Лучший педагог года

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в начальной школе «Родина»

Хакимова Валентина Петровна
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в начальной школе «Родина»

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Бакалы

муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

___

Т. Б. Зайцева

Протокол №_

от «___» августа 2016 г.

СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___ С. А. Трунина от «___» августа 2016 г.

Принято на педагогическом совете Протокол №1 от «___» августа 2016 г.

Публикация «Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в начальной школе „Родина“» размещена в разделах

УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___ А. В. Абрамова Приказ № ___ от «___» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Родина»

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы : 2016– 2020 г.

Рабочая программа по составлена на основании

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (утвержден приказом МО и Н РФ 06.10.2009 г. №373);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»

- ООП НОО МОБУ СОШ №2 с. Бакалы;

Составители рабочей программы : Хакимова В. П., учитель начальных

классов

Год составления рабочей программы : 2016

Программа курса «Родина» общим объемом 135 часов предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1х лассах -33 часа, во 2х – 4хклассах - 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности базисного учебного (образовательного) плана и содержит три раздела: «Край, в котором мы живем», «Село, в котором мы живем», «Повторение». Каждый раздел поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Особенности программы - интегративность : межпредметная интеграция ( Предметы:«Природоведение», «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного.

Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах».

1класс

Личностныe :

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные (УУД) :

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- что такое краеведение;

- историю возникновения с. Бакалы и Бакалинского района;

- символику Района;

- достопримечательности села;

- историю названия улиц;

- историю возникновения школы № 2;

- некоторые виды растений нашего края;

- животный мир нашего края;

- жизнь животных в разные времена года.

Уметь:

- объяснять значения слов: Родина, край, область, район;

- находить положение села Бакалы на карте Башкортостана;

- работать с карой Бакалинского района;

- ориентироваться в селе и районе;

- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;

- вести календарь наблюдений за природой;

- анализировать жизнь животных в разные времена года;

- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.

2-й класс

Личностные:

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные (УУД) :

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на занятии и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- рельеф Бакалинского района;

- климат и погоду;

- реки и озера;

- необходимость охраны природы;

- природные сообщества Бакалинского района;

- некоторые виды растений Бакалинского района;

- о растениях, которые занесены в Красную книгу;

- историю развития с. Бакалы (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение);

- традиции села;

Уметь:

- работать с картой;

- составлять брошюры народных примет погоды;

- составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

- составлять рассказы о растениях Бакалинского района;

- составлять гербарии растений;

- составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей;

3-4-й класс

Личностные:

- Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные:

3 класс

Знать:

- как наш район стал Бакалинским;

- села Бакалинского района;

- что дает район стране;

- полезные ископаемыеБакалинского района;

- как добывают и используются полезные ископаемые в Бакалиннском районе;

- растения, которые встречаются в Бакалинском районе;

- самые древние травы наших лесов;

- животный мир Бакалинского района;

- видовой состав рыб;

- видовой состав птиц;

- видовой состав млекопитающих района;

- о животных, которые занесены в Красную книгу

- экология Бакалинского района;

Уметь:

- работать с картой Бакалинского района;

- составлять рассказ о Бакалах;

- различать полезные ископаемые;

- наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках;

- рассказывать о животных Бакалинского района;

- составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в природе», «Уход за животными»;

4 класс

Знать:

- историю исследования родного края;

- как появилось село Бакалы;

- архитектурное наследие Бакалинского района;

- историю жизни города во время Великой Отечественной войны;

- предприятия села;

- архитектуру современного села;

- памятники села;

- историю названия улиц;

- о людях, которые прославили наш район;

- народные и художественные промыслы края;

Уметь:

- работать с картой Бакалинского района;

- проводить исследования по темам: «Образование Бакалинского района», «Почему так названы улицы», «О чем нам могут рассказать памятные места нашегосела», «Бакалы в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы».

- оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций;

- участвовать в посильной природоохранной деятельности.

2. Содержание программы

1 класс

1. Введение (1 ч.)

Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Родина». Понятие Родина, родной край, область, район.

2. Город, в котором мы живем (13 ч.)

Мы – бакалинцы. Бакалинский район на карте Башкортостана. Положение села на карте Бакалинского района. История возникновения села. Легенды и сказания. Герб и флаг села. Достопримечательности города. Зоны отдыха. Любимое место твоей семьи в городе. На какой улице ты живешь и что знаешь о ее названии. Улицы села. Люди, которыми гордится наше село. Транспорт. Средства массовой информации.

Экскурсия по селу.

Практические работы.

Работа с картой Башкортостана и Бакалинского района.

3. Прошлое, настоящее и будущее нашей школы (5 ч.)

История возникновения школы №2. Школа во время Великой Отечественной войны. Учителя школы (встреча с интересными людьми). Школа и современность. Безопасный маршрут движения от дома до школы.

Экскурсия по школе.

Практические работы.

Работа с картой с. Бакалы. Составление план безопасного маршрута движения от дома до школы и обратно.

4. Времена года (13 ч.)

Осенние изменения в природе. Растения и животные осенью. Труд людей осенью. Осенний календарь природы.

Признаки зимы в природе. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. Зимний календарь природы.

Здравствуй, весна!Растения и животные весной. Труд людей весной. Весенний календарь природы.

Лето наступило. Растения и животные летом. Труд людей летом. Летний календарь природы. Охрана природы.

Экскурсии «Природа вокруг нас» (осенью, зимой, весной, летом).

Практические работы.

Ведение календаря наблюдений за природой. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

5. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (в форме интеллектуального марафона).

2 класс

1. Повторение (1 ч.)

О чем мы узнали на занятиях «Родина».

2. География Бакалинского района (9 ч.)

Географическая карта Бакалинского района. Рельеф. Климат и погода. Народные приметы погоды. Реки. Водоемы. Забота о чистой воде и воздухе. Природные зоны Бакалинского района.

Практические работы.

Работа с картой (географической и картой природных зон). Составление брошюры народных примет погоды. Составление правил поведения на водоемах.

3. Мир растений и животных (11 ч.)

Самое интересное о природе Бакалинского района. Растения и животные хвойных и лиственных лесов. Представители древнейших широколиственных лесов на территории района. Растения и животные леса. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов. Зеленая аптека Бакалинского района. Охрана животного мира.

Экскурсия в природу.

Практические работы.

Составление правил поведения на природе.

Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. Составление Красной книги Бакалинского района.

4. Село, в котором мы живем (10 ч.)

История развития Бакалов. Население. Здравоохранение. Развитие образования. Промышленные предприятия. Развитие сельского хозяйства в Районе. Занятость населения в нашем районе. Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Традиции нашего города.

Экскурсии на предприятия города.

Практические работы.

Составление экономической карты района. Создание брошюры «Трудовые династии моего рода». Мини-проект «Село моей мечты».

5. Народы нашего края (2 ч.)

Народы нашего края. Коренные народы Бакалинского района.

6. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина, олимпиада).

3 класс

1. Вводное занятие

О чем мы узнали на занятиях «Родина».

2. Наш край

Бакалинская земля в древности. Как наш край стал частью России. Как наш край стал Бакалинским. СелаБакалинского района. Село Бакалы и сельские поселения Бакалинского района. Чем знаменита Бакалинская

земля? Что дает район стране.

Практические работы.

Работа картой района. Знакомство с символикой района. Составление схемы «Что дает район стране».

3. Подземные сокровища (5 ч.)

Подземные сокровища. Полезные ископаемые и их исследователи. Основные свойства полезных ископаемых района. Как добываются и используются полезные ископаемые. Памятники природы Бакалинского района.

Практические работы.

Рассматривание образцов полезных ископаемых. Исследование свойств полезных ископаемых края. Экскурсия.

4. Мир растений и животных (17 ч.)

Растения в районе. Лес и село. Зеленые синоптики. Растения – друзья и враги. Растения - хищники. Мир грибов. Мир лишайников. Самые древние травы наших лесов. Красная книга растений.

Разнообразие животного мира Бакалинского района. Видовой состав рыб, птиц, млекопитающих. Животные в селе и за его окрестностями. Охрана природы. Красная книга животных. Охраняемые территории Бакалинского района.

Практические работы.

Изготовление атласа «Растительный и животный мир района». Фотоальбом «Растения и животные моего двора».

5. Экология (3 ч.)

Загрязнение окружающей среды. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.

Практические работы.

Составление схемы «Загрязнение окружающей среды». Составление памятки «Забота о чистом воздухе, воде, почве». Экскурсия.

6. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина).

4 класс

1. Повторение (1 ч.)

Из истории исследования родного края.

2. История района (31 ч.)

Заселение Бакалинского района. Коренные жители района. Район вчера сегодня завтра. Экскурсия в Музей. Пугачевский мост. История Нагайбакского и Бакалинского казачества. Отечественная война 1812г.

Революция 1917 года. Гражданская война. Восстановление Советской власти. Жертвы Гражданской войны.

С верой в светлое будущее. Село нуждается в рабочей силе. Архитектурное наследие Бакалинского района.

Во время Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный музей. Труд бакалинцев во время войны. Эвакогоспиталь в селе. Бакалинцы – участники ВОВ. Послевоенные годы

Трудовые династии в районе. Трудовые династия моей семьи. Предприятия села.

Улицы, названные в честь бакалинцев. Стихи и пести о бакалинской земле. Новейшая история села. Архитектура села. Памятники в селе Бакалы.

Тайны имен земли бакалинской. Памятные места нашего села.

Люди, прославившие село. Село будущего.

Практические работы.

Знакомство с планом села. Создание буклета о селе. Создание фотоальбома «Мое село».

3. Повторение (1 ч.)

Подведение итогов (викторина).

3. Тематическое планирование

1

класс 2

класс 3

класс 4

класс Всего по классам: Итого по разделам:

1 Вводное занятие 1 ч. 1 ч. 1 ч.

2 Село, в котором мы живем

72 ч.

Село, в котором мы живем 13 ч. 10 ч. 23 ч.

История родного села и района 31 ч. 31 ч.

Прошлое, настоящее и будущее школы 5 ч. 5 ч.

Времена года 13 ч. 13 ч.

3

Край, в котором мы живем

53 ч.

Наш край 7 ч. 7 ч.

География Бакалинского района 8 ч. 8 ч.

Подземные сокровища 5 ч. 5 ч.

Народы нашего края 2 ч. 2 ч.

Мир растений и животных 11 ч. 17 ч. 28 ч.

Экология 3 ч. 3 ч.

4 Повторение 1 ч. 3 ч. 2 ч. 3 ч. 9 ч. 9 ч.

ИТОГО: 33 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч. 135 ч. 135 ч.

Публикации по теме:

Фотоотчет о внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» с детьми ОВЗ в общеобразовательной школеФотоотчет о внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» с детьми ОВЗ в общеобразовательной школе Вопрос обучения детей с ограниченными возможностями в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная.

Конкурсная программа для девочек к 8 Марта в начальной школе КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА К ПРАЗДНИКУ 8 МАРТА Конкурсы: Оборудование: «Хозяюшки» Уборка «мусора», кто быстрее. 2 совка, 2 веника, 2 фартука,.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Конспект внеурочного занятия духовно-нравственного направления в 3 классе «Тепло родного дома» Конспект внеурочного занятия (Духовно-нравственное направление) Класс: 3 Тема: «Тепло родного дома» (Рабочая программа внеурочной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в начальной школе «Родина»
Опубликовано: 28 октября 2020 в 21:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД