Лучший педагог года

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры»

Боброва Нина Владимировна
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры»

Программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Русские народные игры»

Публикация «Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению „Русские народные игры“» размещена в разделах

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

На современном этапе ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России и физической подготовке их предков.

Для преодоления этого недостатка предлагается программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры».

В основе данной программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

• возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;

• вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;

• содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;

• создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.

o Цели конкретизированы следующими задачами:

представлений о: рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

• навыков конструктивного общения;

• осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

• правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, учителями физической культуры, занимающимися вопросами обучения русским народным играм с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 класс -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» состоит из 2 разделов:

«Основы знаний»;

«Русские народные игры»;

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) :

Регулятивные УУД:

• Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

• Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

• Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других.

• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

• Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

o Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности :

• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

2. Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их

шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т. д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

3. Тематическое планирование 4 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 19

2 Эстафеты 8

3 Игры народов России 7

итого 34

Календарно - тематическое планирование

4-й класс (34 часа)

п/п

Тема занятия Кол-во часов

Дата

1. Русская народная игра «Жмурки» 1

2. Русская народная игра «Кот и мышь» 1

3. Русская народная игра «Горелки» 1

4. Русская народная игра «Салки» 1

5. Русская народная игра «Пятнашки» 1

6. Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1

7. Русская народная игра «Фанты» 1

8. Русская народная игра «Салки с приседаниями» 1

9. Русская народная игра «Волк» 1

10. Русская народная игра «Птицелов» 1

11. Русская народная игра «Гори, гори ясно!» 1

12. Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1

13. Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1

14. Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1

15. Марийская народная игра «Катание мяча» 1

16. Татарская народная игра «Серый волк» 1

17. Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1

18. Чувашская игра «Рыбки» 1

19. Эстафета «Передача мяча» 1

20. Эстафета «С мячом» 1

21. Эстафета зверей 1

22. Эстафета «Быстрые и ловкие» 1

23. Эстафета «Вызов номеров» 1

24. Эстафета по кругу 1

25. Эстафета с обручем 1

26. Эстафета «Весёлые старты» 1

27. Русская народная игра «Салки» 1

28. Русская народная игра «Пятнашки» 1

29. Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1

30. Русская народная игра «Краски» 1

31. Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1

32. Русская народная игра «Третий лишний» 1

33. Русская народная игра «Пятнашки» 1

34. Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1

Литература:

1 «Игра и оздоровительная работа в начальной школе» О. А. Степанова

Москва 2003г.

2 «Физическая культура в начальных классах» И. М. Бутин

Москва 2001г.

3 «Детские подвижные игры народов СССР» А. В. Кенеман

Москва 1988 г.

4 «Школа доктора природы или 135 уроков здоровья» Л. А. Обухова

Москва 2004г.

Публикации по теме:

«Занимательная грамматика». Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Картотека «Русские народные игры» Один из средств создания положительной эмоциональной атмосферы, как в семье, так и в детском саду, установления более тесных контактов между.

Картотека «Русские народные игры» КАРТОТЕКА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Гуси-лебеди Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки.

Русские народные игры. Картотека Картотека народных игр Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание:.

Сценарий досуга «Русские народные игры» Конспект развлечения «Русские народные игры» Цель: создать позитивный настрой у детей; продолжать знакомить детей с русскими народными играми.

Программа внеурочной деятельности «Народные игры» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида города Галича Костромской области Муниципальное.

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлая грамматика» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Консультация «Русские народные игры» Как только ребёнок рождается, он сразу начинает познавать и осваивать окружающий его мир, учиться думать, мечтать, любить и радоваться всему.

Русские народные подвижные игры МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» Г. Тамбов Русские народные игры Составила инструктор по физической культуре Шарапова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры»
Опубликовано: 14 октября 2018 в 21:02
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД