Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»

Татьяна Туркова
Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»

МБДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Объячево

Программа

Воспитание интерес и гражданских чувств к родной стране у детей 4-5-6 лет дошкольного возраста

Составила Туркова Т. Е.

2017

Содержание

1. Пояснительная записка …. 2

2. Цели, задачи, основные направления …. 4

3. Содержательный раздел …. 6

3.1. Модель «Совместная деятельность педагога и детей»…. 6

3.2. Модель «Взаимодействие с родителями» ….7

Литература …8

Пояснительная записка

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д. С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [2].

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3] .

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое гражданское воспитание».

В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.

Погружая ребенка в национальный быт того времени, в мелодику народной речи, педагог создает среду для восприятия традиций ценностей своего народа и таким образом формирует любовь к Родине.

2. Цель: воспитание интереса и гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи:

- воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитания уважения к труду;

- расширения представлений о родном селе;

- знакомства детей с символами республики, государства (герб, флаг, гимн);

- развития чувства ответственности и гордости за достижения Коми, России;

- формирования толерантности, чувства уважения к труду человека разной профессии.

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

-развития интереса к русским традициям и промыслам;

Участники взаимодействия: дети, родители воспитанников, педагоги.

Основные методы работы: беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, экскурсии, обсуждение ситуаций, праздники, д/и, пректы.

К работе привлекались родители дошкольников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по воспитанию гражданственности также относится к числу необходимых педагогических условий.

Основные формы работы: индивидуальные, групповые

Организационные условия

Модель «Совместная деятельность педагога и детей (режимные

моменты)»

-подготовить детализированную карту села с использованием

плоскостного моделирования сооружений и их частей, -подготовить задания для викторины,

-подобрать фотографии, иллюстрации с изображением

Объячева, подобрать документальную и художественную литературу об истории республики,государства

-изготовить д/игры,

-приготовить атрибуты для подвижных игр, -подобрать природный материал для игры-эксперимента, -подготовить художественный материал

Модель «Взаимодействие с родителями»

-мини проекты, подбор фотографии, открытки, иллюстрации с изображением

исторических и современных мест села, республики, России, консультации для родителей, подбор литературы для создания мини-библиотеки, изготовление книжек-самоделок,

Модель «взаимодействие с педагогами»

-поделится опытом;

- показать мастер-класс.

3. Содержательный раздел

3.1. Модель «Совместная деятельность педагога и детей»

Месяц Тема Задачи Источник

Январь «Я-человек» Обогатить представление о себе и своих сверстниках, учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям Мосалова Л. Л. стр 9.

Февраль «Моя семья» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга; воспитывать желание заботиться о близких. Мосалова Л. Л. стр. 17

Март «Где работают мои близкие» Узнавать и называть людей разных профессий; развивать интерес к профессиям близких людей; воспитывать уважение к людям разных профессий. Мосалова Л. Л. стр. 24

Апрель «Дом, улица, адрес» Беседа о селе, названия улиц, достопримечательности села, о своем доме, традициях. Дать представление о том что такое Малая родина. Мосалова Л. Л. стр. 26-27

Май «Никто не забыт, ничто не забыто» Формировать патриотические чувства о Малой Родине, воспитывать уважение и гордость за ветеранов ВОВ

Июль «Таблетки растут на грядке» Дать знания об овощах, которые растут у нас в селе, познакомить с понятием витамины, выработать заботливое отношение к растениям. Мосалова Л. Л. стр. 12

Август «Транспорт родного села» Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД Зеленова Н. Г. стр 62

Сентябрь «Я живу в республике Коми» Дать представление о карте России, обозначить положение Республики, назвать столицу республики, познакомить с гербом, флагом гимном Республики, природными особенностями Коми

Октябрь Жилище коми человека Сформировать представление о том, как жили раньше в нашей республике, чем занимались люди из прошлого Экскурсия в краеведческий музей

Ноябрь «герои Коми сказок» Обобщить знания детей о сказках, рассказать о Коми сказках и их героях.

Декабрь «Наша страна Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о, России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства Н. Г. Зеленова

Стр 24

3.2. Модель «Взаимодействие с родителями»

Месяц Наглядная информация

январь Мини проект «Мое имя»,

февраль Фото-выставка я и моя семья, изображение гениологического дерева,

Март Статья «активный отдых»

апрель Мини-проект «мой дом»

май Сбор фотографии, открытки, иллюстрации с изображением

исторических и современных мест села

июль Сделать свой мини огород

август консультация «Люби и знай свой край»

сентябрь Мини проект «мое село»

октябрь Статья «Наши привычки – привычки детей»

ноябрь подбор литературы для создания Коми мини-библиотеки

декабрь Подбор фото и изображений на тему «Путешествие по России»

Список литературы:

1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников «издательство Скрипторий 2003», 2007

2. Иванова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Т. И. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. – 96 с.

3. Козакова, И. П. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И. П. Козакова// Обруч. 2003.- №6.- С. 8-12.

4. Л. Л. Мосалова. Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, «Детство - Пресс», 2013

Публикации по теме:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках Лучше — молча.

Формирование элементарных представлений у детей 6–7 лет о России как о родной стране, об Иркутской области, о родном городе МБДОУ № 114 Перспективный план Формирование элементарных представлений у детей 6-7 лет о России, как о родной стране, об Иркутской области,.

План по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 4–5 лет» Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Сенсорное воспитание является неотъемлемой.

Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста 4–6 лет ПРОГРАММА ИНТЕНСИВНОГО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ) Развитие ребенка: восприятие им окружающего мира, представлений,.

Программа по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» .

Программа «Волшебный конструктор» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный конструктор» для детей дошкольного возраста Автор-составитель: Хабибуллина А. Н. ,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Опыт работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Актуальность: В настоящее.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста 2–3 лет в режимных моментах Конспекты режимных моментов УмываниеЗадачи: - учить аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место, соблюдать правила.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 21:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 1
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 1. Доброе время суток уважаемые друзья, коллеги и гости! Осенняя пора… Яркая, красочная, живая, богатая....
Конспект занятия по лепке «Грибочки для белочек» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: формировать у детей эмоциональный отклик на просьбу о помощи. Задачи: продолжать учить детей формировать определенный предмет из пластилина, разными...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....