МААМ-картинки

Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»

Татьяна Туркова
Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»

МБДОУ «Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Объячево

Программа

Воспитание интерес и гражданских чувств к родной стране у детей 4-5-6 лет дошкольного возраста

Составила Туркова Т. Е.

2017

Содержание

1. Пояснительная записка …. 2

2. Цели, задачи, основные направления …. 4

3. Содержательный раздел …. 6

3.1. Модель «Совместная деятельность педагога и детей»…. 6

3.2. Модель «Взаимодействие с родителями» ….7

Литература …8

Публикация «Программа „Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет“» размещена в разделах

Пояснительная записка

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Академик Лихачёв Д. С. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» [2].

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [3] .

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа. Вот почему базой для развития гражданской активности детей дошкольного возраста является культура родного края, а содержанием – «патриотическое гражданское воспитание».

В детском саду данная работа имеет свою специфику, обусловленную особенностями психики дошкольников. У них преобладает наглядно-образное, конкретное мышление, эмоциональное восприятие окружающего, но при этом отсутствует в полной мере «чувство истории». В приобретении опыта им необходимо опираться на конкретные образы людей, событий. Неоценимым подспорьем здесь может стать исторический потенциал народа, воплощенный в героических образах, памятниках культуры, географических пунктах, связанных с важными историческими событиями. Наличие конкретного образа для подражания является условием для самопознания, для личностной идентификации дошкольника.

Погружая ребенка в национальный быт того времени, в мелодику народной речи, педагог создает среду для восприятия традиций ценностей своего народа и таким образом формирует любовь к Родине.

2. Цель: воспитание интереса и гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи:

- воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитания уважения к труду;

- расширения представлений о родном селе;

- знакомства детей с символами республики, государства (герб, флаг, гимн);

- развития чувства ответственности и гордости за достижения Коми, России;

- формирования толерантности, чувства уважения к труду человека разной профессии.

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

-развития интереса к русским традициям и промыслам;

Участники взаимодействия: дети, родители воспитанников, педагоги.

Основные методы работы: беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, экскурсии, обсуждение ситуаций, праздники, д/и, пректы.

К работе привлекались родители дошкольников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по воспитанию гражданственности также относится к числу необходимых педагогических условий.

Основные формы работы: индивидуальные, групповые

Организационные условия

Модель «Совместная деятельность педагога и детей (режимные

моменты)»

-подготовить детализированную карту села с использованием

плоскостного моделирования сооружений и их частей, -подготовить задания для викторины,

-подобрать фотографии, иллюстрации с изображением

Объячева, подобрать документальную и художественную литературу об истории республики,государства

-изготовить д/игры,

-приготовить атрибуты для подвижных игр, -подобрать природный материал для игры-эксперимента, -подготовить художественный материал

Модель «Взаимодействие с родителями»

-мини проекты, подбор фотографии, открытки, иллюстрации с изображением

исторических и современных мест села, республики, России, консультации для родителей, подбор литературы для создания мини-библиотеки, изготовление книжек-самоделок,

Модель «взаимодействие с педагогами»

-поделится опытом;

- показать мастер-класс.

3. Содержательный раздел

3.1. Модель «Совместная деятельность педагога и детей»

Месяц Тема Задачи Источник

Январь «Я-человек» Обогатить представление о себе и своих сверстниках, учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям Мосалова Л. Л. стр 9.

Февраль «Моя семья» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга; воспитывать желание заботиться о близких. Мосалова Л. Л. стр. 17

Март «Где работают мои близкие» Узнавать и называть людей разных профессий; развивать интерес к профессиям близких людей; воспитывать уважение к людям разных профессий. Мосалова Л. Л. стр. 24

Апрель «Дом, улица, адрес» Беседа о селе, названия улиц, достопримечательности села, о своем доме, традициях. Дать представление о том что такое Малая родина. Мосалова Л. Л. стр. 26-27

Май «Никто не забыт, ничто не забыто» Формировать патриотические чувства о Малой Родине, воспитывать уважение и гордость за ветеранов ВОВ

Июль «Таблетки растут на грядке» Дать знания об овощах, которые растут у нас в селе, познакомить с понятием витамины, выработать заботливое отношение к растениям. Мосалова Л. Л. стр. 12

Август «Транспорт родного села» Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД Зеленова Н. Г. стр 62

Сентябрь «Я живу в республике Коми» Дать представление о карте России, обозначить положение Республики, назвать столицу республики, познакомить с гербом, флагом гимном Республики, природными особенностями Коми

Октябрь Жилище коми человека Сформировать представление о том, как жили раньше в нашей республике, чем занимались люди из прошлого Экскурсия в краеведческий музей

Ноябрь «герои Коми сказок» Обобщить знания детей о сказках, рассказать о Коми сказках и их героях.

Декабрь «Наша страна Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о, России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства Н. Г. Зеленова

Стр 24

3.2. Модель «Взаимодействие с родителями»

Месяц Наглядная информация

январь Мини проект «Мое имя»,

февраль Фото-выставка я и моя семья, изображение гениологического дерева,

Март Статья «активный отдых»

апрель Мини-проект «мой дом»

май Сбор фотографии, открытки, иллюстрации с изображением

исторических и современных мест села

июль Сделать свой мини огород

август консультация «Люби и знай свой край»

сентябрь Мини проект «мое село»

октябрь Статья «Наши привычки – привычки детей»

ноябрь подбор литературы для создания Коми мини-библиотеки

декабрь Подбор фото и изображений на тему «Путешествие по России»

Список литературы:

1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников «издательство Скрипторий 2003», 2007

2. Иванова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Т. И. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. – 96 с.

3. Козакова, И. П. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И. П. Козакова// Обруч. 2003.- №6.- С. 8-12.

4. Л. Л. Мосалова. Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, «Детство - Пресс», 2013

Публикации по теме:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста» «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках Лучше — молча.

Формирование элементарных представлений у детей 6–7 лет о России как о родной стране, об Иркутской области, о родном городе МБДОУ № 114 Перспективный план Формирование элементарных представлений у детей 6-7 лет о России, как о родной стране, об Иркутской области,.

План по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста 4–5 лет» Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Сенсорное воспитание является неотъемлемой.

Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста 4–6 лет ПРОГРАММА ИНТЕНСИВНОГО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ) Развитие ребенка: восприятие им окружающего мира, представлений,.

Программа по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» .

Программа «Волшебный конструктор» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный конструктор» для детей дошкольного возраста Автор-составитель: Хабибуллина А. Н. ,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Опыт работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Актуальность: В настоящее.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста 2–3 лет в режимных моментах Конспекты режимных моментов УмываниеЗадачи: - учить аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место, соблюдать правила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Воспитание интереса и гражданских чувств к родной стране у детей дошкольного возраста 4–5–6 лет»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 21:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД