Папки-передвижки

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении

Ирина Синдицкая
Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 66 «Белочка»

Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе

Составила: учитель-логопед

Синдицкая Ирина Михайловна

Смоленск

Пояснительная записка

Публикация «Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ „Мы вместе“ в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процессе предполагает определенные цели:

1. Коррекция речи, а на её основе создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития;

2. Развитие инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

3. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;

4. Использование традиционных и введение инновационных форм работы с семьями воспитанников.

В построении сотрудничества с родителями (законными представителями, для дальнейшей коррекционно-развивающей работы, способствующей успешной социализации, выделяются следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

1. Обсудить взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) и поставить проблемные вопросы;

2. Собрать анамнестические данные посредством анкетирования и беседы;

3. Направление детей, нуждающихся в логопедической помощи на городскую ПМПК;

4. Выявить уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ посредством стартовой диагностики (сентябрь).

2. Основной этап

Задачи основного этапа:

1. Разработать индивидуальный план логопедического сопровождения (адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, информирование родителей (законных представителей) о дальнейшей работе;

2. Ознакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и вспомогательными средствами, которые можно использовать для продолжения логопедической работы с ребенком дома;

3. Выявить уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ посредством промежуточной диагностики (декабрь).

3. Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

1. Оценить эффективность работы учителя-логопеда с семьями воспитанников по вопросам речевого развития детей;

2. Провести мониторинг эффективности коррекционной работы с ребёнком, итоговая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ (апрель);

3. Выдать рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам речевого развития детей.

Работа учителя-логопеда по социализации детей с нарушениями речи основывается на следующих принципах:

1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

2. Реализация плана по формированию позитивной социализации в специфических для детей формах : игровой, познавательной и

исследовательской, в форме творческой активности;

3. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Положительное взаимоотношение с родителями (законными представителями) по социализации дошкольников результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:

1. Принцип личностной заинтересованности родителей (законных представителей);

2. Принцип подхода к семьям воспитанников, как к активным субъектам процесса взаимодействия;

3. Принцип эмансипации родителей предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать и т. д.

Направления работы учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ Первое направление по социализации - сотрудничество с семьей:

Мониторинг семьи: анкетирование, опросы, беседы с родителями (законными представителями, сбор анамнестических данных о развитии ребенка.

• Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность с ребенком: совместная образовательная деятельность с родителями и ребенком, совместные досуговые мероприятия, где ребенок развивает коммуникативные способности на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

Такая совместная деятельность позволяет родителям (законным представителям) участвовать в логопедической работе и видеть динамику развития речи своих детей

Консультативная поддержка семьи: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями (родительские собрания, тематические консультации, оформление информационного стенда для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения и др.)

Второе направление по социализации -коррекционно-развивающая образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми :

• Использование игровых методов и приемов, направленных на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов.

Они реализуются на индивидуальной, подгрупповой ООД с использованием игровых проблемных ситуаций, игр с правилами, логоритмических игр, коммуникативных и народных игр. Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению детей с ОВЗ в коллективную деятельность.

• Проведение логопедических досуговых мероприятий в форме игр-путешествий, развлечений, викторин, которые помогают детям с ОВЗ применять полученные знания, активизировать речь и адаптироваться в коллективе сверстников.

Третье направление по социализации - расширение круга общения дошкольников.

• Организация взаимодействия с педагогами детского сада и детьми из других групп;

• Участие детей в праздниках и утренниках на базе детского сада;

• Участие детей в творческих конкурсах разного уровня;

• Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх.

Формы сотрудничества с родителями по формированию позитивной социализации детей с ОВЗ

1. Беседы и консультации

В результате беседы родители получают знания по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Подбираю рекомендации, актуальные для данной семьи.

2. Методические рекомендации (буклеты, памятки)

Памятки позволяют родителям (законным представителям) вникнуть в содержание логопедической работы.

3. Информационный стенд

Размещение информации с учетом степени актуальности, значимости вопроса для родителей (законных представителей).

4. Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда в присутствии родителей (законных представителей)

Позволяет родителям увидеть уровень актуального развития, отметить положительную динамику у ребёнка и продолжать (по мере необходимости) работу дома.

5. Практические занятия-практикумы для родителей (законных представителей).

Примером таких занятий являются, например, практикумы по проведению артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнений по развитию мелкой моторики; развитию связной речи, формированию звукопроизношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма.

6. Совместные речевые досуги, логопедические развлечения

Позволяют устанавливать доверительные отношения, эмоциональные контакты между учителем-логопедом и родителями (законными представителями, между родителями и детьми.

Работа с родителями (законными представителями).

Сроки

Формы работы Цель

Ответственные

Сентябрь

1. Консультация для родителей в старшей группе

«Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи».

2. Индивидуальная работа

Направление нуждающихся детей к врачам узких специальностей с целью выявления этиологии и

патогенеза нарушений речи.

Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями сохранения и стимулирования здоровья детей. Познакомить родителей (законных представителей) с системой работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ.

Октябрь

1. Участие в групповых родительских собраниях средних групп.

2. Консультации для родителей младших дошкольников «Когда ребенку нужен логопед?»

Ознакомление родителей старших дошкольников с результатами стартовой диагностики.

3. Наглядная информация в средних группах Артикуляционная гимнастика для дошкольников

4. Наглядная информация в старшей группе

«Речевой слух. Что это и для чего?»

2. Индивидуальная работа

Направление нуждающихся детей к врачам узких специальностей с целью выявления этиологии и

патогенеза нарушений речи.

Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями сохранения и стимулирования здоровья детей.

5. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей (законных представителей).

6. Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка. Организация партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе

Познакомить родителей (законных представителей) с системой работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ

Познакомить родителей (законных представителей) с приемами развития артикуляционного аппарата детей 4-5 лет.

Познакомить родителей (законных представителей) с игровыми комплексами пальчиковой гимнастики для развития речи старших дошкольников.

Познакомить с этапами коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)

Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)

Учитель-логопед, воспитатели

групп

Ноябрь

1. ООД в подготовительной группе «Дикие животные».

2. Консультации для родителей детей 5-6 лет «Здоровьесбережение детей в системе коррекционной работы»

3. Наглядная информация в подготовительной к школе группе

Методическое пособие

«Сказка учит говорить»

4. Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка.

Познакомить родителей (законных представителей) со структурой ООД, методами и приемами работы

Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей)

Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями развития связной речи детей 6-7 лет с опорой на сказки. Вовлечь родителей в коррекционно-образовательный процесс, привлечение внимания к развитию творческих способностей детей 6-7 лет на основе сказок.

Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)

Декабрь

1. Логопедическое развлечение «Мои игрушки» в старшей группе.

2. Наглядная информация Артикуляционная гимнастика для младших дошкольников «Веселый Язычок».

3. Наглядная информация в старшей группе «Что может игра? Речевые игры дома».

4. Индивидуальная работа Закрепление дома пройденного материала

5. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка

Познакомить родителей (законных представителей) со структурой ООД, методами и приемами работы

Познакомить родителей с приемами развития артикуляционного аппарата младших дошкольников

Познакомить родителей (законных представителей) с играми для развития речи старших дошкольников

Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда.

Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей

(законных представителей) Учитель-логопед

Январь

1. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей о ходе логопедической работы по коррекции речи детей.

2. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка. Познакомить с этапом коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей

Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Февраль

1. Консультация для родителей старшей группы Методическое пособие

«Логопедическая шнуровка»

2. Рекомендации для родителей (законных представителей) средних групп «Как выучить стихотворение?

3. Наглядная информация в средних группах «Дидактические игры по развитию фонематического слуха дошкольника».

Познакомить родителей (законных представителей) с новым пособием для развитие мелкой моторики рук, мыслительных операций анализа,

синтеза, сравнения, обобщения.

Познакомить родителей (законных представителей) с речевыми играми с движениями, с использованием нетрадиционного оборудования)

Познакомить родителей (законных представителей) с дидактическими играми по развитию фонематического слуха детей 4-5 лет

Март

1. Открытая ООД в подготовительной группе по теме: «Звук и буква К»

2. Наглядная информация в младших группах «Учим ребенка разговаривать».

3. Индивидуальная работа Результаты индивидуальной работы с детьми.

4. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка

Познакомить родителей (законных представителей) с результатами использования в работе с детьми здоровьесберегающих технологий

Познакомить родителей (законных представителей) с приемами обучения дошкольников связной речи.

Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей).

Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Апрель

1. Консультация для родителей подготовительной группы «Готовим будущего школьника».

2. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

3. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка Познакомить родителей (законных представителей) с показателями речевой готовности ребенка к обучению в школе

Познакомить с особенностями речевого развития ребёнка.

Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Май

1. Консультации с родителями

«Рекомендации для занятий с детьми летом».

2. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

3. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка Познакомить родителей (законных представителей) с играми и упражнениями по закреплению звукопроизношения у детей.

Познакомить с особенностями речевого развития ребёнка.

Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Работа с педагогами

п/п Тема Сроки проведения

1. Консультация для педагогов

«Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи» Сентябрь

2. Консультация для педагогов

«Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ» Октябрь

3. Консультация для педагогов «Речевой слух. Что это и для чего?»

Ноябрь

4. Консультация для педагогов

«Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Декабрь

5. Консультация для педагогов

«Здоровьесбережение детей в системе коррекционной работы»Январь

6. Открытая ООД для педагогов в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Февраль

7. Консультация для педагогов «Речевые игры дома» Март

Работа с детьми

п/п Тема Сроки проведения

1. Стартовая диагностика социально-коммуникативного развития детей Сентябрь

2. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий:

• психогимнастика;

• мнемотехника;

• игротренинг;

• фонетическая ритмика;

• кинезиотерапия;

• элементы логоритмики;

• динамические паузы;

• сухой бассейн В течение года

3. Формирование игровых комплексов, составленных учителем-логопедом и проработанных с детьми В течении года

4. Игровые упражнения на развитие артикуляционной моторики (укрепление мышц периферического речевого аппарата, автоматизация правильных дикционных навыков, развитие праксиса)

В течении года

5. Разучивание с детьми потешек и стихов (активизация речевой деятельности детей. Развитие памяти, внимания, чувства ритма) В течение года

6. Промежуточная диагностика социально-коммуникативного развития детей

Декабрь

7. Открытая ООД в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Февраль

8. Самомассаж пальцев и кистей рук. Активизация рецепторов пальцев рук и ладоней механически раздражая их и вызывая активность мозга В течение года

9. Дыхательная гимнастика игрового характера (развитие у детей правильного дыхания и снятия мышечного, эмоционального напряжения) В течение года

10 Пальчиковый игротренинг:

• пальчиковые игры с предметами;

• пальчиковые игры со стихами и сказками;

• пальчиковый театр В течение года

11. Речевые игры с движениями с использованием нетрадиционного оборудования В течение года

12. Активизация речевой деятельности детей, развитие

сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, творческих способностей на основе литературного материала русских народных и авторских сказок В течение года

13. Открытая ООД в подготовительной группе «Звук и буква К» Март

14. Итоговая диагностика социально-коммуникативного развития детей

Апрель

15. Участие детей в творческих конкурсах разного уровня В течение года

Список литературы

1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009. – 325с.

2. Вакуленко, Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Л. С. Вакуленко – СП/б., 2011.

3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с.

4. Перчаткина Е. М. Сотрудничество логопеда и родителей/ Е. М. Перчаткина// Дошкольное воспитание № 11.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 13 мая 2020 в 16:06
+157Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Синдицкая (УИ 382879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД