

Обоснование проблемы.

Публикация «Программа социологического исследования „Роль воспитания в социализации личности“» размещена в разделах

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных цен-ностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в об-ществе. Существует большое количество концепций социализации, которые можно условно объединить в две группы: субъект-объектный и субъект-субъектный подходы. В рамках субъкт-объектного подхода человеку отво-дится пассивная роль в процессе социализации. Социализация рассматрива-ется как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждо-го своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В субъект-субъектном подходе человек находится в активной позиции в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Отечественная педагогика рассматривает социализацию как единство приспособления (социальная адаптация) и обособления (автономизация, становление индивидуальности) человека в условиях конкретного общества.

Процесс социализации можно представить как единство четырех со-ставляющих: стихийная, относительно направляемая, относительно социально-контролируемая (воспитание) социализация и самоизменение человека.

В социальном становлении человека особая роль принадлежит соци-альному воспитанию как относительно социально-контролируемой социализации. Под социальным воспитанием понимается процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют осо-бенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их соотносят с возрастной периодизацией жизни человека. С. И. Гессен рас-сматривал процесс социального становления как три этапа или ступени:

Первый этап – дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.

Второй этап – школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания.

Третий этап – этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я».

Средства социализации и социального воспитания весьма специфичны, они зависят от уровня развития общества, этнических традиций, особенностей культуры общества. К ним относят: способы вскармливания младенца и ухода за ним; бытовые и гигиенические условия; продукты материальной и элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания и др.

Важную роль в социальном становлении человека играют взаимодей-ствующие с ним люди, их принято называть агентами социализации и социального воспитания. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Все они различаются по своей значимости в социализации и социальном становлении человека. Так, в младенческом периоде главным агентом социализации являются родители, в большей степени – мать. В подростковом же периоде для большинства подростков важнейшими агентами социализации становятся сверстники.

На социализацию и социальное воспитание оказывает влияние большое количество положительных и негативных факторов. Выделяют четыре группы факторов: мегафакторы (космос, планета и мир в целом, макрофакторы (страна, этнос, общество и государство, мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения, микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные и контркультурные организации, воспитательные организации, микросоциум).

Процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Определения понятия социализации, кроме процесса обретения соци-альной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции личность и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.

Цели исследования :

В качестве цели выступают рассмотрение и анализ воспитательного процесса в социализации личности учащегося начального профессионального образования.

Задачи исследования :

Изучить мнение студентов относительно роли воспитания в социализации личности.

Объект исследования :

Объект исследования данной работы - воспитательный процесс в учебных заведениях. Предметом исследования является процесс социализации личности.

Предмет исследования :

Взаимоотношение социализации и воспитания

Интерпретация понятий:

Понятие "социализация" стало так широко распространяться, что его можно встретить не только в социологических исследованиях, но и в психологических и педагогических работах, в исследованиях по криминалистике, этнографии, социальной работе. Социализация употребляется в самых разнообразных смыслах, вплоть до полной потери своего собственного и обозначения смысла, прямо противоположного.

Так, например, в работе Л. Н. Рыбаковой мы встречаем характерную фразу: "Включение в употребление наркотиков можно рассматривать как социализацию относительно норм девиантного поведения, как результат обучения". Другой автор присоединяется к этому и пишет: Проведенное исследование не только подтверждает такую точку зрения, но и позволяет понять и описать, как начинается и как происходит такое обучение в современных условиях". Здесь смешиваются понятия социализации и обучения, социализации и адаптации (приспособления). И потому появляется парадоксальная фраза про "социализацию относительно норм девиантного поведения".

Еще пример В. И. Чупров пишет, что сегодня преемственность между родительским поколением и молодежью "по большинству параметров пре-рвана, и потому нынешние молодые люди поставлены перед необходимо-стью не столько усвоения, сколько отрицания опыта старших поколений:", кроме того, происходит расширение "контакта молодежи с новыми социальными посредниками, такими, как нетрадиционные формы наемного труда и его оплаты, изменившиеся отношения собственности, малый бизнес. Это отражается в изменении механизмов социализации молодежи". Здесь мы видим применение термина "социализация" в смысле приспособления ко всему, что происходит в обществе, ко всяким нормам и ценностям, в том числе к аморальным и неправовым.

Почему происходит расширение содержания понятия "социализация"? Причин несколько, среди которых не последнюю роль играет отсутствие у понятия "социализация" парной (полярной) категории. Категориальной парой для социализации могла бы стать "девиация". Это позволило бы ограничить основное содержание не только понятия социализации, но и девиации, которое также в этом нуждается.

Тот факт, что даже социологи "попадаются на удочку", некорректно используя понятие социализации, говорит о серьезности обозначенной научной проблемы. Рассмотрение практики использования понятия социализация в социологической, педагогической, философской и др. Научной литературе позволяет открыть панораму смыслов этого ключевого социологического понятия.

Согласно самому общему определению, социализация - "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе". Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение чело-века в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Определения понятия социализации, кроме процесса обретения соци-альной природы, социального опыта, отражают широкий спектр других процессов и явлений: это и адаптация, и инкультурация, и освоение норм и ценностей, и обучение, и освоение ролей, и становление личности, приобретение ею особых качеств. Широта подхода в данном случае неизбежна - концепции выстраиваются на категориях предельной абстракции личность и "общество". Это значит, что все процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем масштабность и полифункциональность процесса социализации, а значит и фундаментальность понятия со всем многообразием его смыслов. Однако любая категория, понятие или термин должны иметь свои границы.

Социализация и "девиация" - полярные категории. Таким спаситель-ным маяком нам представляется противопоставление социализации и девиа-ции. Нельзя допускать их смешения. К сожалению, тенденция к такому сме-шению, как мы видели, существует. Выход из такой понятийной путаницы в принципиальном, на наш взгляд, уточнении понятия социализация как про-цесса, необходимо включающего освоение человеком прежде всего норм морали и права данного общества. Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, в процессе приобщения, освоения моральных и правовых норм.

Гипотезы исследования :

Социализация личности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессом социализации целенаправленной организации внеклассных мероприятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для проверки гипотезы нужно рассмотреть и изучить понятия воспитание, социализация, проанализировать воспитательную работу в средних профессиональных учебных заведениях.

2. Методический раздел.

Познавательные возможности тех или иных методов, достижение с их помощью поставленных целей и задач служат обоснованием их использова-ния в исследовании.

При изучении потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, мнений и других субъективных характеристик основным методом сбора информации является опрос (анкетирование или интервью, поскольку сама природа изучаемых явлений требует использования данного метода. Респондент в этом случае является уникальным источником информации.

Внешние проявления социальных процессов в поведении людей, в той или иной деятельности и ее результатах, в очевидных социальных ситуациях изучаются методом наблюдения.

Анкета для студентов состоит из 10 вопросов, посвященных изучению различных аспектов их социального статуса : социально-экономического, социально-профессионального, социально-демографического (включая положение в семье, социально- политического и социально-культурного. Основной ролевой конфликт (между профессиональными и семейными ролями женщин) обусловил более детальную разработку вопросов, связанных с социально-профессиональным статусом и положением в семье. В вопросах анкеты реализуются эмпирические показатели составных компонентов социального статуса и конкуренто-способности.

Генеральной совокупностью являются студенты.

Выборочной совокупностью являются студенты АлтГПА.

Объем выборки 250 человек.

Основной метод сбора информации – метод анкетирования.

Анкета

Уважаемые студенты!

Алтайский государственный педагогический университет проводит ис-следование с целью определения роли воспитания в социализации личности.

Просим Вас ответить на вопросы.

Благодарим за участие!

1. Укажите Ваш возраст___

2. Кто может повлиять на ваше мнение?

А) Семья;

Б) Друг;

В) Только я.

3. Ваши увлечения?

А) компьютер;

Б) книги;

В) спорт.

4. Что являлось главным при выборе Вашей профессии?

А) личный интерес;

Б) оплата данной профессии;

В) востребованность данной профессии;

Г) затрудняюсь ответить.

5. Как вы поведете себя в конфликтной ситуации?

А) промолчу, чтобы закончить конфликт;

Б) буду конфликтовать;

В) постараюсь сгладить конфликт;

Г) затрудняюсь ответить.

6. Как Вы относитесь к труду?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) затрудняюсь ответить.

7. Укажите Ваши жизненные ценности.

А) семья, любовь, забота;

Б) работа, карьера, деньги;

В) друзья, хобби, веселье;

Г) направленность на личный рост.

8. Опыт Ваших родителей является для Вас ценным?

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.

9. Много ли у вас друзей, знакомых?

А) Да, не страдаю одиночеством;

Б) Нет;

В) Есть один.

10. Любите ли вы своих близких?

А) да;

Б) нет;

В) затрудняюсь ответить.

Публикации по теме:

Роль социализации учащихся с ТНР средствами кабинета жизненных компетенций «Роль социализации учащихся с ТНР средствами кабинета жизненных компетенций» Воспитание ребёнка- процесс длительный и кропотливый, процесс.

Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация по теме: "Роль трудового воспитания в развитии личности дошкольника"Трудовое.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Игра, как средство социализации личности ребенка Аннотация: На сегодняшнем этапе социализация ребенка проходит на много успешнее, если существует крепкий союз детского учреждения и семьи.

Консультация для родителей «Семья и ее роль в социализации дошкольников» «Семья и ее роль в социализации дошкольников». ‹Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте.

Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста» Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком.

Роль педагога ДОУ в позитивной социализации дошкольников Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. Поскольку дошкольный возраст.

Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных.

Роль воспитателя в процессе социализации дошкольников Знакомясь с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально.

Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания личности дошкольников Шарова Ирина Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности»
Опубликовано: 25 апреля 2018 в 12:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД