Прахова Елена Анатольевна
Программа «Сказочный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Сказочный мир театра»
Пояснительная записка
Сегодня особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории общения развитие детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специальные виды детской деятельности, к которым относится театрализованная деятельность.
Публикация «Программа „Сказочный мир театра“» размещена в разделах
Театрализованная игра из-за созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определенной организации, может носить дополнительно творческий характер.
Сегодня существует очень важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным А. В. Самоукиной в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 - 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность, суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Концептуальное обоснование дополнительной образовательной программы по формированию творческих способностей через театрализованную деятельность дошкольников.
1. Направленность.
Дополнительная образовательная программа, направлена на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагога и детей, которые умеют играть и фантазировать. Программа позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Сверхзадача представляемой модели развития творческих способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Программа «Сказочный мир театра» состоит из пяти разделов.
1-й раздел — «Театральная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Кроме того, основываясь на исследовании И. Ярославцевой, мы включили в данный раздел подраздел «Основы кукловождения». Который предполагает обучение детей особым способам управления разными видами кукол (перчаточные, би-би-бо, теневые, настольные, пальчиковые, куклы на гапите и мягкие игрушки).
2-й раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-йраздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
4-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
* Особенности театрального искусства.
* Виды театрального искусства.
* Рождение спектакля.
* Театр снаружи и изнутри.
* Культура зрителя.
5-й раздел — «Работа над спектаклем» — базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы.
Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность реализации программы «сказочный мир театра».
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Мы стремимся дать детям знания, научить их читать, писать считать, а не способность чувствовать думать и творить.
Инновационность этой программы заключается в особой роли театрализованной деятельности, в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких старичков и их спасение во многом зависит от театрализованной игры, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка, и дарим ему радость.
Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача — сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения.
Цели и задачи дополнительной образованной программы
«Волшебный мир театра».
Целью творческой программы является раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, через театрализованную деятельность.
Задачи дополнительной образовательной программы :
1. Обеспечить адекватное развитие Я - концепции и самоуважения. Научить ребенка любить себя и окружающий его мир, развивать индивидуальность, формировать базис личностной культуры и радость существования. Ребенок должен уметь выражать свое эмоциональное состояние через действие, читать эмоциональный портрет другого человека, контролировать эмоциональное состояние.
2. Научить дружелюбному взаимодействию со взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста, с природой. Формировать умение сопереживать горестям, умение делить радость с другими.
3. Повысить уровень подвижности и тренированности внимания, памяти; развивать воображение, речь детей, добиваясь выразительности, четкости дикции, ритма, темпа речи.
Главное в программе является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к проявлению творчества в любой деятельности.
Отличительные особенности дополнительной образованной программы «Сказочный мир театра» от существующих.
Данная программа хорошо развивает :
1. Психофизические способности (мимику, пантомимику)
2. Развивает речь (монолог, диалог, дикцию, интонацию)
3. Формирует интерес к театрализованной игре : разыгрывание стихов, песен, потемок, мини-сценок.
4. Учит владеть куклой.
5. Обогащает театральный опыт, но мало уделяет внимания на развития творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать и брать роль на себя.
Исходя из этого, опираясь на исследования современных педагогов, психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. М. Минаева, Т. Н. Доронова, Л. П. Бочкарева, пришла к выводу, что важнейшим является:
• принцип специфичности театрализованной деятельности, объединяющий игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленной, осмысленно пережитый) компоненты;
• принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной и музыкальной деятельности ребёнка - в этом главная особенность и отличие данной программы от существующих.
Кроме того, основываясь на исследовании И. Ярославцевой, мы включили в программу в раздел «Театральная игра» основы кукловождения.
В детских садах можно обнаружить самых разнообразных представителей кукольного театра – от ложек и веников, до сложнейших тростевых кукол, требующих для управления не меньше двух актеров.
Но сделать кукол – одно дело. Поставить кукольный спектакль – другое дело. А соединить кукольный театр с педагогическими принципами – нечто третье.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
«Сказочный мир театра».
Продолжительность реализации дополнительной программы составляет три учебных года, охватывая средний и старший дошкольный возраст.
I этап подготовительный (младший возраст 3-4 лет)
Основные направления театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре - драматизации. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включится в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героя, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ходе занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
II этап средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные «параллельные» роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Задачи и содержание работы.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизации или режиссерской, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересы ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что со мной только что, было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т. п.).
Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр ложек – дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам. (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница», Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята»; Л. Зубкова «Мы делили апельсин»).
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основной работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.
III этап старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
- от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре - имитации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
- от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов;
- от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы.
Новым аспектом совместно деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказки Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой».
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основной или важной частью театрализованной игры, в которой реальный литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т. е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театральной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т. д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Формы и режим занятий.
Общие методологические основы организации
детской театрализованной деятельности.
Фронтальные и индивидуальные занятия проводятся в просторном регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий, используем мягкие объемные модули различной конфигурации, ширмы разной высоты, декорации (домики, деревья и т. д., различные виды театров (костюмы, маски - шапочки, перчаточные куклы, куклы Би-ба-бо, люди - куклы, театр на гапите, теневой театр и т. д., также используем музыкальный инструмент (фортепьяно) и аудиотехнику.
Форма одежды облегченная, мягкая обувь.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в утренние или вечерние часы, продолжительностью (средняя - 20 мин, старшая - 25 мин., подготовительная - 30 мин.). Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.
Групповая игровая деятельность - основная форма организации театральных занятий - придумывание сказок, подвижные, пантомимические игры, комплексные игровые праздники, театральные постановки, игры - забавы, развлечения, воображаемые путешествия.
Театральные занятия строятся как общение детей друг с другом, проводятся как коллективный выход в театр с последующим обсуждением («Театр после театра»). Большое значение имеют игры практической направленности: групповые на простейшее общение без слов; оправдание движения в позе; пантомимические игры; минута всеобщего обожания; «Азбука театра». Среди методов воздействия выделяются словесные и наглядные методы: беседы («Театр и его особенности», «Театр - искусство коллективное», «Спектакль - результат коллективного творчества», «О культуре поведения в театре», «О действии как основном выразительном средстве сценического искусства», коммуникативные тренинги общения, диалоги, этюды, речевые образцы, словесные методы, сочетаясь с наглядными усиливают предметно - игровое воздействие.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям: они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр, в результате которых, для дальнейшей работы, дети делятся на группы или подгруппы. С этой же целью используются веселые считалки, когда дети самостоятельно выбирают водящего или участников очередного задания или этюда
Успешность и результативность театральных занятий зависит от тесного сотрудничества с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно - изобразительная деятельность, поэтому дети старшей и подготовительной групп создают эскизы декораций и костюмов к спектаклям.
Кроме того, театральные игры используются на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях познавательного цикла.
Программа дополнительного образования обеспечивает:
1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое, умственное интеллектуальное развитие.
2. Эмоциональное благополучие каждого ребенка
3. Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей
4. Приобщение к общечеловеческим ценностям.
5. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развитие ребёнка