Ирина Синдицкая
Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 «Белочка»
Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!»
Составила: учитель-логопед
Синдицкая Ирина Михайловна
Смоленск
Пояснительная записка
Публикация «Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ „Мы вместе“ в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процессе предполагает определенные цели:
1. Коррекция речи, а на её основе создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития;
2. Развитие инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.
3. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;
4. Использование традиционных и введение инновационных форм работы с семьями воспитанников.
В построении сотрудничества с родителями (законными представителями, для дальнейшей коррекционно-развивающей работы, способствующей успешной социализации, выделяются следующие этапы:
1. Подготовительный этап
Задачи подготовительного этапа:
1. Обсудить взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) и поставить проблемные вопросы;
2. Собрать анамнестические данные посредством анкетирования и беседы;
3. Направление детей, нуждающихся в логопедической помощи на городскую ПМПК;
4. Выявить уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ посредством стартовой диагностики (сентябрь).
2. Основной этап
Задачи основного этапа:
1. Разработать индивидуальный план логопедического сопровождения (адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, информирование родителей (законных представителей) о дальнейшей работе;
2. Ознакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и вспомогательными средствами, которые можно использовать для продолжения логопедической работы с ребенком дома;
3. Выявить уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ посредством промежуточной диагностики (декабрь).
3. Заключительный этап
Задачи заключительного этапа:
1. Оценить эффективность работы учителя-логопеда с семьями воспитанников по вопросам речевого развития детей;
2. Провести мониторинг эффективности коррекционной работы с ребёнком, итоговая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ (апрель);
3. Выдать рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам речевого развития детей.
Работа учителя-логопеда по социализации детей с нарушениями речи основывается на следующих принципах:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
2. Реализация плана по формированию позитивной социализации в специфических для детей формах : игровой, познавательной и
исследовательской, в форме творческой активности;
3. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество с семьями воспитанников.
Положительное взаимоотношение с родителями (законными представителями) по социализации дошкольников результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:
1. Принцип личностной заинтересованности родителей (законных представителей);
2. Принцип подхода к семьям воспитанников, как к активным субъектам процесса взаимодействия;
3. Принцип эмансипации родителей предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать и т. д.
Направления работы учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ Первое направление по социализации - сотрудничество с семьей:
• Мониторинг семьи: анкетирование, опросы, беседы с родителями (законными представителями, сбор анамнестических данных о развитии ребенка.
• Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность с ребенком: совместная образовательная деятельность с родителями и ребенком, совместные досуговые мероприятия, где ребенок развивает коммуникативные способности на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.
Такая совместная деятельность позволяет родителям (законным представителям) участвовать в логопедической работе и видеть динамику развития речи своих детей
• Консультативная поддержка семьи: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями (родительские собрания, тематические консультации, оформление информационного стенда для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения и др.)
Второе направление по социализации -коррекционно-развивающая образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми :
• Использование игровых методов и приемов, направленных на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов.
Они реализуются на индивидуальной, подгрупповой ООД с использованием игровых проблемных ситуаций, игр с правилами, логоритмических игр, коммуникативных и народных игр. Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению детей с ОВЗ в коллективную деятельность.
• Проведение логопедических досуговых мероприятий в форме игр-путешествий, развлечений, викторин, которые помогают детям с ОВЗ применять полученные знания, активизировать речь и адаптироваться в коллективе сверстников.
Третье направление по социализации - расширение круга общения дошкольников.
• Организация взаимодействия с педагогами детского сада и детьми из других групп;
• Участие детей в праздниках и утренниках на базе детского сада;
• Участие детей в творческих конкурсах разного уровня;
• Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх.
Формы сотрудничества с родителями по формированию позитивной социализации детей с ОВЗ
1. Беседы и консультации
В результате беседы родители получают знания по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Подбираю рекомендации, актуальные для данной семьи.
2. Методические рекомендации (буклеты, памятки)
Памятки позволяют родителям (законным представителям) вникнуть в содержание логопедической работы.
3. Информационный стенд
Размещение информации с учетом степени актуальности, значимости вопроса для родителей (законных представителей).
4. Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда в присутствии родителей (законных представителей)
Позволяет родителям увидеть уровень актуального развития, отметить положительную динамику у ребёнка и продолжать (по мере необходимости) работу дома.
5. Практические занятия-практикумы для родителей (законных представителей).
Примером таких занятий являются, например, практикумы по проведению артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнений по развитию мелкой моторики; развитию связной речи, формированию звукопроизношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма.
6. Совместные речевые досуги, логопедические развлечения
Позволяют устанавливать доверительные отношения, эмоциональные контакты между учителем-логопедом и родителями (законными представителями, между родителями и детьми.
Работа с родителями (законными представителями).
Сроки
Формы работы Цель
Ответственные
Сентябрь
1. Консультация для родителей в старшей группе
«Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи».
2. Индивидуальная работа
Направление нуждающихся детей к врачам узких специальностей с целью выявления этиологии и
патогенеза нарушений речи.
Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями сохранения и стимулирования здоровья детей. Познакомить родителей (законных представителей) с системой работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ.
Октябрь
1. Участие в групповых родительских собраниях средних групп.
2. Консультации для родителей младших дошкольников «Когда ребенку нужен логопед?»
Ознакомление родителей старших дошкольников с результатами стартовой диагностики.
3. Наглядная информация в средних группах Артикуляционная гимнастика для дошкольников
4. Наглядная информация в старшей группе
«Речевой слух. Что это и для чего?»
2. Индивидуальная работа
Направление нуждающихся детей к врачам узких специальностей с целью выявления этиологии и
патогенеза нарушений речи.
Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями сохранения и стимулирования здоровья детей.
5. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей (законных представителей).
6. Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка. Организация партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе
Познакомить родителей (законных представителей) с системой работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ
Познакомить родителей (законных представителей) с приемами развития артикуляционного аппарата детей 4-5 лет.
Познакомить родителей (законных представителей) с игровыми комплексами пальчиковой гимнастики для развития речи старших дошкольников.
Познакомить с этапами коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)
Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)
Учитель-логопед, воспитатели
групп
Ноябрь
1. ООД в подготовительной группе «Дикие животные».
2. Консультации для родителей детей 5-6 лет «Здоровьесбережение детей в системе коррекционной работы»
3. Наглядная информация в подготовительной к школе группе
Методическое пособие
«Сказка учит говорить»
4. Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка.
Познакомить родителей (законных представителей) со структурой ООД, методами и приемами работы
Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей)
Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями развития связной речи детей 6-7 лет с опорой на сказки. Вовлечь родителей в коррекционно-образовательный процесс, привлечение внимания к развитию творческих способностей детей 6-7 лет на основе сказок.
Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)
Декабрь
1. Логопедическое развлечение «Мои игрушки» в старшей группе.
2. Наглядная информация Артикуляционная гимнастика для младших дошкольников «Веселый Язычок».
3. Наглядная информация в старшей группе «Что может игра? Речевые игры дома».
4. Индивидуальная работа Закрепление дома пройденного материала
5. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка
Познакомить родителей (законных представителей) со структурой ООД, методами и приемами работы
Познакомить родителей с приемами развития артикуляционного аппарата младших дошкольников
Познакомить родителей (законных представителей) с играми для развития речи старших дошкольников
Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда.
Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей
(законных представителей) Учитель-логопед
Январь
1. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей о ходе логопедической работы по коррекции речи детей.
2. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка. Познакомить с этапом коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей
Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда
Февраль
1. Консультация для родителей старшей группы Методическое пособие
«Логопедическая шнуровка»
2. Рекомендации для родителей (законных представителей) средних групп «Как выучить стихотворение?
3. Наглядная информация в средних группах «Дидактические игры по развитию фонематического слуха дошкольника».
Познакомить родителей (законных представителей) с новым пособием для развитие мелкой моторики рук, мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения.
Познакомить родителей (законных представителей) с речевыми играми с движениями, с использованием нетрадиционного оборудования)
Познакомить родителей (законных представителей) с дидактическими играми по развитию фонематического слуха детей 4-5 лет
Март
1. Открытая ООД в подготовительной группе по теме: «Звук и буква К»
2. Наглядная информация в младших группах «Учим ребенка разговаривать».
3. Индивидуальная работа Результаты индивидуальной работы с детьми.
4. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка
Познакомить родителей (законных представителей) с результатами использования в работе с детьми здоровьесберегающих технологий
Познакомить родителей (законных представителей) с приемами обучения дошкольников связной речи.
Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей).
Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда
Апрель
1. Консультация для родителей подготовительной группы «Готовим будущего школьника».
2. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей.
3. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка Познакомить родителей (законных представителей) с показателями речевой готовности ребенка к обучению в школе
Познакомить с особенностями речевого развития ребёнка.
Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда
Май
1. Консультации с родителями
«Рекомендации для занятий с детьми летом».
2. Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей.
3. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка Познакомить родителей (законных представителей) с играми и упражнениями по закреплению звукопроизношения у детей.
Познакомить с особенностями речевого развития ребёнка.
Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда
Работа с педагогами
п/п Тема Сроки проведения
1. Консультация для педагогов
«Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи» Сентябрь
2. Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ» Октябрь
3. Консультация для педагогов «Речевой слух. Что это и для чего?»
Ноябрь
4. Консультация для педагогов
«Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Декабрь
5. Консультация для педагогов
«Здоровьесбережение детей в системе коррекционной работы»Январь
6. Открытая ООД для педагогов в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Февраль
7. Консультация для педагогов «Речевые игры дома» Март
Работа с детьми
п/п Тема Сроки проведения
1. Стартовая диагностика социально-коммуникативного развития детей Сентябрь
2. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий:
• психогимнастика;
• мнемотехника;
• игротренинг;
• фонетическая ритмика;
• кинезиотерапия;
• элементы логоритмики;
• динамические паузы;
• сухой бассейн В течение года
3. Формирование игровых комплексов, составленных учителем-логопедом и проработанных с детьми В течении года
4. Игровые упражнения на развитие артикуляционной моторики (укрепление мышц периферического речевого аппарата, автоматизация правильных дикционных навыков, развитие праксиса)
В течении года
5. Разучивание с детьми потешек и стихов (активизация речевой деятельности детей. Развитие памяти, внимания, чувства ритма) В течение года
6. Промежуточная диагностика социально-коммуникативного развития детей
Декабрь
7. Открытая ООД в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Февраль
8. Самомассаж пальцев и кистей рук. Активизация рецепторов пальцев рук и ладоней механически раздражая их и вызывая активность мозга В течение года
9. Дыхательная гимнастика игрового характера (развитие у детей правильного дыхания и снятия мышечного, эмоционального напряжения) В течение года
10 Пальчиковый игротренинг:
• пальчиковые игры с предметами;
• пальчиковые игры со стихами и сказками;
• пальчиковый театр В течение года
11. Речевые игры с движениями с использованием нетрадиционного оборудования В течение года
12. Активизация речевой деятельности детей, развитие
сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, творческих способностей на основе литературного материала русских народных и авторских сказок В течение года
13. Открытая ООД в подготовительной группе «Звук и буква К» Март
14. Итоговая диагностика социально-коммуникативного развития детей
Апрель
15. Участие детей в творческих конкурсах разного уровня В течение года
Список литературы
1. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009. – 325с.
2. Вакуленко, Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Л. С. Вакуленко – СП/б., 2011.
3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с.
4. Перчаткина Е. М. Сотрудничество логопеда и родителей/ Е. М. Перчаткина// Дошкольное воспитание № 11.