Папки-передвижки

Программа экспериментальной деятельности «Значение использования ИКТ в коррекционной работе логопеда»

Алевтина Никитенко
Программа экспериментальной деятельности «Значение использования ИКТ в коррекционной работе логопеда»

Программа экспериментальной деятельности

«Значение использования ИКТ в коррекционной работе логопеда»

Пояснительная записка

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

Публикация «Программа экспериментальной деятельности „Значение использования ИКТ в коррекционной работе логопеда“» размещена в разделах

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет логопеда, а не заменяет его.

Вид эксперимента : коррекционно-образовательный

Проблема: узнать, какое влияние оказывают компьютерные технологии на процесс коррекции звукопроизношения.

Цели эксперимента :

создать основные условия, для ИКТ в дошкольном учреждении;

показать значение ИКТ, в развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи;

с помощью ИКТ повышать мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствовать повышению речевой и познавательной активности;

с помощью ИКТ вызывать положительные эмоции у детей-логопатов.

повышать уровень мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы;

давать знаний в увлекательной и визуализированной форме,

вызывать чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания;

овладение компьютерной грамотностью, освоение воспитанниками современных информационных технологий;

развитие творческих способностей.

Задачи: вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью использования ИКТ, вызывать положительные эмоции у детей при помощи ИКТ; развитие речи при помощи использования ИКТ; показать значимость ИКТ на логопедических занятиях в ДОУ.

Методическое обеспечение: компьютер, коррекционно-развивающие игры

«Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры с тигрой», логопедическая программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно», фотоаппарат.

Эксперимент рассчитан на 3 месяца (с ноября по январь)

Участники эксперимента :

Учитель-логопед : Никитенко А. В.

2 группы детей :

1. Экспериментальная группа- в данной группе дети занимались по основной программе, но с использованием ИКТ. (4 человека)

2. Контрольная группа- в данной группе не использовались ИКТ, но занятия проходили по той же программе. (4 человека)

Этапы реализации эксперимента :

1. Диагностический: составление речевых диагностических карт, выявления уровня звукопроизношения, речевого развития, фиксирование результатов на видео.

2. Подготовительный:

Подготовить необходимые материалы для занятий с ИКТ; беседа с детьми о компьютере, знакомство с ним; познакомить с основными упражнениями для глаз, которые дети будут выполнять после каждого занятия с компьютером; рассказать детям об основных занятиях и упражнениях которые мы будем выполнять.

3. Практический:

В данной работе мною были использованы следующие логопедические программы :

- «Домашний логопед. Практический курс».

- «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

-«Игры с тигрой»

Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» - преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия.

Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Также мною были использованы логопедические игры из цикла «Игры с тигрой» (См. таблицу №1)

4. Результативный:

Участие в экспериментальной деятельности познакомит детей с компьютером, станет для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; самое главное скорректирует их звукопроизношение, недостатки в речевом развитии.

Таблица №1

Месяц Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ноябрь

(1 неделя) На формирование неречевого слуха мною были использованы следующие игры :

1.«Закрой глазки и определи, что это за шум?»

2.«Кто там?»

3. «Какой инструмент звучит?»

4. «Что это за животное?»

На развитие Артикуляционного аппарата:

1. «Веселый язычок»

2. «Делай как я»

3. «Повтори за мной правильно»

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед». Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. На формирование неречевого слуха мною были использованы следующие игры :

1.«Закрой глазки и определи, что это за шум?»

2.«Кто там?»

3. «Какой инструмент звучит?»

4. «Что это за животное?»

На развитие Артикуляционного аппарата: 1. «Веселый язычок»

2.«Делай как я»

3.«Повтори за мной правильно».

Все данный игры проводились без использования ИКТ

(2-ая неделя) На развитие Артикуляционного аппарата:

1. «Веселый язычок»

2. «Повторяй-ка»

3. «Делай как я»

Постановка звука (Л)

1. «Посмотри и повтори»

2. «Поставь язычок правильно»

3. «Повтори за Тигрой»

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед». Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. На развитие Артикуляционного аппарата:

1. «Веселый язычок»

2. «Повторяй-ка»

3. «Делай как я»

Постановка звука (Л)

1. «Посмотри и повтори»

2. «Поставь язычок правильно»

Все данные упражнения проводились без использования ИКТ

(3-я неделя) Автоматизация (Л) в слогах, словах и фразах.

1. «Повторяй за мной»

2. «Упражнения с Мишуткой»

3. «Звуковичок»

4. Скороговорки

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно» Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. Автоматизация (Л) в слогах, словах и фразах.

1. «Повторяй за мной»

2. Скороговорки

Все данные упражнения проводились без использования ИКТ

(4-ая неделя) На развитие Артикуляционного аппарата на звуки (Ш, (Р) :

1. «Веселый язычок»

2. Повторяй за язычком»

1. «Повторяй за мной»

2. Скороговорки

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно» Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. Автоматизация (Л) в слогах, словах и фразах.

1.«Веселый язычок»

2. Повторяй за язычком»

3.«Повторяй за мной»

4. Скороговорки

Все данные упражнения проводились без использования ИКТ

Декабрь

(1-ая неделя) Постановка звука (Р) 1.«Посмотри и повтори»

2.«Поставь язычок правильно»

3.«Повтори за Тигрой»

Автоматизация (Л (Ш(Ж (Р) в слогах, словах и фразах

1. «Звуковичок»

2. «Послушай и повтори»

3. «Скороговорочки»

4. «Повтори за мной»

5. Упражнения для язычка

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно» Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. Постановка звука (Р) 1.«Посмотри и повтори»

2.«Поставь язычок правильно»

Автоматизация (Л (Ш(Ж (Р) в слогах, словах и фразах:

1.«Послушай и повтори»

2.«Скороговорочки»

3.«Повтори за мной»

4. Упражнения для язычка

Все данные упражнения проводились без использования ИКТ

Декабрь

(2-ая неделя)

Декабрь

(3-ая неделя)

Декабрь

(4-ая неделя) Автоматизация (Р) в слогах, словах и фразах.

1. «Звуковичок»

2. «Послушай и повтори»

3. «Скороговорочки» «Повтори за мной»

4. Упражнения для язычка

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно» Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. Автоматизация (Р) в слогах, словах и фразах.

1. «Звуковичок»

2. «Послушай и повтори»

3. «Скороговорочки» «Повтори за мной»

4. Упражнения для язычка

Все данные упражнения проводились без использования ИКТ

Январь

(2-ая неделя) Автоматизация (Р, (Л, (Ш (Ж)

1. «Повтори за мной»

2., «Пропой за мной»

3. «Учимся говорить правильно»

4. «Звуковичок»

5. «Послушай и повтори»

6. «Скороговорочки»

Данные упражнения основаны на программе «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно» Все игры сопровождаются яркими картинками и веселой музыкой. Автоматизация (Р, (Л, (Ш (Ж)

1. «Повтори за мной»

2., «Пропой за мной»

3. «Учимся говорить правильно»

4. «Звуковичок»

5. «Послушай и повтори»

6. «Скороговорочки»

Все данные упражнения проводились без использования ИКТ

Январь

(3-ая неделя)

Январь

(4-ая неделя)

По завершению экспериментальной деятельности была проведена диагностика. Диагностика состояла из четырех речевых проб: звукопроизношение, фонематическое слуховосприятие, слоговая структура слова, лексика. На основании полученных данных построена диаграмма.

За основу обследования устной речи была взята методика Трубниковой Н. М., кандидата педагогических наук, доцента УГПУ, г. Екатеринбурга.

При оценке результатов были получены следующие данные: при использовании ИКТ в образовательной деятельности произошёл рост коэффициента речи, в среднем на 20 (с 50 до 70, с теми детьми, с которыми не использовались ИКТ, в среднем на 10 (с 50 до 60).

Использование ИКТ в коррекционной работе вызывает у детей положительные эмоции, интерес к логопедическим занятиям, знакомит детей с компьютерной грамотой. Специализированные компьютерные логопедические программы направлены на развитие звукопроизношения, развития фонематического слуха, тем самым способствуя быстрой коррекции дефектов речевого развития.

Используемая литература

1. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3 – С. 57-59

2. Кутепова Е. Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия : методические традиции и новаторство. – М., 2003

3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. № 6.

4. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М. ,1988.

5. Компьютерные программа «Домашний логопед. Учимся говорить правильно». авторы - Г. О. Аствацатурова, Л. Е. Шевченко.

6. Компьютерная программа «Трудные звуки», автор Скворцова И. В.

7. Компьютерные программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». авторы - Г. О. Аствацатурова.

8. Компьютерная программа «Игры с тигрой».

Публикации по теме:

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа экспериментальной деятельности «Значение использования ИКТ в коррекционной работе логопеда»
Опубликовано: 22 мая 2022 в 14:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД