Папки-передвижки

Занятия для развития познавательного интереса у детей старшего возраста

Оксана Ананьева
Занятия для развития познавательного интереса у детей старшего возраста

Занятие № 1.

Задачи: создание условий для успешной работы детей в группе, развитие коммуникативных навыков, адаптация в коллективе, снятие эмоционального напряжения.

Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия. Вступительное слово педагога.

Дошкольникам объясняются цели занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка. Садимся на коврик по кругу.

Публикация «Занятия для развития познавательного интереса у детей старшего возраста» размещена в разделах

Упражнение «Давайте улыбнемся». По очереди дети дарят друг другу улыбки.

Затем здороваемся по именам. «Здравствуй, Коля, Здравствуй, Света», прикасаясь ладошками.

Игра «Мячик».

Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч, Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч. Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего.

Игра «Тропинка».

Встаньте все в затылок за. (в этой игре руководитель сам выбирает ведущего). Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке.

Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего. Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. «Начали!»

Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих игры, следует разобрать вместе с детьми изображение тех препятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения.

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 2.

Задачи: стимулирование внутригруппового общения, развитие познавательного интереса, творческой и эмоциональной сферы.

Инструментарий: мяч, цветной песок, карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка. Упражнение «Волшебный клубочек». Цель: способствовать сплочению детей, развитию эмоциональной привязанности между ними. По кругу передается клубочек, и дети ласково называют друг друга: Светочка, Леночка, Игорек, Сашенька.

Игра «Закончи слово».

Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, кото-рые будут начинаться, например, на слог; ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вам мяч и говорить первый слог слова. Вы должны будете поймать мяч и, кинув мне его обратно, договорить это слово (т. е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог ра- (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог, а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.

Арт-терапевтическое упражнение (творческий компонент).

Нарисуй себе наряд, который помог бы тебе выразить себя, быть тем, кем ты хотел быть ( например: волшебная майка с крылышками, чтобы ты мог летать). Потом дети обсуждают рисунки и мечты друг друга.

Упражнение с цветным песком.

На тарелочки насыпан песок, необходимо пальцем нарисовать солнышко, тучу, травку.

Релаксация.

Цель: помочь детям расслабиться и отдохнуть. Предлагаю детям лечь на коврики, закрыть глаза и послушать музыку ветра, пение птиц.

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 3.

Задачи: развитие познавательной сферы, стимулирование внутригруппового общения, развитие творчества, снятие напряжения, развитие саморегуляции.

Инструментарий: карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка. Ведущий начинает, дети продолжают по кругу. Каждый говорит: «Сегодня хороший день, потому что…».

Игра «Дотронься до…».

Инструкция: Ребята, я вам буду называть до чего или до кого вы должны дотронуться и буду считать до трех, а вы постарайтесь как можно быстрее найти предмет или человека и прикоснуться. Например: дотроньтесь до любого предмета, находящегося слева от вас; до деревянного предмета, находящегося справа от вас; до предмета красного цвета, находящегося впереди.

Дети, для выполнения следующих заданий я предлагаю вам присесть за столы.

Упражнение «Графический диктант».

Инструкция № 1: Поставьте, пожалуйста, карандаш в самую верхнюю точку. Слушайте внимательно. Помните, карандаш нельзя отрывать от бумаги до конца упражнения. Итак, 1 клеточка вверх, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо,1 клеточка вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо. Дальше продолжите рисовать этот узор самостоятельно до конца строки.

Арт-терапевтическое упражнение (творческий компонент).

Сделай отпечаток своей руки на бумаге, а потом подумай, как можно раскрасить ладошку. Потом дети обсуждают рисунки друг друга.

1. Узнать, какие русские народные сказки знают дети.

2. Показать иллюстрацию к знакомой русской народной сказке, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок». Предложить назвать сказку.

3. Попросить перечислить героев этой сказки.

4. Предложить дать оценку героев сказки (хороший, плохой, добрый, злой, испуганный, смелый).

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 4.

Задачи: развитие познавательного интереса, творческое развитие, снятие напряжения, развитие саморегуляции.

Инструментарий: мяч, карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка. Упражнение «Волшебный клубочек». Цель: способствовать сплочению детей, развитию эмоциональной привязанности между ними. По кругу передается клубочек, и дети ласково называют друг друга: Светочка, Леночка, Игорек, Сашенька.

Игра «Закончи предложение».

Психолог начинает предложение, потом бросает мяч любому ребенку, которому нужно закончить предложение. Например: Зимой холодно, …. а летом тепло. Птицы летают, а … змеи ползают.

Упражнение «Четвертый лишний».

Дети располагаются по кругу. Инструкция: Ребята, я вам буду бросать мяч, и называть 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Вы должны определить лишний предмет, т. е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч мне.

Варианты слов:

Стол, стул, кровать, чайник;

Лошадь, кошка, собака, щука;

Елка, береза, дуб, земляника;

Огурец, репа, морковь, заяц;

Волк, лиса, медведь, кошка;

Кукла, машинка, скакалка, книга;

Воробей, орел, оса, ласточка;

Пенал, яблоко, карандаш, тетрадь.

Арт-терапевтическое упражнение (творческий компонент).

Упражнение «Создание нового мира». Придумай и нарисуй, как был создан этот мир, как в нем все образовалось. Расскажи и покажи другим.

Потом дети обсуждают рисунки и мечты друг друга.

Упражнение «Сказка».

Детям предлагается самим сочинить сказку. Один ребенок начинает рассказывать, остальные продолжают его рассказ по смыслу.

Релаксация.

Цель: помочь детям расслабиться и отдохнуть. Предлагаю детям лечь на коврики, закрыть глаза и послушать музыку ветра, пение птиц.

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 5.

Задачи: развитие творчества, снятие напряжения, развитие саморегуляции, снижение тревожности, развитие коммуникативности.

Инструментарий: мяч, карандаши, бумага, музыкальное сопровождение. Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка «Подарок».

Дети встают в круг. Предлагаем изобразить какой-то предмет (цветы, игрушку, книгу и т. д.) и подарить тому, кто рядом. И так по кругу.

Игра «Паровозик».

Цель: эмоциональное сплочение детей.

Описание: ребенок впереди – это паровозик. Он выбирает себе другой вагончик, подходит к нему со словами «Паровозик, чух – чух – чух» и называет свое имя, выбранный вагончик в ответ называет свое имя, и становится первым паровозиком, а выбранный ребенок– его вагончиком. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозик не будут включены все дети.

Игра «Составим сказку».

Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить ее содержание. А теперь мы по-пробуем рассказать эту сказку следующим образом, каждый из при-сутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем так, чтобы у нас с вами получилась целая сказка. Если у кого-то из детей возникают трудности во время игры, ему следует помочь. Помочь этому ребенку может руководитель или сами дети.

Арт-терапевтическое упражнение.

Чернильные пятна и бабочки.

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе.

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 6.

Задачи: развитие познавательного интереса, развитие творчества, снятие напряжения, развитие саморегуляции, снижение тревожности, развитие коммуникативности.

Инструментарий: колокольчик, карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка. Ведущий берет в руки колокольчик, звенит и передает его рядом стоящему ребенку со словами: «… ты самый умный». И так далее ребята передают колокольчик по кругу, говоря при этом приятные слова другому.

Игра «Рассказ наоборот».

Детям предлагается попробовать сочинить рассказ наоборот, то есть с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий «в конце часовой стрелки», например: «И после этого они жили долго и счастливо». Следующий перед ним сосед продолжает» «Наконец они помирились». И дальше таким же образом. Причем тот, кто нарушил обратную последова-тельность повествования, выходит из игры.

Рекомендации: в эту игру нужно поиграть два раза, причем в первый раз не следует ошибившихся детей исключать из игры, а нужно им помочь исправить ошибку. Второй раз в игру поиграть, уже честно, соблюдая правила, с исключением ребят, допустивших ошибки. Выделить из детей лучших.

Упражнение. «Запомни свое место».

Ведущий быстро и четко называет место в комнате для каждого ребенка, которое он должен занять по команде руководителя. Например, у одного ребенка это место - угол, у другого - стул, у третьего - около двери. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде: «Занять свое место - они разбегаются по своим местам.

Рекомендации: команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки. Игру провести 2-3 раза. Если дети сумели справиться быстро и верно с этой игрой, к ней не следует возвращаться. При допущении ошибок, игру можно провести на следующем занятии.

Игра.

Ребята, я сейчас буду называть ситуации, а вы должны ответить, кто это обычно делает.

Ходить в школу …

Носить портфель …

Выполнять домашние задания …

Печь пирожки …

Ходить на работу …

Следить за порядком в детской комнате …

Ремонтировать машину… и т. д.

Арт-терапевтическое упражнение.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью акварели рисунок. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать, как они смешиваются и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать дать образам названия. Возможно групповое взаимодействие. Потом общее обсуждение.

Игра «Постановка».

Детям предлагается выбрать сказку. Затем распределить роли в ней и показать сказку остальным детям.

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 7.

Задачи: развитие познавательного интереса, снятие напряжения, развитие саморегуляции, снижение тревожности, развитие творчества.

Инструментарий: карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Арт-терапевтическое упражнение.

Групповое рисование сказки. Нужно дать детям большой лист (ватман). Один ребенок начинает рисовать на нем, потом передает лист бумаги дальше. Следующий ребенок продолжает рисунок, и так по кругу дальше. Дети сами выбирают сюжет из любой сказки.

Упражнение «Найди и зачеркни».

Инструкция: Посмотрите, ребята, на ваших листочках написано много разных букв. Я предлагаю выполнить сейчас такое задание. Найдите, пожалуйста, все буквы А и зачеркните их простым карандашом. Задание начинаем выполнять с самой первой строки.

А теперь поменяйтесь своими листочками с соседями по парте. Проверьте, все ли буквы зачеркнуты. Если есть пропущенные, зачеркните их красным карандашом.

Арт-терапевтическое упражнение. Техника драматерапии. Пантомима.

Выбирается один ребенок из группы. Он становится перед другими детьми и без слов, жестами, мимикой, позами старается изобразить что-либо. Задача других детей – угадать, что показывает ведущий ребенок. Затем тот, кто угадал, продолжает игру. И так игра продолжается.

Рефлексия занятия : с чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам понравилось на нем? Что не понравилось?

Занятие № 8.

Задачи: развитие познавательного интереса, развитие эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие саморегуляции, снижение тревожности.

Инструментарий: мяч, карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Приветствие. Давайте скажем друг другу «Добрый день!».

Разминка. Подарок.

Игра в мяч.

Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!» Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и ловит мяч. Она задумывается, подбрасывает мяч и кричит новое имя. Тот из детей, кто заигрался и не услышал своего имени, становится «зрителем» (выбывает из игры).

Упражнение «Дракон кусает свой хвост».

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребенок - «голова Дракона», последний - «хвост Дракона». «Голова Дракона» пытается поймать «хвост», а тот убегает от нее.

Рекомендации: ведущими в этой игре нужно дать возможность побы-вать многим детям. Во время игры следите, чтобы дети не отпускали друг друга.

Арт-терапевтическое упражнение (творческий компонент). Техника драматерапии. Постановка сказки. Сначала выбирается сказка, знакомая детям. Потом выбираются дети на роль героев сказки. Они обсуждают подробности, репетируют и показывают сказку остальным детям.

Упражнение «Слушай и исполняй».

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в какой они были названы ведущим,

Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки. Повернуться налево (на 90 градусов, присесть, встать. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

Рекомендации: в первую игру ведущим должен быть или руководи-тель группы, или ребенок, заранее подготовленный к этой игре. На первом занятии детям не надо давать сразу 4 задания, т. к. им будет сложно справиться с ними в первый раз. Можно предложить сначала только два задания и посмотреть, как ребята с ними справляются. Если у них получается повторить два задания, то можно добавить третье и четвертое. Но если детям оказывается сложно сделать верно два задания, нужно отработать их выполнение и на следующее занятие добавить другие движения.

Релаксация. «Желаю тебе». Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и высказать пожелания друг другу. Игра проходит следующим образом: один ребенок становится в центр и выбирает себе кого – то из нас, пожимает руку и произносит: «Желаю тебе…». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем выбирается третий участник. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник и круг замкнется, мы все дружно скажем: «Желаем всего самого хорошего!». Рефлексия занятия.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия для развития познавательного интереса у детей старшего возраста
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 20:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД