Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома

Чувалова Наталья Викторовна
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома

Программа воспитания и социализации воспитанников Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2018-2019 годы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социальное воспитание - это планомерная работа по духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его гражданственности, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, привитию экологической культуры.

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому принадлежит.

«Общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация, могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация, создали прочную семью (семейная социализация, были законопослушными гражданами (политическая социализация, а также могли быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни. Возможность достичь жизненного успеха зависит и от способности личности приспособиться к новым условиям. В связи с этим особое значение приобретает способность личности принимать решения и противостоять внешнему давлению, что также свойственно социализированному человеку. Мудрик А. В.»

Предполагается, что после окончания общего образования выпускник будет иметь «сформированность черт, задаваемых его статусом и требуемых в данном обществе» т. е. его поведение будет соответствовать с принятыми в данном государстве образцами, нормами, ценностями; он будет обладать способностями самостоятельного принятия решений, противостоять внешнему давлению, отстаивать свое мнение.

Актуальность

Анализ статуса воспитанников школы-интерната показывает, что 97,7% детей поступили из неблагополучных семей, воспитывались в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяла их развитие, наделила негативным багажом жизненного опыта.

Большинство детей при поступлении в школу-интернат уже имеют опыт общения с правоохранительными органами - состоят на учете, имеют проблемы со здоровьем, есть дети, не обучавшиеся в школе в течение нескольких лет по тем или иным причинам. Родители воспитанников практически не занимались развитием своих детей, педагогическая запущенность привела к снижению их интеллектуальных возможностей, памяти, ограниченному представлению об окружающем мире, словарный запас детей беден, отсутствует учебная мотивация, очень низкая познавательная активность. Потеря авторитета родителей привела к отрицанию авторитета всех взрослых, их асоциальное поведение копируют дети, отрицательные, в том числе не

свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести - это не полный перечень проблем прошлого воспитания.

Неразвитость волевых качеств (самодисциплина, организованность, самостоятельность, настойчивость, терпение) приводит к тому, что в самостоятельной жизни эти дети испытывают большие трудности во всех сферах жизни. Практически единицы из выпускников заканчивают те учебные учреждения, в которые поступили, в результате чего могут рассчитывать только на низкооплачиваемые рабочие места, не требующие квалификации (грузчик, разнорабочий и т. д.). Тогда и начинается критический период в жизни выпускника сиротского учреждения, часто приводящий его к криминалу или злоупотреблениям. У социальных сирот заложена деформированная модель поведения взрослого человека, поэтому возникают трудности и в создании семьи, воспитании детей, отношениями в рабочем коллективе.

Однако все перечисленные выше проблемы не фатальны, важнейшую роль, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации обычно это, прежде всего родители, затем педагоги и в подростковом возрасте сверстники.

В интернатах основными агентами социализации являются воспитатели, учителя и сверстники.

Задача воспитателя в интернате - создать условия, приближенные к семейным и скорректировать огрехи прошлого воспитания, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Жизни по правилам и законам принятом в этом обществе, осмыслив себя, как гражданина общества, развив свои задатки и способности, взвешенно подойдя к выбору профессии, имеющего стойкие убеждения к здоровому образу жизни.

Цель данной программы социализации воспитанников заключается в воспитании в детях - сиротах «жизнестойкости», позволяющей человеку не потерять себя в жизни. Жизнестойкость обеспечивает ребенка механизмами и способами вхождения в самостоятельную жизнь.

Цель: воспитание социально активного человека, который может жить самостоятельно, является полноценным членом общества, обладает готовностью к самореализации личностной, профессиональной, гражданской, влияющий на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

Задачи :

осуществлять эмоциональное развитие воспитанников, развивать потребность в сочувствии сопереживании;

развивать в воспитанниках потребность в здоровом образе жизни;

развитие учебной и трудовой активности воспитанников,

расширять представления воспитанников о мире, людях, обществе, нормах поведения принятых в обществе;

ослаблять зависимость ребенка от взрослого (формирование самостоятельности);

формировать умение заботиться о себе и о других, видеть положительные качества других и свои собственные;

формировать умение самостоятельно организовывать свою работу, осознавать труд как основу собственности;

развивать чувство личной ответственности за свою жизнь.

Содержание программы.

План сетка мероприятий на 2018-19 учебный год. 1. Беседа: «День знаний». Эмоционально настроить детей на учебу. Повышать мотивацию к учебе.

(сентябрь).

2. Инструктаж: «Правила поведения, устав дома – интерната»

Цель: Профилактика травматизма, нарушений устава дома-интерната.

(сентябрь).

3. Диагностическое занятие. Школа самоорганизации: «Ты и твое время».

Цель: Выявить умение воспитанников к саморегуляции и самоорганизации.

(сентябрь).

4. Диагностическое занятие: изучение социализированности личности учащегося

(разработана профессором М. И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

(сентябрь)

5. Беседа о толерантности :«Все мы разные, но общего у нас много!»

Подготовка к празднованию Всемирного дня учителя – участие в школьных мероприятиях.

Цель: Сформулировать у воспитанников отношение к таким понятиям, как россияне, межнациональные отношения, государственное и национальное самосознание.

Цель: Развитие уважительного отношения к труду учителей и педагогов

(октябрь).

6. Составление презентации ко дню защиты животных

Цель: формирование бережного отношения к природе и всему живому на земле, показать взаимосвязь экологических проблем и сохранение исчезающих видов.

(октябрь)

7. Беседа - рассуждение «В какой стране я хотел бы жить»

Цель: проанализировать причины проявления этнических и религиозных противоречий в России. Обсудить возможность добрососедских отношений.

(октябрь).

8. Этическая дискуссия: нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Цель: расширить представление детей о том, что такое добрый поступок, дать нравственную оценку этому явлению.

(октябрь).

9. Школа самоорганизации; тестирование: «Организованный ли ты человек».

По материалам сайта.

Цель: формирование положительного отношения к таким качествам как обязательность организованность, собранность.

(ноябрь).

10. Диспут «С чего начинается дорога к человечности»

Цель: ознакомить ребят с правами наций, закрепленными в Конституции России и принципами толерантности.

(ноябрь).

11. Игровая ситуация: «Диагноз: неорганизованность».

Цель: расширить представления детей о рациональном использовании времени его планированию, выполнению режима дня.

(ноябрь).

12. Занятие и просмотр презентации: «Права ребенка сложно и просто»

Цель: повторение закрепленных в Конвенции о правах ребенка прав, научить применять их в жизни.

(ноябрь).

13. Диспут, круглый стол: «Что имеем, не храним, потерявши плачем»

Цель: Формирование потребности к здоровому образу жизни; расширение представлений о разрушительном действии вредных привычек на организм человека; развитие понимания

взаимосвязи состояния здоровья и будущих жизненных перспектив.

(декабрь).

14. Развлекательное мероприятие: «Новый год к нам мчится»

Цель: Создание позитивного эмоционального заряда, способствовать сплочению коллектива

группы.

(декабрь).

15. Диспут: «Что такое трудовой героизм?; пример трудового героизма в 1920-1940 годов».

Цель: формирование патриотических чувств на примере трудового героизма 20-40 годов.

(декабрь).

16. Информационная беседа: «Рынок труда; востребованные и не востребованные профессии»

Цель: расширять представления ребят о профессиях, помочь с выбором востребованных

на рынке труда профессий.

(декабрь).

17. Беседа:«Необходимость труда для своего обеспечения».

Цель: воспитывать сознательное отношение к труду, как к средству жизненного самоопределения.

(январь).

18. «Россия родина россиян»«Многонациональные Герои России».

Цель: познакомить с судьбами выдающихся людей России других национальностей.

(январь).

19. Интерактивный обзоручебных заведений РК «Какую профессию выбрать».

Цель: знакомство с предлагаемыми специальностями, выявление профессиональных намерений воспитанников

(январь).

21. Беседа «Победы России XIII – XVIII» «Народное ополчение Минина и Пожарского»

Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.

(январь).

20. «Духовные праздники и их значение -Масленичная неделя».

Цель: праздники как объединительный фактор общества, их символическое значение, отражение принципов жизни народа, влияние на развитие национальных особенностей

(февраль).

22. Практическое занятие «Учимся жить в обществе (дружелюбие, общительность, ответственность, взаимовыручка)

Цели: усвоенные социальные и коммуникативных навыки.

(февраль)

23. Ролевая игра «Как и где попросить помощь в случае необходимости»

Цели: Умение контролировать себя в разных ситуациях, усвоенные действия и привычки, помогающие не растеряться в необычной ситуации.

(февраль)

24. Семейное воспитание. Семейный досуг «Вечером у нас дома». Анкета «Что такое семейное счастье?»

Цели: Формировать положительные установки на создание будущей семьи; ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней; формировать хозяйственно-бытовые умения и навыки; формировать представления о семье, её функциях и нравственных основах; учить умению строить семейные взаимотношения на основе любви, взаимоуважения, заботы и понимания.

(февраль)

25. Мини лекция: «Что труд дает человеку?»

Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.

(март).

26. Беседа «Победы России XIII – XVIII» ,«Русские победы в эпоху Петра Великого»

Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.

(март).

27. Беседа: «Труд красит человека, а безделье уродует».

Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.

(март).

28. Ситуационная игра: «Я плохо схожусь с людьми, почему?»

Развитие коммуникативных способностей

(март)

29. Беседа: «Обычаи и традиции народов России».

Расширение знаний истории народов населяющих Россию, культурных обычаев, традиций.

(апрель)

30.«Я выбираю здоровье!». Устный журнал «Как стать неболейкой»

Цели: профилактика здорового образа жизни, борьба с вредными привычками; формировать жизнестойкость посредством физической культуры и спорта. (апрель)

31. Трудовой десант.

Цели:Научить ребенка самому ставить задачу, планировать пути и возможности ее решения.

(апрель)

32. Презентация: «Россия в освоении космоса».

расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника, воспитание патриотических чувств

(апрель)

33. Час общения: «Человека судят по его делам».

Осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению

(май).

34. Беседа: «Президент- защитник интересов России в мире».

Знакомство с международной ролью президента, формирование патриотического настроения

(май).

35. Беседа: «Куда обратится если тебе трудно?»

Знание права детей сирот, умение обратится в учреждения социальной защиты и

службу опеки и попечительства.

(май).

36. Лингвистический марафон: «Знаю свой родной язык», расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника

(май).

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома» Введение. В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система.

Межгрупповое развлекательное мероприятие для воспитанников детского дома «Я вареники леплю» ГКУ «Детский дом (смешанный)№7» Межгрупповое развлекательное мероприятие «Я вареники леплю, я вареники люблю». Воспитатель: Романенко Ольга.

Сценарий мероприятия для воспитанников детского дома «Осторожно, Спид!» Осторожно, СПИД! Цели: сформировать представления о болезни века; познакомить воспитанников с основными сведениями о болезни и опасными.

Открытый урок для воспитанников детского дома «Испания» Открытый урок. Шакенов Шамиль Рифхатович. Воспитатель 3-4 группы Тема : Испания. Цели и задачи урока: Образовательные: создать условия для.

Программа социологического исследования «Роль воспитания в социализации личности» Программа социологического исследования по теме: «Роль воспитания в социализации личности» 1. Методологический раздел. Обоснование проблемы.

Русский народный праздник «Масленица». Сценарий для воспитанников детского дома Русский народный праздник «Масленица» Цель: Приобщить детей к русским народным праздникам через различные виды деятельности. Ведущий 1:.

Сценарий мероприятия для воспитанников детского дома «День Победы» Сценарий мероприятия "День победы" Невозможно в полной мере ощутить боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется.

Семейное воспитание — залог успешной адаптации воспитанников детского дома Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации воспитанника детского дома Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского.

Воспитание ценностного отношения к здоровью у воспитанников детского дома Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом.

Внеклассное мероприятие для воспитанников детского дома-интерната «День варенья!» ДЕНЬ ВАРЕНЬЯ Цель : создать в зале праздничную атмосферу. Подготовила и провела : воспитатель 7 группы Мелешко М. В. В любую погоду.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома
Опубликовано: 28 августа 2018 в 10:09
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

Конспект дистанционного НОД по ФЭМП в средней группе «Три поросёнка»
Цель: Учить считать в пределах 3, называя числа по порядку, согласовывая их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов....
Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению вороны из кругов Вороны - птицы очень умные. Нередко приходится наблюдать , как пара ворон сидит на...
Фотоотчёт по рисованию в старшей группе «Птичка — свистулька»
Цель занятия: знакомство с русской народной игрушкой – свистулькой. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, умение рисовать птичку - свистульку в...