Татьяна Пучкова
Программа танцевального кружка
▼ Скачать + Заказать документы
1 Пояснительная записка.
На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца : классического, народного, бального, современного и др.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.
Публикация «Программа танцевального кружка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Направленность программы кружка «Танцевальный» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 3 года.
В основу проекта танцевальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; Данная программа преследует цель привлечения учащихся для занятий в танцевальном коллективе и, как следствие, получение учащимися знаний, умений и навыков в вопросах по обучению танцам. Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности школьника средствами танца. Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач:
1. Укрепление здоровья детей:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата
- формировать правильную осанку
- содействовать профилактике плоскостопия.
2. Совершенствование психомоторных способностей школьников.
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности.
- содействовать развитию чувству ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- формировать и развивать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
3. Развитие творческих и созидательных способностей:
- развивать мышление, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор детей.
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
- воспитывать умения эмоционального выражения в движениях.
Образовательные:
-обучить детей танцевальным движениям.
-формировать умение ориентироваться в пространстве.
-формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
-формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
-создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Успешное решение поставленных задач на занятиях танцами возможно только при использовании педагогических принципов обучения:
- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)
- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)
- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
- игровой принцип (занятие стоится на игре.)
- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)
- принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)
- принцип наглядности (практический показ движений.)
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности детей среднего и старшего школьного возраста (10- 15 лет) и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу обучения. Учащиеся занимаются еженедельно. Кроме занятий по плану ведутся занятии внеплановые. Сюда входит работа с родителями (беседы, родительские собрания и т. д, которые проводятся на протяжении всего учебного года.
Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 10-12 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка. Все разделы данной программы объединяет игровой метод проведения занятий. Нетрадиционные виды упражнений представлены пластикой и играми- путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально- творческие игры и специальные задания. Игровой метод придаёт учебно- воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Занятие состоит из трех частей: Вводная часть - в нее входит поклон, маршировка, разминка -3-5 минут. Основная часть - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного- 15 минут, и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций-15-20 минут).Заключительная часть – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут) Изучение программы начинается с несложных движений и заданий на первом году обучения, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году. Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
Знания, умения и навыки, которыми должны обладать обучающиеся:
По прошествии первого года обучения занимающиеся получают следующие знания, умения и навыки:
- знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями
- знают значения танцевального класса и правила поведения в нем
- умеют ориентироваться в зале
- умеют выполнять ритмичные танцы и комплексы упражнений первого года обучения
- умеют различно двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притоми ритмический рисунок
- знают основные танцевальные позиции рук и ног
- умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастики этого года
- знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Тема 1: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа).
Теория: Знакомство с кружковцами. Ознакомление кружковцев с правилами поведения. Разбивка кружковцев на группы. Инструктаж по технике безопасности. Краткое знакомство с программой обучения. рассказ о танцах, изучаемых в этом году: «Макарена», «Полька», «Русский хоровод», «Мазурка».
Практика: выполнение заданных упражнений.
ТЕМА 2. УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА (15 часов)
А) РИТМИКА.
Теория: Что такое ритмика. Значение ритмики. Показ ритмических движений.
Практика: выполнение простейших движений руками и ногами в различном темпе.
Б) ГИМНАСТИКА:
Теория : что такое гимнастика. Показ общеразвивающих и акробатических упражнений.
Практика:
1) Общеразвивающие упражнения.
Основные движения согнутыми и прямыми руками и ногами. Основные движения туловищем и головой. Прыжки на двух ногах и по очереди на каждой.
2) Акробатические упражнения.
Группировка в положении лежа и сидя. Равновесие на одной ноге. Акробатические упражнения: «березка», «лодочка», «капелька», «шпагат».
ТЕМА 3. ТАНЦЫ (34 часа)
ТЕОРИЯ: рассказ об историческом развитии танца.
Практика: показ танцевальных шагов :
-мягкий
-высокий на носках
-приставной
-скрестный в сторону
-шаг «польки»
«МАКАРЕНА»
-основные движения руками
-прыжки
-комбинации движений из упражнений
-закрепление танца
«ПОЛЬКА»
-изучение основного шага
-изучение положения рук
Основной шаг в паре
Основные движения в паре
Поворот под рукой
-закрепление танца
«Русский хоровод»
-изучение основных шагов
-изучение положения рук
-Изучение основных проходок : «змейка», «корзиночка», «улица», «звездочка», «карусель».
-комбинации изученных движений
-закрепление танца
«Мазурка»
-основной шаг
-основной шаг в паре
-изучение шага с прыжком
-основные движения руками
-закрепление танца
ТЕМА 4 ИГРЫ- ПУТЕШЕСТВИЯ (2 часа)
-«В мире музыке и танца»
-«Конкурс танца»
ТЕМА 5. КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (3 часа).
Теория: рассказ ребятам о том, как создать «свой образ».
Практика: Выполнение специальных заданий и упражнений
-«Творческая импровизация»
-«Ай, да я!»
ТЕМА 6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ (5 часов).
Теория: что такое танцевальный костюм. Его значение. Влияние танцевального костюма на характер танца.
Практика: составление эскизов костюма.
ТЕМА 7. БЕСЕДА ОБ ИСКУССТВЕ ТАНЦА (2).
Теория: Значение танца. Стиль и характер исполнения. Знакомство с историей, бытом, культурой, которым был создан разучиваемый танец.
Практика: самостоятельная подготовка тем о культуре, искусстве народа.
ТЕМА 8. ПОЕЗДКИ ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ.