МААМ-картинки

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе

Игнатьева Нина Александровна
Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе

1. Пояснительная записка Актуальность

Логопедические диагнозы воспитанников : Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.

1.2 Научная обоснованность

Ведущим принципом данной рабочей программы является принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов профилактики и коррекции речевых нарушений, а также осуществление личностно-деятельностного подхода.

Публикация «Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе» размещена в разделах

Важным аспектом программы является понимании единства психического и речевого развития, осуществляющееся с опорой на межанализаторные связи. Включение всех участников образовательного процесса в коррекцию речевого дефекта (сотрудники ДОУ и родители детей совместно с учителем-логопедом) позволяет добиваться устойчивых результатов в коррекции звукопроизношения.

Кроме того, в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности, интеграции ФГОС в организацию коррекционно-педагогического процесса.

1.3 Направленность и уровень программы (цель, задачи, адресат)

Цели:

• Формирование правильного звукопроизношения на основе комплекса индивидуальных коррекционных упражнений, включающих в себя систему навыков на развитие мелкой, артикуляционной моторики, силы и продолжительности речевого выдоха, создаваемой с опорой на сенсорную базу и наглядно-образное мышление.

• Обучение ребёнка осознанному подходу к своему речевому дефекту, выбору способов его коррекции и правильному проведению звука на всех этапах его автоматизации и дифференциации.

• Достижение взаимопонимания между ребёнком и учителем-логопедом в ходе коррекции, автоматизации и дифференциации звуков. Стремление сделать этот процесс интересным и желаемым для ребёнка.

Задачи

• Продолжаем формировать правильные артикуляционные позы для звука [л] (губы в широкой улыбке и в посдедствие занимают положение следующего за ним гласного; зубы разомкнуты; кончик язык поднят к основанию передних зубов; воздушная струя: проходит равномерно в щель между краями языка и коренными зудами со звуком [ы] и отрываясь от зубов, образует звук [л]; мягкое небо: нёбная занавеска поднята; голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Звук [л] звонкий. Для воспроизведения звука [ль] язык отодвигается слегка назад к альвеолам.

• Одновременно развивать мелкую моторику; Снимать саливацию (по необходимости).

• Ставить звук [л], опираясь на зрительный, слуховой и тактильный контроль.

• Автоматизировать и дифференцировать звук [л] в самостоятельной речи.

• Развивать навыки самоконтроля и заинтересованности, инициативности и самостоятельности.

Адресаты: группа:

группа:

1.4. Формы проводимой работы

Используются индивидуальные формы работы : (по 10-15 минут – 1 раз в неделю, и подгрупповые формы работы : (по 25 минут – 1 раз в неделю). При постановке звука преобладает индивидуальная форма работы, а при автоматизации звуков – подгрупповая.

1.5. Условия реализации

Занятия проходят в хорошо оборудованном логопедическом кабинете. При работе с детьми используются:

- большие и малые зеркала, одноразовые салфетки, одноразовые ватные палочки, одноразовые шпатели;

- компьютерные программы : «Игры для «Тигры», «Моя мама - логопед», а также интерактивный портал «Мерсибо», для работы с дошкольниками, имеющими нарушения речевого развития;

- методические пособия для логопедов и родителей

С. В. Коноваленко, Коноваленко В. В. «Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», а также

домашние тетради для закрепления произношения звуков [л],[ль];

Е. А. Азова домашние тетради «Учим звуки»;

А. И. Богомолова «Логопедическое пособие для детей»;

О. Е. Громова «Логопедическое лото»; Е. С. Резниченко, О. Д. Ларина «Говорим правильно со звуками» : [л-ль ], [р-рь]»;

1.6. Способы взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ и родителями детей

• В «Индивидуальной тетради взаимодействия учителя-логопеда и родителя» даются рекомендации родителям по организации коррекционной работы по постановке звуков речи их автоматизации и дифференциации. С этой целью рекомендуются совместные мероприятия логопеда, воспитателя, специалистов ДОУ и родителей. Кроме этого проводятся консультации, открытые показы, «круглые столы», с родителями и специалистами ДОУ.

1.7. Показания и противопоказания к проведению программы.

Наглядный, осознанный подход при постановке звука с использованием игровых приёмов, инновационных методов может дать возможность достичь хороших результатов за более короткий промежуток времени. Затруднять работу по постановке звука может наличие аденоидов, сращение увули с миндалиной, отсутствие верхних резцов, короткая подъязычная уздечка, неправильный прикус. Родителям рекомендуется посетить специалистов: отоларинголога, стоматолога или ортодонта.

2. Содержание программы.

1. Подготовка к постановке звука [л] [ль] 1. Развитие артикуляционной моторики в целом.

2. Формирование правильной артикуляционной позы для звука [л] с опорой на сознание.

3. Формирование правильного речевого выдоха.

4. Совершенствование фонематического восприятия и представления.

1. Упражнения для языка

1.«Наказать непослушный язычок»

2. «Иголочка»

3. «Лопатка»

4. «Чашечка

5. «Конфетка»

6. «Маляр»

7. Вкусное варенье»

8. «Индюк»

2. Упражнения для губ

1. «Заборчик»

2. «Улыбка»

3. Упражнения для растягивания подъязычной уздечки.

1. «Гармошка»

2. «Лошадка»

(упражнения с опорой на видео ресурс портала «Мерсибо»)

4. Показываем артикуляционную позу звука [л] и учим ее удерживать (показ профиля звука «игры для Тигры», просодика, работа перед зеркалом, т. е. опора на сенсорные анализаторы, формирование самоконтроля).

5. Развиваем слуховое и фонематическое восприятие.

Учим слышать звук [л] в ряду звуков, слогах, словах( «Мерсибо» «игры для Тигры») 1. Качество предлагаемых упражнений:

Точность выполнения;

Способность свободно, плавно переключаться с одного вида движений на другое.

2. Способность ребенка правильно строить артикуляционную позу звука [л] и контролировать ее наглядно и с помощью ощущений.

3. Возможность длительно без посторонней помощи удерживать артикуляционную позу. Постоянно совместно с ребенком отмечать положительную динамику выполнения упражнений, выявлять и исправлять ошибки при их исполнении. 5-6 занятий по 15 минут 1 раз в неделю

2. Постановка звука [л]. Правильное произнесение звука [л] изолировано. 1. Способ

1. По подражанию (при слегка открытом рте произнести сочетание ЫА, при этом Ы произнести кратко. Касаемся кончиком языка основания верхних зубов). После усвоения произносить его при зажатом зубами рте. Получим ЛА.

2. Способ

От опорных звуков (от опорного звука [Ы] (упражнение «Пароход»). Способность правильно воспроизводить поставленный звук, отдифферен цировать его от ошибочного произношения. Уровень сформи- рованности фоне- матического слуха. Похвала за достижение результата, поощрение с помощью различных фишек. 4-5 занятий по 15 минут

Автоматизация звука [л] в слогах.

Автоматизация звука [л] во фразах

Автоматизация поставленных звуков в слогах. Развивать чувство ритма и рифмы, развивать фонематическое восприятие

Автоматизировать звук [л] в словах простой и сложной слоговой структуры, в начале с открытым, а затем с закрытым слогом.

Развивать слуховое внимание и память, фонематическое восприятие

Автоматизировать звук [л] во фразах, содержащих слова с ним.

1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах: лы, лэ, ла, ло, лу.

После того, как научились правильно произносить его в слогах, играем в игры:

1. Добавь слог: ко, по…

2. Повтори цепочку слогов: ла-ло-лу

Ла-ло- лу-лы

Ла-ло-лу-лы-лэ

3. Произнеси слоги и слова:

Ла-ла-ла – лак (здесь, автоматизируемый слог стоит в начале слова).

4. Слушай слова и повторяй за

мной те, где есть звук [л] :

лама, мала, полы, луна… («Мерсибо»)

5. Дидактическая игра «Семейка слов» (от слова ЛУНА).

6. Посчитай от1 до 10 со словом лапа (одна лапа, две лапы.) согласование числительных с существительными).

7. Дидактическая игра: «Громко, тихо, шепотом» (каждый слог или слово с ним произносится с разной силой голоса, т. е. работаем над модуляцией голоса).

8. Дидактическая игра «Подбери слово» дается серия картинок, надо выбрать слово с заданным слогом (ЛУНА, ЛУК).

9. Дидактическая игра «Подбери слово к звуковой схеме» («Мерсибо»).

10. Дидактическая игра «Ударение» : ЛА-ЛА-ЛА- я спала, я была (плыла, несла, ткала, учила, точила, водила…

11. Дидактическая игра «Назови и раздели» (деление слов на слоги).

12. Дидактическая игра «Измени слово по образцу» (образование краткой формы притяжательных прилагательных) У Луши сова. – Это Лушина сова.

13. Проговаривание и составление чистоговорок.

Аналогично проводится работа с обратными закрытыми слогами, интервокальной позиции, слогами со стечением согласных. Четкое произношение звука [л] в слогах, умение различать его в потоке звуков, в слогах.

Формирование фонематических процессов: анализа, синтеза, представления, восприятия, выделение ударного слога.

Работ а над просодическим компонентом речи. (темпом, ритмом, интонацией)

Совершенствование грамматического строя речи: словообразование, согласование числительных с существительными, образование краткой формы притяжательных прилагательных.

Правильное воспроизведение слоговой структуры сложных в звукослоговом отношении слов со звуком [л]. Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах.

Осознание ребенком достижения главного результата – правильного достижения звука. Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями).

Выяснить, что ребенку больше всего нравится, что его больше всего заинтересовало.

Игра «Поставь себе оценку 8-10 занятий по 15 минут.

6 занятий по 15 минут.

Автоматизация звука [л] во фразах.

Дидактические игры: «Что без чего?»

«Чей?» «Чья?» «Чьё?» «Чьи?»,

Здесь добавляется образование относительных прилагательных, спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

«Один – много», «Есть – нет»,

«Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?»

«Назови ласково?»

Продолжаем совершенствовать грамматический строй речи. Добавляются упражнения и дидактические игры на использование косвенных падежей сущее существительных, как в единственном, так и во множественном числе, согласование с ними прилагательных, построение предложно-падежных конструкций. Автоматизация [л] в относительных прилагательных, в словах, образованных с помощью суффиксов, в глаголах, образованных с помощью приставок. Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности. 6 занятий по 15 мин.

6. Автоматизация звука [л] в предложениях. Автоматизировать поставленный звук в потоке слов, в предложениях. Добиваться его четкого произношения во фразе, развивать фонематическое восприятие,

фонематический анализ и синтез, внимание, мышление, память и воображение. Составление предложений по картинке, по демонстрируемым действиям (полные ответы на вопрос). Дидактические игры: «Закончи предложение»,

«Вставь пропущенное слово»,

«Составь предложение по образцу»,

«Составь предложение по схеме», «Такое бывает»

«Составление предложений с помощью синквейна»

Аналогично проводится работа с обратными закрытыми слогами, интервокальной позиции, слогами со стечением согласных.

Интерактивный ресурс «Мерсибо», «Игры для тигры», «Моя мама –логопед» Формирование грамматического строя речи. Автоматизация и дифференциация звука [л]. 6 занятий по 15 мин.

7. Автоматизация звука [л] в свободной речи. Закрепить правильное произношение и свободное владение звуком в спонтанной речи. Пересказ, чтение стихов, произношение скороговорок. Составление всех видов рассказов, в том числе с опорой на мнемотаблицы, синквейн, участие в театрализованных представлениях. Чистота, четкость и легкость воспроизведения звука [л] в свободной речи. На сколько активно ребенок использует поставленный звук. Поощрение за достигнутые результаты. 8 занятий по 15 мин.

Примечание Одновременно с учителем-логопедом по этой программе работают воспитатель и родители.

3. Требования к результатам реализации программы.

• Звук [л] сформирован и введен в свободную речь ребенка.

• Планируемые результаты логопедической работы :

- ребенок должен уметь: правильно артикулировать звук [л] в различных фонематических позициях и формах речи;

- дифференцировать его от сходных по звучанию звуков речи;

- использовать звук в спонтанной речи, владеть способами самоконтроля.

4. Методы и средства оценки результативности программы.

По окончанию выполнения программы проводится диагностика звукопроизношения, результаты которой заносятся в журнал обследования детей. При обследовании используется «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой. Кроме того, с воспитателями и родителями ребенка проводится беседа по вопросу введения поставленных звуков в свободную речь.

Содержание

Автоматизация звука [л] в словах с открытым слогом.

Автоматизация поставленных звуков в слогах. Развивать чувство ритма и рифмы, развивать фонематическое восприятие 1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах: лы, лэ, ла, ло, лу.

После того, как научились правильно произносить его в слогах, играем в игры:

2. Добавь слог: ко, по…

3. Повтори цепочку слогов:

Ла-ло-лу

Ла-ло- лу-лы

Ла-ло-лу-лы-лэ

4. Произнеси слоги и слова:

Ла-ла-ла – лак (здесь, автоматизируемый слог стоит в начале слова).

5. Слушай слова и повторяй за

мной те, где есть звук [л] :

лама, мала, полы, луна…

6. Дидактическая игра «Семейка слов» (от слова ЛУНА).

7. Посчитай от1 до 10 со словом лапа (одна лапа, две лапы.) согласование числительных с существительными).

8. Дидактическая игра: «Громко, тихо, шепотом (каждый слог или слово с ним произносится с разной силой голоса т. е. работаем над модуляцией голоса).

9. Дидактическая игра «Подбери слово» дается серия картинок, надо выбрать слово с заданным слогом (ЛУНА, ЛУК).

10. Дидактическая игра «Подбери слово к звуковой схеме»

11. Дидактическая игра «Ударение» : ЛА-ЛА-ЛА

12. Дидактическая игра «Измени слово по образцу» (образование краткой формы притяжательных прилагательных)

У Луши сова. – Это Лушина сова.

13. Дидактическая игра «Назови и раздели» (деление слов на слоги).

14. Проговаривание и составление чистоговорок.

Аналогично проводится работа с обратными закрытыми слогами, интервокальной позиции, слогами со стечением согласных Четкое произношение звука [л] в слогах, умение различать его в потоке звуков, в слогах.

Сформированность фонематических процессов: анализа, синтеза, представления, восприятия, выделение ударного слога.

Сформированность просодического компонента речи. (темпа, ритма, интонации)

Состояние грамматического строя речи: словообразование, согласование числительных с существительными, образование краткой формы притяжательных прилагательных. Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах.

Осознание ребенком достижения главного результата – правильного достижения звука.

3. Автоматизация

Звука [л] в словах с закрытым слогом и со стечением согласных. Автоматизировать звук [л] в словах сложной звукослоговой структуры, развивать слуховое внимание и память, фонематическое восприятие Все названные выше упражнения проводятся на словах типа: самолет, подставка, сметана, утконос…

При этом акцент делается не только на автоматизацию звука [л], но и на формирование навыка произношения слов, сложной звуковой структуры. Правильное воспроизведение слоговой структуры сложных в звукослоговом отношении слов со звуком [л].

Наблюдать за речевым режимом в группе.

4. Автоматизация звука [л] во фразах Автоматизировать звук [л] во фразах, содержащих слова с ним. Дидактические игры: «Что без чего?»

«Чей?» «Чья?» «Чьё?» «Чьи?»,

«Один – много», «Есть – нет»,

«Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?»

«Назови ласково?»

Продолжаем совершенствовать грамматический строй речи. Добавляются упражнения и дидактические игры на использование косвенных падежей существительных, как в единственном, так и во множественном числе, согласование с ними прилагательных, построение предложно-падежных конструкций. Автоматизация [л] в относительных прилагательных, в словах, образованных с помощью суффиксов, в глаголах, образованных с помощью приставок. Контроль за речевым режимом в группе

Контроль за речевым режимом в группе

5. Автоматизация звука [л] в предложениях Автоматизировать поставленный звук в потоке слов, в предложениях. Добиваться его четкого произношения во фразе.

Развивать фонематическое восприятие, анализ и синтез, а также внимание, мышление, память и воображение. Составление предложений по картинке, по демонстрируемым действиям (полные ответы на вопрос). Дидактические игры: «Закончи предложение»,

«Вставь пропущенное слово»,

«Составь предложение по образцу»,

«Составь предложение по схеме», «Такое бывает»

«Составление предложений с помощью синквейна»,

Сформированность грамматического строя речи.

Автоматизация и дифференциация звука [л]. Контроль за речевым режимом в группе.

6. Автоматизация звука [л] в свободной речи. Закрепить правильное произношение и свободное владение звуком в спонтанной речи. Пересказ, чтение стихов, произношение скороговорок. Составление всех видов рассказов, в том числе с опорой на мнемотаблицы, синквейн, участие в театрализованных представлениях Сформированность самоконтроля при произношении звука [л] в свободной речи. Насколько хорошо ребенок произносит поставленный звук в свободной речи. Поощрение детей за достигнутые результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Программно-методические рекомендации) Москва «Просвещение», 2009г.

2. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» (Практикум по логопедии). Москва «Просвещение» 1989г.

3. Н. А. Чевелева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии» «Просвещение» Москва 1989г.

4. А. И. Богомолова «Логопедическое пособие для детей» «Библиополис» С-Петербугр 1994г.

5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопеда)Москва 1998г «Гном-Пресс».

6. Т. А. Ткаченко «Логопед у вас дома» «ЭКСМО» Москва 2011г.

7. О. Н. Яворская «Занимательные задания для логопеда» Москва 2015г.

8. Ирина Лопухина «Логопедия» (упражнения для развития речи) «Дельта» С-Петербург 1997г.

9. О. Е. Громова «Логопедическое лото» ООО «ТЦ Сфера»

10. Р. Лизунов «Логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры», Пермь ООО «РВС», 2008г.

11. Программа развития речи Моя мама логопед»

12. Интерактивный портал для развития речи дошкольников и младших школьников «Мерсибо» (https://mersibo.ru). Москва.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 6–7 лет с ОНР III уровня Тема недели: «Весна шагает по планете» Задачи: Коррекционно-образовательные: автоматизация звуков «Л» и «Ль», знакомство с буквой «Л»;.

Кинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопедаКинезиология и Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В современном обществе сложно найти совершенно здоровых детей. У детей существует множество отклонений в психическом и психосоматическом.

«Волшебная птица». Конспект интегрированной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №12» п. Романовка Конспект интегрированной.

Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ»Мастер-класс: «Применение предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда ДОУ» Цель: распространение педагогического опыта по применению предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на июнь ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ИЮНЬ 1 неделя Тема: лето Задачи: • Обогащение,.

Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы.Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы. Сайфурахманова Т. И., воспитатель Кислова Т. П., учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 7 г. Черемхово», Иркутская область В современном обществе.

Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя Осень. Признаки осени. Предметный словарь: осень, листья, листопад, дождь, заморозки, зонт, урожай, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина,.

Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами образовательного учреждения в коррекционно – развивающей работе с детьми- логопатами Во.

Взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Открытка для мамы»Взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя «Открытка для мамы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 16:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД