Папки-передвижки

Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет)

Светлана Белоглазова
Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет)

Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет)

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Программа „Удивительный мир оригами“ для детей старшей группы (5–6 лет)» размещена в разделах

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.

Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. При этом решается и психологическая задача – чтобы воспитанники были в состоянии эмоционального комфорта, ощущали радость детства.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами — древнее японское искусство складывания бумаги.

Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки.

Кроме того- занятия оригами несут в себе огромный коррекционный потенциал. Оригами : :

• Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

• Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

• Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

• Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы).

•Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда.

• Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков.

• Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте, схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.

Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития старших дошкольников.

Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей.

Еще одним аргументом в пользу занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект

Данная программа составлена на основе авторской программы «Оригами» Васильевой Т. А. и программы «Художественный труд» Т. Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003г.

и является модифицированной программой художественно-эстетической направленности.

Цель данной программы :

приобщение детей к миру оригами, как эффективного средства творческого развития личности ребенка. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.

Задачи программы :

Обучающие

Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

Воспитание интереса к искусству оригами.

Расширение коммуникативных способностей детей.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.

Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.

Программа рассчитана на годичный курс обучения детей старшей группы детского сада. Продолжительность занятия – 25 минут.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью воспитателя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.

Занятия проводятся один раз в месяц с 1 сентября по 25 мая.

При выборе идеи занятия педагогу целесообразно использовать:

1. Дополнительную информацию об изготавливаемом объекте, поскольку она удовлетворяет детское любопытство, помогает найти разные варианты.

2. Информацию о материале (в данном случае о бумаге).

3. Информацию о технике или о ремесле. Дети с интересом узнают о древних корнях оригами.

4. Нравственная мотивация. Воспитателю можно изготавливать подарки родителям на день рождения, участвовать в конкурсах творческих работ.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудио записи звуков живой природы и музыки, что влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы:

• традиционные, комбинированные и практические занятия;

• лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный –дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях :

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе воспитанники :

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Планирование занятий

№ Название занятия Цель Сроки проведения

1 Техника безопасности

при работе с ножницами. Учить детей быть осторожными и внимательными, соблюдать правила безопасного поведения при работе с ножницами. сентябрь

2 Вводное занятие "Знакомство с оригами"

Познакомить детей с японским искусством оригами.

сентябрь

3 "Мой любимый сказочный герой. Незнайка"

развитие творческих способностей детей путем обеспечения единства решения игровых, познавательных и практических задач

октябрь

4 «Осенний натюрморт»

Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов, развивать чувство формы. Развивать чувство цвета при оформлении работы.

ноябрь

5 «Журавлик»

Научить складывать классическую модель фигуры журавлика, на основе базовой формы «Птица».

декабрь

6 «Наши руки не для скуки»

Развивать воображение. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру январь

7 «Самолет»

Учить детей делать из бумаги самолёт; закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали ; познакомить с историей авиации ; воспитывать чувство патриотизма. февраль

8 "Бабочка, давай играть!"

повышать интерес к изготовлению поделок в стиле оригами : продолжать закреплять умение складывать квадрат по диагонали, умение соотносить по цвету; упражнять в аккуратном наклеивании, развивать фантазию. март

9 «Плетеные поделки»

Научить детей технике плетения на для создания на основе этого способа разных поделок. Развивать мелкую моторику и чувство цвета при выборе бумаги.

апрель

10 «Оригами на праздничном столе»

Учить детей применять знания, полученные на занятиях оригами, в повседневной жизни.

май

Используемая литература:

1. https://www.origami-school.narod.ru/page_04.htm

2.. Барсанова Т. А. Уроки труда в школе радости. Санкт-Петербург, «Образование», 1999

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Санкт-Петербург, «Речь», 2003

4. Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М., «Аким», 2002

5. Долбженко Г. «100 оригами». Ярославль, 2000

6. Мейстер А. Г. Бумажная пластика, М. «Астрель», 2001

7.«Оригами и педагогика» Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. С-Петербург, 1996

8. Петрова И. М., Волшебные полоски. Ручной труд ля самых маленьких. С-Пб, «Детство-пресс», 2002

9. Рузина М. С. Афонькин С. Ю. «Страна пальчиковых игр» СПб «Дельта», 1997

10. Соколова С. В. «Сказки из бумаги». С-Петербург, 1998

Публикации по теме:

«Цветы для мамы». Творчество детей старшей группы в технике оригами«Цветы для мамы». Творчество детей старшей группы в технике оригами "Цветы для мамы, цветы для мамы Я прижимаю к сердцу своему. Цветы для мамы, цветы для мамы Я их сегодня с трепетом несу!" (Ю. Верижников).

«Удивительный мир — космос». НОД для детей средней группы Цель : познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, Задачи: • обогащение представлений детей о Космосе: Солнце; Луна;.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Удивительный мир природы» для детей средней группы Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди педагогических работников.

Дополнительная программа кружковой работы по реабилитации несовершеннолетних «Удивительный мир игрушек. Игрушки из помпонов» Пояснительная записка Общество, в котором развивается и воспитывается ребенок, выдвигает перед подрастающим поколением свои требования.

Конспект НОД по конструированию в технике оригами «Ворона» для детей старшей группы .

Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб»Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб» Цель: закрепить знания детей о морских рыбах. Задачи: - учить создавать образ морской рыбы, использую технику обрывной аппликации; - побуждать.

Конспект развивающего занятия для детей 6–7 года жизни «Удивительный мир эмоций» Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего возраста. Задачи: - создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, активизировать.

Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Незнайка и удивительный мир рыб» Воспитатель.

Конспект занятия в старшей группе «Этот удивительный подводный мир». Цель: пополнить и систематизировать знания детей о характерных особенностях и жизнедеятельности морских обитателей; расширить словарный.

Экологический проект для старшей группы «Удивительный мир природы осенью» Автор: Столярова Е. В. Паспорт проекта. Тип проекта: познавательный, исследовательско-творческий, краткосрочный. Продолжительность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Удивительный мир оригами» для детей старшей группы (5–6 лет)
Опубликовано: 21 октября 2017 в 16:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД