Папки-передвижки

Программа «Юный краевед»

Елена Дракина
Программа «Юный краевед»

Проект

«Юный краевед»

«Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»

Разработала:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад Дружинский»

Дракина Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Речка, хлебные поля и березовая роща, песни своей бабушки – все эти с детства знакомые картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранение истории – одна из важных задач сегодняшнего дня. Поэтому в настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.

Публикация «Программа „Юный краевед“» размещена в разделах

Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.

Академик Д. С. Лихачев говорил «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

В. А Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Считается, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Поскольку у детей 5-6 лет еще нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с родины малой, т. е. семьи, рода, родного города, села. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счет новых знаний, а также пойдет углубление прежних представлений.

Цель программы – содействовать развитию интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитанию патриотических чувств и любви к малой родине.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц) ;

2. Приобщать к культуре традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие;

3. Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

В основу программы положены следующие принципы:

- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания и обучения;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- уважение к личности каждого ребенка.

Формы краеведческих занятий с детьми – это заочные путешествия по родному краю, игры, беседы, праздники и т. д.

Методы краеведческой работы творческие, словесные, наглядные практические. Их разнообразие, правильный выбор, использование делает краеведческую работу более эффективной.

Средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Ожидаемые результаты.

Знать:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего края.

• некоторые сведения из истории своего села, края;

• о достопримечательностях своего села, края.

• о традиционных праздниках русского народа;

• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах; оказывать им практическую помощь.

Уметь:

• приводить примеры полезных ископаемых Омского края,

• называть некоторые растения и животные Омского, занесенные в Красную книгу,

• уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края,

• изготавливать народные куклы, составлять генеалогическое древо семьи

• уметь ориентироваться по карте.

Понимать:

• что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,

• что необходимо личное участие каждого в общем, деле охраны природы,

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Село Седельниково - часть Омского края, Омский край - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой.

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа. Седельниково - это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.

Содержание программы

Сентябрь

Тема «Мой дом моя крепость»

1. Кто Я? Что обозначают наши имена.

2. Моя семья. Родословная семьи.

3. Осенины

Беседа с детьми о происхождении имен. Заполнение ромашки «Кто Я?»

Рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа своей семьи.

Итоговое мероприятие

Праздник «Осенние посиделки»

Оформление альбома «Моя семья»

Октябрь

Тема «Моя малая родина»

1. С чего начинается Родина?

2. Путешествие в прошлое села.

3. Улицы моего села.

4. Покров – первое зазимье- (14 октября)

1. Беседа с детьми «Мы – русские

2. Рассказ о происхождении и названии села.

3. Развивающая игра «Пройди до указанного места». Творческие рассказы детей об улицах села.

4. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Омск»

Ноябрь

«Дружино – село трудовой славы»

1. Виртуальная экскурсия по организациям в нашем селе.

2. Беседа с детьми «Профессии наших предков»

3.«Кем я хочу быть, когда вырасту»

4. Спиридон – солнцеворот

1. Беседа с детьми о предприятиях, где работают их родители

2. Беседы, рассматривание альбома «Дело мастера боится»

3. Отражение впечатлений в деятельности детей.

4. Знакомство с обычаями проведения этого дня

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Дружино»

Декабрь

«Путешествие по карте»

1Дидактическая игра «Географическая матрешка».

2. Полезные ископаемые Омского края

3. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус.

1. Знакомство с географическими понятиями

2. Знакомство с природными ресурсами Омского края. Рассматривание физической карты.

3. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

Итоговое мероприятие

Новогодний утренник «Проказы Бабы – Яги»

Январь

«История вещей»

1. Деревенская утварь, орудия труда

2. Одежда наших бабушек.

3. Рождественский сочельник.

1. Рассматривание экспонатов музея народного быта

2. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

3. Знакомство с традициями Рождественских праздников. Изготовление элементов к маскарадным костюмам.

Итоговое мероприятие

Сбор деревенской утвари.

Февраль

«Богатыри земли Дружинской»

1. Защитники Отечества.

2. Стретенье, готовимся к Масленице

1. Рассказ о мужественной борьбе русского народа в ВОВ, о ветеранах, тружениках тыла.

(пение и слушание песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне или служили в «горячих точках»).

2. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля, масленичных приговоров, игр. Знакомство с приметами Сретенья. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

Итоговое мероприятие

«Наши папы – защитники»

Март

«Детский фольклор»

1 «Все цветы для Вас»

2. Сказка ложь, да в ней намек…

3. «Сороки» (Прилетите жаворонки, к нам)

1. Беседа об истории праздника

2. Викторина по сказкам

3. Знакомство с обычаями проведения этого дня

Итоговое мероприятие

Праздник «Все мамы хороши»

Апрель

«Игры наших предков»

1. Игрушки наших бабушек и дедушек.

2. Мастер-класс «Куклы своими руками»

1. Знакомство с народными игрушками

2. Изготовление тряпичных кукол. 3. Мероприятие с элементами игры

Итоговое мероприятие

Развлечение «Весёлые посиделки»

Май

«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА»

1. Чтение стихов, рассказов о ВОВ

2. Музыкально – литературная композиция «Детство, опалённое войной»

1. чтение стихов, рассазов рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий

2. Беседа об истории праздника

Итоговое мероприятие

Оформление альбома «Стихи военных лет»

Публикации по теме:

Программа по краеведению «Юный арзамасец» Программа «Юный арзамасец» в подготовительной группе. С детьми подготовительной группы в прошлом году мы работали по программе «Юный арзамасец».

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно.

Фотоотчет «Юный армеец.»Фотоотчет «Юный армеец.» Каждый год перед праздником Днем защитника Отечества в нашем любимом городе Томске проходят спортивные соревнования среди дошкольных учреждений.

Книга Юный пожарный Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 6 «Юный пожарный» Воспитатель: Раупова Д. И. Городской округ.

Мастер-класс-изготовление объемного рисунка «Юный краевед»Мастер-класс-изготовление объемного рисунка «Юный краевед» Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: "Юный краевед", тему я выбрала исходя из того, что я веду кружок "Туризм и краеведение".

Проект «Юный метеоролог»Проект «Юный метеоролог» Тема проекта: «Юный метеоролог» Вид проекта: информационно – исследовательский. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта:.

Проект «Юный олимпиец» Паспорт проекта «Юный олимпиец» МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок» Полное наименование проекта. «Юный олимпиец» Авторы проекта Примак Н. А,.

Программа дополнительного образования «Юный патриот земли макарьевской» (срок реализации: 3 года) Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Юный Петербуржец Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Юный краевед»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 06:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД