Катерина Коурова
Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста «В мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
эмоционально – личностного развития детей старшего
дошкольного возраста.
«В мире эмоций»
Педагог-психолог д\с № 7: Коурова Е. А.
г. Вязьма
.
Пояснительная записка.
Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеть трудности в учении, работе, творчестве.
Публикация «Программа эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста „В мире эмоций“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ эмоционально – личностного развития.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Эмоции и чувства имеют большое значение в психической жизни детей дошкольного возраста. Как правило, у здорового ребёнка 5-7 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования. Но эта сила переживаний связана с большой неустойчивостью чувств.
С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Современное семейное воспитание детей раннего возраста, завышенные требования в дошкольном возрасте, перегрузка детей информацией, телевиденье, компьютеры и т. п. часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В. Н. Мясищева, «Эмоциональным заболеванием» личности.
Родители часто заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое кажется им не столь важным. Действия взрослых с раннего возраста блокируют эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезаптационных форм поведения (агрессивности, конфликтности, тревожности, что мешает полноценному и всестороннему развитию ребёнка.
Исследования психологов по данному вопросу, а также личные исследования и наблюдения, говорят об увеличении детей страдающих проблемами в общении, наличие агрессивности, тревожности, конфликтности, что не дает ребёнку полноценно развиваться. Поэтому была разработана данная программа, с учётом перечисленных трудностей.
Основные задачи программы
1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний. Чувств.
2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.
4. Развить умение чувствовать и понимать другого.
5. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
6. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
7. Способствовать развитию творческих способностей и воображения.
8. Развить любознательность, наблюдательность.
9. Способствовать сплочению детского коллектива.
Структура занятий
- Постоянный ритуал начала занятий;
- игры - перевоплощения или игры-беседы с обсуждением ситуаций
- этические сказки, пластические этюды, игры с различными элементами;
- обсуждение занятий с детьми;
- ритуал прощания.
При необходимости вводится «минута шалости».
Занятия проводятся один раз в неделю, курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группу.
Всего занятий: в старшей группе – 27
в подготовительной - 18
Длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу.
Количество детей не должно превышать 6-8 человек. Число должно быть чётным, чтобы действовать в парах.
При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается всё, что говорится ими.
При работе:
- позитивно подкрепляются все ответы детей;
- создаётся атмосфера взаимного доверия;
- обеспечивается независимость в выборе принятия решения;
- оказывается положительная поддержка личности ребёнка.
Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.
Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с проблемами в поведении.
Тематическое планирование
в старшей группе.
№
занятия Тема занятия Кол-во часов
1. «Как меня зовут» 0,5 ч.
2. «Друг» 0,5 ч.
3. «Давай познакомимся» 0,5 ч.
4. «Я твой друг» 0,5ч,
5. «Пожалей» 0,5ч.
6. «Положительные эмоции» 0,5ч.
7. «Что ты чувствуешь» 0,5ч.
8. «Мечты» 0,5ч.
9. «Настроение» 0,5ч.
10. «Перевоплощение» 0,5ч.
11. «Какой я, когда боюсь» 0,5ч.
12. «Паучок» 0,5ч.
13. «Поможем игрушкам» 0,5ч.
14. «Облака» 0,5ч.
15. «Тревога» 0,5ч.
16. «Заряд бодрости» 0,5ч.
17. «Добрые дела» 0,5ч.
18. «Как можно поздороваться» 0,5ч.
19. «Чудо» 0,5ч.
20. «Весна» 0,5ч.
21. «Качели» 0,5ч.
22. «Мы скульпторы» 0,5ч.
23. «Зазнайка» 0,5ч.
24. «Защита» 0.5ч.
25. «Моё настроение» 0,5ч.
26. «Животные» 0,5ч.
27. «Мы растём» 0,5
Всего: 13,5 ч.
Тематическое планирование
в подготовительной группе.
№
занятия Тема занятия Кол-ва часов
1. «Мы соскучились» 0,5ч.
2. «Что изменилось за лето» 0,5ч.
3. «Семья» 0,5ч.
4. «Что делать?» 0,5ч.
5. «Осень» 0,5ч.
6. «Насекомые» 0,5ч.
7. «Дождь» 0,5ч.
8. «Человек» 0,5ч.
9. «Жадность» 0,5ч.
10. «Друзья» 0,5ч.
11. «Помогу другу» 0,5ч.
12. «Ты часть природы» 0,5ч.
13. «Угадай настроение» 0,5ч.
14. «Превращение» 0,5ч.
15. «Хвастун» 0,5ч.
16. «Доброта» 0,5ч.
17. «Природа» 0,5ч.
18. «Ты один дома» 0,5ч.
Всего: 9ч.
Литература
1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Иосква 2002г
.
2. Котова Е. В. «В мире друзей» программа эмоционально-личностного развития детей. Москва 2002г.
3. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. Москва 1998г.
4. Изард К. Е Эмоции человека. Москва 1980г.
5. Левис Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.