Лучший педагог года

Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»

Дмитрий Николаев
Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»

ЮНЫЕ РАЗВЕДЧИКИ

Педагог дополнительного образования

Николаев Дмитрий Александрович

Итатский

2015

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

2. Задачи

3. Формируемые компетенции

4. Учебно-тематический план

5. Содержание образования

1. Пояснительная записка

Публикация «Программа туристско-краеведческой направленности „Юные разведчики“» размещена в разделах

1.1. Программа «Юные разведчики» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида туристско-краеведческой направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

1.2. Актуальность программы определяется необходимостью приобщения молодёжи к здоровому духовному и физическому образу жизни, развития у неё мотивации к социально полезной деятельности, формирования навыков некриминального пути социализации в современном мире. Эта проблема является первостепенной потому, что:

в молодёжной среде посёлка всё шире проявляется общее падение нравственности, гражданственности и патриотизма из-за тотального навязывания чуждых ценностей потребления, цинизма, гедонизма и разврата;

посёлок значительно отдалён от центров культуры, имеющаяся в нём культурная инфраструктура слабо развита;

в условиях роста числа природных и техногенных катастроф молодые люди должны владеть умениями и навыками, необходимыми при действиях в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;

юноши в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» должны быть готовы к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

1.3. Педагогическая целесообразность программы выражается в определенной мере педагогического вмешательства, разумной достаточности в обучении. Предусмотренное программой содержание образования дополняет воспитательную деятельность семьи и школы и направлено на формирование у учащихся внутренней культуры, характера, дисциплины, воли, коллективизма, воспитание уважения к окружающим, старшим, готовности оказать помощь слабым и нуждающимся, способности к адаптации в современном обществе.

1.4. Отличительной особенностью программы является её комплексный характер. Предусмотренное ею содержание образования с учетом ближних и дальних перспектив, возрастных, половых и психологических особенностей учащихся предполагает расширение у них объёма знаний, формирование нужных для жизни умений и навыков, которые могут применяться в жизни сразу, по принципу «Здесь и сейчас!», выработку таких нравственно-волевых качеств личности, как твердость духа, воля, терпение, настойчивость.

1.5. Цель программы – формирование духовно-нравственной личности с развитыми умениями и навыками, необходимыми для творческого освоения мира, продолжения образования.

1.6. Программа является модифицированной. В её основу заложена программа Шишлянникова С. М. «Юные разведчики». При этом взятые из неё разделы «Разведчество», «Родиноведение», «Специальная подготовка» и «Скаутская практика» адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога. Также в программу включены внеаудиторные занятия – экскурсии, походы, встречи, слёты, соревнования, участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка» и другие, направленные на обучение учащихся способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков на практике для поддержания высокого уровня их умственной и физической работоспособности.

1.7. По структуре программа является комплексной, включающей разделы «Разведчество», «Духовное воспитание», «Родиноведение», «Специальная подготовка» и «Скаутская практика», направленные на реализацию единой цели.

1.8. По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами развивающей, спортивно-оздоровительной и социально адаптирующей деятельности.

1.9. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – нацеленной на вооружение новыми знаниями и прикладными навыками и умениями, дающими возможность реализовать себя в разных сферах практической творческой деятельности.

1.10. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний и формирующей предметные и ключевые компетенции в предусмотренных ею областях знаний.

1.11. Исходной теоретической основой программы являются положения о

формировании полноценной личности с высоким общекультурным уровнем, развитыми творческими способностями, сформированными практическими умениями и социально значимыми личностными качествами;

1.12. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить обучение и воспитание к индивидуальным физиологическим, психологическим качествам каждого молодого человека.

1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого молодого человека.

1.14. Срок реализации программы :

программа рассчитана на 1 года обучения;

общая продолжительность обучения (216 учебных часа в год).

1.15. Режим занятий:

занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа, включающие непосредственно занятия продолжительностью 45 минут и перерыв (перемену) между занятиями продолжительностью 15 минут;

принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.16. Возраст обучающихся: 12 – 18 лет.

1.17. Количество обучающихся в группе: не менее 15 человек.

1.18. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.

1.19. Формы занятий:

1) аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются теоретические и практические занятия;

2) внеаудиторные занятия – экскурсии, походы, встречи, слёты, соревнования, участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка» и другие.

1.20. Формы подведения итогов реализации программы :

текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;

промежуточный контроль в ходе первого и второго года обучения в режиме работы центра без специально отведённого для него времени в форме мониторинга

участия учащихся в туристско-краеведческой и социально полезной деятельности;

итоговый контроль в конце третьего года обучения в форме мониторинга участия учащихся в туристско-краеведческой и социально полезной деятельности в течение трёх лет обучения.

2. Задачи программы

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

дать знания по скаутингу и углубить по родиноведению;

развивать и совершенствовать умения и навыки по разделам специальной подготовки и скаутской практики;

формировать человека и гражданина, обладающего высокими морально-волевыми качествами, гражданско-патриотическими и интернациональными убеждениями, уважающего культурное и историческое наследие народов России;

4. Учебно-тематический план

Темы занятий Часов

всего теория практика

1 год обучения 216 56 160

1. Вводный цикл 2 2

2. Разведчество 10 10

3. Духовное воспитание 12 12

4. Родиноведение 14 8 6

5. Специальная подготовка 108 18 90

6. Скаутская практика 70 6 64

5. Содержание образования

1 год обучения

1. Вводный цикл (2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с содержанием программы. Закрепление правил техники безопасности и охраны безопасности жизни и здоровья. Пропаганда здорового образа жизни, преодоления поведенческих факторов риска для здоровья – употребления наркотиков, алкоголя, курению, ранних половых контактов и др. Обсуждение материалов периодической печати по вопросам здоровьесбережения.

2. Разведчество (10ч.)

Теоретическая часть. Кто такие скауты. Основная символика скаутов: салют, девиз, галстук, рукопожатие, гимн. Структура скаутского объединения: звено, отряд, дружина, отдел. Форма. Знаки различия: разряды, награды, значки, звания. Законы и заповеди скаутов. Скаутские традиции. Осенний, зимний и весенний многодневные слёты скаутских отрядов северных районов Кузбасса.

3. Духовное воспитание (12ч.)

Теоретическая часть. Понятие базовых национальных ценностей. Патриотизм как любовь к Родине, к своему народу, служение Отечеству. Социальная солидарность как свобода личная и национальная, доверие к людям, государству, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Семья как любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Труд и творчество как уважение к труду и людям труда, творчество, созидание, целеустремлённость и настойчивость. Наука как ценность знаний, стремление к истине, научная картина мира.

4. Родиноведение (14ч.)

Теоретическая часть. Гимн, флаг, герб России. Знакомство с картой современной России. Исторические периоды страны. Дни воинской славы России.

Практическая часть. Подготовка и проведение праздников Дня народного единства (4 ноября) и Защитника Отечества (23 февраля). Организация и проведение велопробега, посвящённого Дню Победы (9 мая). Экскурсии в музеи, картинные галереи посёлка, района, Кузбасса. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла, замечательными людьми посёлка, района, Кузбасса.

5. Специальная подготовка (108ч.)

Теоретическая часть. Строй, команды, подаваемые голосом, свистком, руками. Правила выполнения физических упражнений. Работа с картой и компасом. Основы гигиены, здорового образа жизни. Физзарядка и закаливание. Профилактика травматизма и оказание домедицинской помощи.

Практическая часть. Отработка строевых приёмов. Упражнения на силу, гибкость, ловкость, выносливость, быстроту. Приёмы самостраховки. Передвижения и стойки (фронтальная, боковая). Соревнования по направлениям специальной подготовки.

6. Скаутская практика (70ч.)

Теоретическая часть. Основные сигналы бедствия и способы передачи их. Обращение с ножом, топором, пилой, лопатой. Меры безопасности. Скаутские знаки.

Практическая часть. Первая медицинская помощь. Многодневные походы с целью творческого применения полученных знаний, умений и навыков на практике, деятельности по охране природы и подготовки к сдаче нормативов на значок «Турист России». Участие в ежегодном международном слете-фестивале скаутов Джамбори «Колесо времени», профильных сменах ГАОУ ДОД «Детский образовательно-оздоровительный (профильный) центр «Сибирская сказка».

Публикации по теме:

Интерактивная квест-игра «Разведчики» (подготовительная группа)Интерактивная квест-игра «Разведчики» (подготовительная группа) Интерактивная квест - игра «Разведчики»(подготовительная группа) Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Задачи:.

Программа кружка «Юные исследователи» Кружок «Юные исследователи» Воспитатель: Ахметова Р. Г. Пояснительная записка: В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями.

Педагогический проект «Разведчики природы» ПРОЕКТ «РАЗВЕДЧИКИ ПРИРОДЫ» Старшая ясельная группа. Воспитатель: Скорынина Т. П. Цель: Вызвать и поддерживать у дошкольников чувство радости.

Программа арт-студии «Жар-птица». Комплексная программа по развитию творческих способностей детей 3. Содержание программы Название цикла Тема Цель НОД Кол-во Осенниекартинки Диагностика творческого развития личности Выявить уровень.

Программа кружковой работы «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста Значение экспериментирования Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Спортивное развлечение к Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Разведчики» Спортивное развлечение посвящено Дню защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Разведчики». Дети входят в зал под марш.

Рисование «Ночные разведчики» в старшей группеРисование «Ночные разведчики» в старшей группе Цель: учить рисовать сову. Задачи: Учить детей передавать в рисунке характерные особенности совы: цвет, строение. Развивать умение рисовать.

Спортивное развлечение к 9 МАЯ «Разведчики на задании» (в средней группе) Цель: Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и уважения к Родине. Задачи: • Развивать двигательную активность, память, внимание,.

Открытое занятие в первой младшей группе «Разведчики» Цель: Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и уважения к Родине. Задачи: · Развивать двигательную активность, память, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа туристско-краеведческой направленности «Юные разведчики»
Опубликовано: 9 января 2016 в 15:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД