МААМ-картинки

Программа закаливания детей дошкольного возраста (2 фото)

Александра
Программа закаливания детей дошкольного возраста

Система закаливающих мероприятий

В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При правильно проводимом закаливании :

Публикация «Программа закаливания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Повышается устойчивость организма ребенка к меняющимся условиям внешней среды, контрастным изменениям отдельных ее факторов.

2. Возрастает сопротивляемость организма болезням.

3. Стимулируется общее физическое и нервно - психическое развитие.

4. Повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам.

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.

Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.

"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Закаливание детей старшего дошкольного возраста

Подготовительная к школе группа:

1. Сон на свежем воздухе.

2. Воздушно - контрастное закаливание.

3. Обширное умывание после утренней гимнастики и дневного сна.

4. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов С) - 4 квартал.

5. Полоскание рта прохладной водой после дневного сна, после еды.

6. Ходьба босиком.

Методика закаливающих мероприятий

Обширное умывание

Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:

на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;

на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;

на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;

на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;

на счет "5" - обтираем лицо и уши.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Ходьба по мокрым дорожкам

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1- 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полсу из легко стирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при температуре пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.

Полоскание полости рта

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта.

Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а!».

Сон на свежем воздухе

Оздоровительно действие воздуха необходимо также использовать при дневном сне.

Во время сна ребенку необходим тепловой комфорт, который достигается путем подбора одежды соответственной температуре воздуха в помещении. Температура в спальне постепенно снижается от +18 до +15 градусов С. Вид одежды: байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, теплое одеяло.

Во время сна, для поддержания нужной температуры воздуха, открывают с одной стороны фрамуги, окна. Закрывают их за 20 -30 минут до подъема детей.

В теплое время года, во время сна, надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в трусах. Помещение, в котором спят дети должно быт проветренным.

В спальне должен находиться градусник измерения температуры воздуха.

Обливание ног

В ногомойку ставят стул, два ведра с водой и ковшом. Пол застилается ковриком или одеялом. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем (3квартал).

По мере привыкания (4 квартал, ребенок обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуется 2 ковша воды.

Примечание: обливание ног (стоп) не проводится, пока ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.

Обтирание ног

С течением времени и выработкой привычки обливания стоп и голеней, воду можно заменить снегом от 30секунд до 5 минут. Обтирание снегом проводится также от стопы к голени (3-4 квартал).

План работы на 2022-2023 учебный год:

Сентябрь 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +20 градусов С

3. Учим методике растирания

4. Хождение босиком в носочках с 3-25 минут

5. Полоскание рта

6. Хотьба по мокрым дорожкам

7. Обливание водой стоп (после сна) при помощи взрослого

Реквизит-соль, мокрые дорожки

Октябрь 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +19 градусов С

3. Продолжаем учить методике растирания

4. Хождение босиком с 3-5 минут

5. Полоскание рта

6. Хотьба по мокрым дорожкам

7. Обливание водой стоп (после сна)

8. Общирное умывание при помощи взрослого

9. Утренняя зарядка на улице, или при открытом окне 3 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка

Ноябрь 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +18 градусов С

3. Хождение босиком с 5-10 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обливание водой стоп (после сна)

7. Общирное умывание

8. Утренняя зарядка при открытом окне 3-4 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка, пижама

Декабрь 1. Солнечные ванны- 1 раз в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +18-17 градусов С

3. Хождение босиком с 10-12 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обливание водой стоп и голеностопа (после сна)

7. Общирное умывание

8. Утренняя зарядка при открытом окне 3-4 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка, пижама

Январь 1. Солнечные ванны- 1 раз в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +18-17 градусов С

3. Хождение босиком с 12-15 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обливание водой стоп и щиколотки (после сна)

7. Общирное умывание

8. Утренняя зарядка при открытом окне 3-4 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка, пижама

Февраль 1. Солнечные ванны- 1 раз в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +17-16 градусов С

3. Хождение босиком с 15-17 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обтирание снегом стоп (после сна)

7. Общирное умывание

8. Утренняя зарядка при открытом окне 3-4 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка, пижама, снег

Март 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +17-16 градусов С

3. Хождение босиком с 17-20 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обтирание снегом стоп щиколоток (после сна)

7. Общирное умывание

8. Утренняя зарядка при открытом окне 3-4 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка, пижама, снег

Апрель 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе при температуре +16-15 градусов С

3. Хождение босиком с 20-25 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обливание водой стоп щиколоток (после сна)

7. Обширное умывание

8. Утренняя зарядка при открытом окне 3-4 минуты

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка

Май 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе

3. Хождение босиком с 20-25 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обливание водой стоп щиколоток (после сна)

7. Обширное умывание

8. Утренняя зарядка на свежем воздухе

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка

Июнь 1. Солнечные ванны- 2 раза в день

2. Сон на свежем воздухе

3. Хождение босиком с 20-25 минут

4. Полоскание рта

5. Хотьба по мокрым дорожкам

6. Обливание водой стоп щиколоток на свежем воздухе

7. Обширное умывание

8. Утренняя зарядка на свежем воздухе

Реквизит-соль, мокрые дорожки, варежка-мочалка

Литература

1. В. Г. Алямовская "Как воспитать здорового ребенка", Москва, 1993г.

2. Современный методы закаливания детей в дошкольных учреждениях. Информационное письмо. Иваново, 1991г.

3. Н. Н. Усов "Здоровый ребенок", Минск, 1994г.

Программа закаливания детей дошкольного возраста
Фото №1 Закаливание детей закаливающих мероприятий В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости
Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа закаливания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2022 в 14:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД